Продолжаю читать Киево-Печерский патерик. В первой части изложил историю основания монастыря. Теперь пытаюсь осмыслить различные истории из жизни иноков этого монастыря, собранные в той же Лаврентьевской летописи.
Заметил несколько важных фактов.
Первый факт. Послание к Поликарпу.
Некий монах Поликарп искал место игумена и, очевидно, писал письма князьям, предлагая свои услуги. Дело житейское, хотя братия его осуждала за то, что пренебрег существующим порядком, когда выдвигать кандидатов на повышение следовало действующему игумену с согласия братии.
Но не в этом дело. В тексте перечисляются существующие на тот момент епархии: Владимирская и Суздальская, Ростовская, Юрьевская (ныне Тарту), Полоцкая, Белгородская, Туровская, Новгородская, Переяславская и так далее. Киевская епархия была одной из многих.
Про особую Киевскую Русь и ее особый статус ничего не написано. Это потому, что особой Киевской Руси в XI в. не существовало. Не существовало ее также в Х в. и XII в. Она появилась только в трудах советских ученых, историка Грекова в первую очередь. А он, как я понимаю, действовал по заказу отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС. Надо было обосновать, что у Украинской ССР был предшественник тысячу лет тому назад. Это был очень эффективный ход. К этой фальшивой теории присоединилось множество советских историков. Она до сих пор является господствующей. А нынешний Киевский режим использует эти доказательства для своей легализации.
Второй факт. Описываются случаи захвата в плен монахов и жителей Киева (видимо вышедших за ворота города) половцами. Потом этих пленных выкупали родственники или сердобольные люди. И это была обычная практика! Русские люди сами (!) выкупали пленных из чувства, что это соплеменники. Размеры выкупа были очень значительны.
Потом (это уже из других летописей, которые я читал, когда готовил книгу «Битва при Молодях») практика выкупа пленных сохранилась в Московском великом княжестве. Был введён специальный полонянский налог – сбор денег на выкуп людей, которых угоняли татары. В XVI−XVII веках эта практика заботы о соплеменниках сохранилась. А Екатерина II начала войну с Польшей из-за того, что в ней преследовали православных людей – диссидентов. Осмелившаяся обижать русских Речь Посполитая была разделена на части и таким образом наказана за проводимый ею этноцид.
А вот интернационалисты-большевики русских перестали считать соплеменниками, если они оказывались в плену. Даже красноармейцев, которые оказались после советско-польской войны в 1920 г., не стали выручать. Ибо это были русские красноармейцы. Русские белогвардейцы, жившие к этому времени в странах Балтии и потерявшие гражданство, Москвой под защиту не были взяты.
На военнопленных красноармейцев, а это были преимущественно русские, украинцы и белорусы, смотрели, как на предателей. Предатели, конечно, были, но основная часть попала в плен из-за бестолковости военного и политического руководства.
Это я к чему всё веду? А к тому, что 25 млн. русских остались за пределами своей родины в 1991 г., и руководство новой России десять лет совершенно не обращало внимания на их судьбу. А сейчас русские в Прибалтике оказались в роли гражданских заложников и их не выкупают/ не обменивают. Это значит, что их не считают соплеменниками.
Власти России даже называют их соотечественниками, а не русской диаспорой. Иногда называют русскоязычными. А вот французов или немцев не называют франкоязычными и немецкоязычными. Вывод из этого факта таков: российская нация это химера, у нее нет сил для выживания, сила есть только у русской нации. А возврат к русской нации это есть возврат к тем ценностям, которые заложили монахи из Киево-Печерского монастыря. В том числе внутренняя потребность выкупать/ обменивать соплеменников просто потому, что Господь велел любить своих ближних.
Вот Роман Абрамович выкупил украинских пленных и вывез их на собственном самолете в Стамбул не так давно. Тем самым он показал себя членом Галисийского народа, от имени которого управляют сейчас внешние эмиссары Украиной. А о том, чтобы хотя бы один российский олигарх выкупил русских заложников мне ничего не известно. Отсюда сделал вывод, что они (олигархи) не члены русской нации – они просто куют прибавочную стоимость в России, на поте и крови русских.
Бог их накажет, несомненно. Вот у Ромы заморозили 2 млрд. фунтов стерлингов, вырученных от продажи английского футбольного клуба «Челси», да еще и из Великобритании с треском выгнали.
Петю Авена, что тоже миллиардером стал на поте и крови русских, из Латвии выпереть хотят. Поделом. Я не говорю уже о «Дожде», который реально выперли из Риги. «Русскоязычных» в Риге всех зачислили в русские. Расизм-то у нас не принял классические формы и в нём не разработаны градации, как выявлять полукровок, квартеронцев и так далее. Говоришь по-русски и этого достаточно.
Да, кто заинтересуется. Монахов, что 1000 лет тому назад в плен попали, звали Евстратий и Никон. Это, если кто заинтересуется и будет читать Лаврентьевскую Летопись.
Третий факт. Приводятся сведения о монахе Николае, в миру князь Святоша. Князь Святоша, внук Святослава. Он оставил свой престол, принял постриг и прослужил три года поваром, а потом еще три года дежурил на воротах. Только после этого обрёл свою собственную келью. Он служил живым укором двум своим братьям своим отказом от мирских благ и те пытались уговорить его вернуться, но безуспешно.
Вот именно это, а не подвиг постничества и послушания брата Николая меня повергло в смятение. Князья стеснялись своего могущества и богатства перед лицом своего брата и всех подданных. Вот если бы Виктор Черномырдин покинул пост премьер-министра, который он занимал десять лет, и ушёл в монастырь, подав пример остальным российским политикам, то он не только спас бы свою душу, но и повернул бы всю жизнь российской нации, может быть, подтолкнув ее к трансформации в нацию русскую. Без такого рода поступков со стороны правящей элиты ничего не изменится.
О чудесах, что творили монахи в Патерике, еще много прописано. Кто хочет, тот о них прочитает. Я же задумался вот о чём. В советской школе, кажется, в 8-м классе, мы изучали «Слово о полку Игореве». Очень сложное для 15-летнего школьника произведение. Но я его легко понял и вызванные его чтением чувства гордости за своих предков до сих пор храню.
Но мы не изучали житие святых – произведения много проще написанные и несущие большую нравственную силу. Хотя бы житие св. бл. кн. Александра Невского. Я это житие прочитал почти четыре десятка лет назад после окончания школы. Считаю, что это сильно повлияло на мою жизнь в худшую сторону. Все это время не просил его о помощи и творил всякие грехи. Обделил себя. Надо бы такие произведения, как житие православных святых, в школьную программу включить. Иначе наши дети так и останутся россиянами, не станут русскими. Хотя и школа уже идет в сторону виртуальности и отходит от воспитания. Но эта тема уже отдельной статьи.
Александр Владимирович Гапоненко, профессор, узник Рижской Центральной тюрьмы

