«Убежденная трезвенница-мать внесет отрезвление в семью»

Состоялся круглый стол, посвященный участию женщин в дореволюционном трезвенническом движении

Российская Империя  Царская Россия  Традиционные духовно-нравственные ценности России  Новости США  Семья  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
10
Время на чтение 10 минут
Фото: В.Е. Маковский. Не пущу! 1892

21 марта в онлайн-режиме состоялся круглый стол на тему «Роль женщины в борьбе с пьянством», сообщает наш корреспондент. Это уже третье мероприятие в текущем году, посвященное деятелям дореволюционного православного трезвеннического движения. Первое было посвящено приему Императором Николаем II представителей обществ трезвости, второе – дореволюционным кружкам трезвой молодежи.

Ведущий круглого стола, руководитель Православного Общества Трезвости храма Андрея Первозванного в г. Красноярске Виктор Михайлович Белошапкин, открывая собрание, процитировал Книгу Притчей Соломоновых, слова, касающиеся женской добродетели (Притч. 31: 10–31). В частности, премудрый Соломон отмечает: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притч. 31:30).

Затем В.М. Белошапкин рассказал об одной публикации из журнала «Нива» (1874, № 14), которая касается практики борьбы с алкоголизмом женщин в США в XIX веке. Так, в штате Огайо в 1873 г. был организован так называемый «Крестовый поход женщин», в ходе которого американки пытались остановить работу магазинов по продаже алкоголя, собираясь в них и читая молитвы. Впоследствии он распространился в другие штаты Среднего Запада и Северо-востока США.

«Священная война женщин». Американский антиалкогольный плакат, 1874 г.

Журнал сообщал, что, хотя виноторговцы поначалу чинили всяческие препятствия по проведению подобного рода акций, но постепенно под общественным давлением были вынуждены уступать. Зачастую они сами выливали вино из бочек на землю, закрывали питейные заведения. В результате в штате Огайо, площадь которого почти равнялась площади Франции, были закрыты практически все кабаки. Усилия женщин подвигли к появлению подобного рода женских трезвеннических организаций и в других штатах. В одном из американских городов, Франклине, кабатчик пытался бороться с трезвенницами путем организации бала с музыкантами, однако «дамские глотки», распевавшие песни, оказались сильнее оркестра. В городе Южного Огайо, Лондоне, ежедневно все магазины по два раза в день запирались на целый час, для того, чтобы все, и старый, и малый, могли присоединиться к женской демонстрации. В Новой Вене некий кабатчик Ван Пельт защищался особенно упорно, пытаясь даже использовать топор. Однако затем он решил действовать кроткими мерами, пригласил дам сесть на пустые бочонки, однако и при этом женщины продолжали громко петь песнопения и молитвы – ежедневно с 8 утра до 10 вечера. В итоге нервы кабатчика не выдержали, и он был вынужден закрыть свое заведение. В итоге вино из бочек было вылито, дамы пропели молитвы, фотограф запечатлел необычную картину. При совершении этого акта звонили колокола всей Новой Вены. В итоге бывший кабатчик сам стал убеждать своих бывших коллег отказаться от этого бизнеса.

Делая вывод, журнал «Нива» сомневался, может ли быть востребован американский опыт в Европе и тем более в России. Все-таки у нас совершенно другие условия и другие традиции. Говоря о причинах пьянства у русских, журнал указывал, что «они так глубоко коренятся во всех экономических условиях народной жизни, что это повело бы нас слишком далеко; вспомним только, что общество почти еще ничего не дает ему взамен кабака, и мы будем строже относиться к этому равнодушному обществу, чем к пьяному мужику, на которого часто сыплются такие громы обвинений за его якобы беспробудное пьянство».

Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), корреспондент газеты «Трезвение» Дмитрий Игоревич Стогов проанализировал два доклада, сделанные на Первом Всероссийском съезде по борьбе с пьянством (Санкт-Петербург, 28 декабря 1909 – 6 января 1910 г.).

