Прошло восемь лет, и людей, не слышавших о ваххабитах, на просторах СНГ, наверное, почти не осталось. Слово "ваххабизм" неизменно звучит в связи с терактами, захватами заложников и прочими трагедиями, которыми мы насытились в последние годы. Из высокогорного села, в котором жила моя случайная дагестанская попутчица, ваххабитов удалили односельчане, не разделявшие их учения. А из располагающихся километрах в ста оттуда сел Карамахи и Чабанимахи ваххабитов "удаляли" уже с помощью танков и армейской авиации. Я не знаю, как сложилась судьба той дагестанки, но уверен, что теперь она наверняка не рискнула бы заявлять незнакомому человеку: "Я из ваххабитов". Такое признание вряд ли вообще от кого-либо можно сегодня услышать. Получается, "бесспорных" ваххабитов никто не видел, но слово "ваххабизм" все равно знают все.
Почему так стремительно пришел к нам этот новый "изм"? Правда ли, что наш ваххабизм - тот же, что в Саудовской Аравии? Правда ли, что исламский экстремизм в России связан именно с этим учением? Почему среди последователей ваххабизма оказывались люди с вполне обычной, "советской" биографией, а иногда и люди, достигшие на мирском поприще немалых высот? Верна ли точка зрения, что "педалирование" ваххабитской темы в СМИ было кому-то выгодно, и если да, то кому? Надежные ответы на эти вопросы когда-нибудь дадут историки. Пока российский ваххабизм - тема слишком "горячая", чтобы о ней беспристрастно судили специалисты. Публикуемые ниже материалы - только попытка представить это непростое явление в тех ракурсах, в которых оно предстает перед нашим читателем сравнительно редко.