Что даст Абдулатипов Дагестану?

Первые комментарии к смене власти в Дагестане ясно показывают, что наблюдающие за Северным Кавказом мыслят в основном краткосрочной перспективой. Их главным образом волнует, сумеет ли новый и.о. главы региона Рамазан Абдулатипов контролировать там ситуацию до всенародных выборов (если они все же состоятся); сумеет ли он "удержать" регион до Олимпиады; договорится ли с наиболее влиятельными дагестанскими муниципальными главами - мэром Махачкалы Саидом Амировым, главой Хасавюрта Саидпашой Умахановым; будет ли он свободен от контроля со стороны своего предшественника Магомедсалама Магомедова, перешедшего на очень высокий пост в Москве.

Однако об этих ли проблемах стоит думать сегодня? Любая перелицовка фасада дагестанской власти, какой бы резонанс она ни вызвала, не способна решить коренные проблемы этой республики. Дагестан - не тот регион, где можно рассчитывать, что будет "все как есть, только спокойнее". Криминальная турбулентность, в зоне которой республика находится уже третий десяток лет, на мой взгляд, связана в первую очередь не с конкретными чиновниками и не с происками "коварного зарубежья", а с особенностями исторического пути Дагестана.

Традиционный уклад жизни в Дагестане, особенно в горах, существовал дольше, чем в других регионах Северного Кавказа, и во многом сохраняется до сих пор. Одна из причин этого, как ни странно, климатическая: в горной части Дагестана земли, пригодные для занятия сельским хозяйством, простираются до бóльших высот, чем в соседних республиках, так что земельный дефицит был не таким острым. Того напора миграции горцев на равнину, который был в центральной и западной частях Северного Кавказа в первой половине 20-го века, в Дагестане, как доказывают историки, в тот период не было. Процент горского населения в основных городах дагестанской равнины был мизерным еще перед Великой Отечественной войной. В 1960-е годы советская власть приступила к массированному спуску населения с гор (раньше это происходило скорее эпизодически). Только с этого момента постепенно начали разрушаться нормы сельской жизни, в основе которых - опора на родственников, односельчан. (Для любителей спекулировать на тему "отсталости" тех или иных народов напомню, что, например, регионы Центральной России прошли аналогичный этап разрушения крестьянского общества тоже относительно недавно - с коллективизацией.)

Распад СССР застал Дагестан как раз на пути от "общинного" к более современному укладу, который по сути не успел сформироваться. Девяностые годы обернулись для Дагестана фактической транспортной изоляцией (из-за войны в Чечне) и крайним ослаблением присутствия центральной власти. Выдвинувшиеся тогда предприниматели, лидеры национальных движений по факту стали сами поддерживать порядок в регионе, опираясь на собственные "армии". Сформировалось несколько силовых центров власти, иногда конкурирующих, иногда договаривающихся между собой. С небольшими изменениями в сторону формальной легализации, эта система сохранилась и до сих пор. Причем ядро каждого такого центра власти - родственники, односельчане. Вполне "по традиции"...

Однако сел в республике много, а мест в верхах - гораздо меньше. Поэтому сегодняшняя дагестанская жизнь формирует в обществе крайне мощный запрос на перемены. Именно его используют, кстати, и радикальные течения, предлагая свою программу перемен. Этнические движения, постепенно возвращающиеся в дагестанскую политику после десятилетнего перерыва, также начинают большинство своих воззваний с напоминания, что "как сейчас, жить нельзя".

В Дагестане, чтобы начать мыслить оппозиционно, не надо читать Facebook или газеты соответствующей направленности. Там достаточно осознать, что, если ты и твоя семья оказались вне элиты, сформированной силовым путем в 90-е, то у тебя, скорее всего, нет перспективы не только заработать у себя на родине, но и с пользой распорядиться там средствами, заработанными в других регионах. Приведу лишь одну характерную деталь. Бум частного строительства, охвативший Дагестан, многие связывают с высокой рождаемостью. Однако как объяснить в этом случае целые улицы незаселенных, неотделанных частных домов (так называемых "каркасов") в городах и селах республики, в том числе там, откуда идет интенсивная трудовая миграция в другие регионы? Не в том ли причина их появления, что для местных жителей это единственное относительно безопасное вложение средств у себя на родине? Ведь отобрать силой "каркас" - в большинстве случаев все же не так интересно, как, например, отобрать развивающийся бизнес.

Сможет ли чиновник, присланный в Дагестан из Москвы, в одночасье изменить ту трагическую ситуацию, которая складывалась в республике многие годы? Вопрос скорее риторический. Однако смена власти происходит не каждый день, и приход нового руководителя может, по крайней мере, послужить поводом для того, чтобы общество попыталось осмыслить, куда идет регион, перед какой пропастью он оказался и почему. Понимание этого позволит хотя бы немного приблизиться к более продуманной политике на всех уровнях власти.

Источник
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Константин Казенин:
Лжепророк Талгат Таджуддин
Война в Ираке окончательно расколола российских мусульман
15.04.2003
Джихад Святой Руси
Верховный муфтий России объявил священную войну США
04.04.2003
Все статьи автора
Последние комментарии
На нас всех наложено Богом прещение
Новый комментарий от Natalie
07.04.2019
Читаем новости и делаем выводы…
Новый комментарий от Апографъ
07.04.2019
«Русской народной линии» 10 лет!
Новый комментарий от учитель
07.04.2019
Образ Богородицы из Урусово должен быть принесён в Москву
Новый комментарий от Игорь Бондарев
07.04.2019
Не надо спасать деревню – это утопия!
Новый комментарий от forca
07.04.2019
Ныне происходит небывалое искушение
Новый комментарий от Сант
07.04.2019
«Искони Церковь считала Святые Дары врачеством бессмертия»
Новый комментарий от Коротков А. В.
07.04.2019