Источник

 

Источник

Первый доклад – Е.А. Чебышевой-Дмитриевой, на тему «Роль женщины в борьбе с алкоголизмом». Докладчица подчеркивала, что при организации в России трезвеннического отдела использовала зарубежный, в частности, американский и французский опыт. Она отмечала факт незначительного участия женщин в работе трезвеннических организаций, в том числе в работе Попечительства о народной трезвости. Чебышева-Дмитриева предложила создать при Обществе охранения здоровья женщины отдел борьбы с алкоголизмом женщин и детей. Основным принципом деятельности новой организации было признано полное воздержание от употребления алкоголя, а также личная проповедь этого принципа в семье, в школе, в литературе, в обществе в целом и т.д. Были намечены 10 отраслей деятельности отдела:

- устройство лекций на трезвенническую тематику;

- популярные чтения для неинтеллигентных женщин и для детей;

- распространение знаний о вреде алкоголя среди учащихся;

- создание программы и учебника по противоалкогольному воспитанию;

- чтения о вреде алкоголя для интеллигентной публики;

- устройство библиотеки и склада световых картин противоалкогольного содержания;

- устройство загородного приюта для детей алкоголиков, яслей и т.д.;

- устройство женский чайной, столовой;

- ознакомление прессы с деятельностью отдела;

- устройство литературно-музыкальных вечеров, лекций, спектаклей для приобретения средств.

В сентябре 1903 г. устав отдела был утвержден Министерством внутренних дел, и отдел начал свою деятельность.

Однако сразу же деятельность отдела стала сопровождаться трудностями. Во-первых, далеко не все положительно восприняли идею полного воздержания от алкоголя. Многие настаивали на умеренном употреблении спиртного. В итоге абсолютная трезвость оказалась невостребованной, особенно в семье.

Во-вторых, начавшаяся в 1905 г. революция привела к тому, что деятельность различных публичных мероприятий, в том числе трезвеннических, была фактически приостановлена.

Училищная комиссия отклонила трезвеннические инициативы, связанные с пропагандой трезвости в школе.

Издательская деятельность отдела, хотя и принесла некоторый доход (были отпечатаны 10 000 листков с воззванием к русским женщинам о важности борьбы с пьянством, издан в количестве 2 000 экземпляров доклад Е.А. Чебышевой-Дмитриевой «Роль женщины в борьбе с алкоголизмом» и т.д.), но он оставался незначительным.

Попытка создать библиотеку литературы трезвеннической тематики также сопровождалась трудностями. Мало кто из широкой публики интересовался подобного рода литературой. Комитет попечительства о народной трезвости  дал согласие на устройство читальни при столовой, однако «библиотека так и осталась обещанием».

С другой стороны, пресса того времени живо интересовалась трезвенническими инициативами женщин, органам печати своевременно рассылались соответствующие повестки на заседания, отчеты о деятельности и т.д. Однако и эта пропаганда мало увеличила число сторонниц нового движения.

Устройство вечеров, спектаклей, концертов не принесло существенного дохода.

Другое дело – устройство женской столовой, которая была распланирована по подобию берлинских столовых, устроенных Линой Моргенштерн. При столовой врачи также принимали амбулаторных больных. Тут же была организована бесплатная юридическая консультация по воскресеньям. Начали работу курсы кройки и шитья. В 1905 г. число отпускаемых обедов ежедневно доходило до пятисот в день. Столовую посещали и мужчины. Она не была чисто благотворительным учреждением, как и учреждением коммерческим. В итоге столовая стала приносить дефицит, который, однако, покрывался пожертвованиями, доходами с вечеров и т.д.

Число разговлявшихся на Пасху составляло до 400 человек. В обычные дни столовую посещали от 30–40 до 120–130 человек в день. Женщины составляли две трети от общего числа посетителей, в среднем тратили 7–8 копеек за обед, а мужчины – 10–12 копеек.

К осени 1905 г. деятельность отдела заметно затихла. В итоге резко уменьшилось число посетителей столовой, и отдел был вынужден ее закрыть.

В 1908 г. перестало существовать Общество охранения здоровья женщины, и судьба женского трезвеннического движения стала неясной. Однако Чебышева-Дмитриева не оставляла надежды на его дальнейшее развитие. В своем докладе она выразила пожелание, чтобы женщины принимали более активное участие в деле трезвости, чтобы различные женские, в том числе рабочие организации обратили внимание на вопрос борьбы с алкоголизмом и на важность участия в этой борьбе женщин, чтобы в трезвенническом движении активнее принимали участие женщины-врачи, учительницы, помещицы, жены и дочери православных священников. «Желательно, чтобы стремление к победе в этой борьбе было всегда у каждой женщины», - подчеркивала докладчица.

Далее Д.И. Стогов проанализировал доклад Е.К. Гревингк, сделанный на этом же съезде, который был посвящен целям и действиям группы женщин – поборниц трезвости в Риге. Докладчица отмечала, что на становление трезвеннического движения в Прибалтике сильное влияние оказала территориальная близость к Западной Европе, в особенности к Германии. Соответственно, общества трезвости активно использовали зарубежный опыт. Постепенно часть местных женщин осознала, что «борьба с пьянством есть священнейший долг каждой женщины». В итоге группа женщин, членов Общества попечения о народном благе, выделилась в особый Союз женщин – поборниц трезвости. Союз обратился к женщинам всех сословий и национальностей с призывом к совместной работе.

Главной задачей новый Союз поставил «противодействовать алкоголизму всеми средствами, поставленными в распоряжение женщин». Средства эти следующие:

- полное воздержание от употребления алкоголя;

- разъяснение гибельного влияния алкоголя на организм широким слоям населения;

- обучение и воспитание юношества всех сословий в указанном ключе;

- борьба не только с пьянством как таковым, но и с так называемым умеренным употреблением алкоголя;

- устройство отвлекающих от пьянства общественных учреждений.  

В состав Союза вошло 120 человек. В 1909 г. организация устраивала собрания (ежемесячно), проводились лекции для женщин и частные собрания для детей. Для детей разыгрывались пьесы антиалкогольного содержания, сами дети читали стихи соответствующей тематики. Проводилась раздача антиалкогольной литературы, в том числе бесплатно либо за незначительную плату. Отчеты о деятельности Союза направлялись органам периодической печати.

Свой доклад Е.К. Гревингк заканчивала следующими словами: «…Будьте абстинентками, дорогие сестры из дальних и близких стран. Приходите работать! Глаза ваши заблестят, и сердца согреются, когда вы при виде бедствий будете сознавать, что вы помогаете. Внесите солнечные лучи в жизнь своих ближних личным сочувствием – добрым делом.

Помогите, чтобы наш Союз женщин – поборниц трезвости стал бы сильным на всем свете для освобождения человечества от недостойных оков алкоголя. Будьте борцами за счастье человечества, чтобы все наши стремления, вся наша сила были поставлены на службу Богу и ближнему».

Резюмируя сказанное, Д.И. Стогов отметил, что до настоящего времени остаются невостребованными очень многие материалы по дореволюционной истории трезвости. Они еще ждут своего исследователя. До сих пор нет даже обобщающих работ, посвященных дореволюционным Съездам по борьбе с пьянством, а ведь в них активно участвовали представители православного духовенства, например, руководитель Александро-Невского общества трезвости протоиерей Петр Миртов. Работу съезда освещали крупные газеты, в том числе консервативные («Гражданин», «Русское знамя», «Колокол», «Московские ведомости» и др.). Необходимо продолжить исследовательскую работу, а также вести просветительскую деятельность среди заинтересованных лиц, в том числе членов обществ и братств трезвости.

В заключение В.М. Белошапкин подвел итоги мероприятия. Он напомнил, что 6–12 августа 1912 г. состоялся Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, в ходе которого протоиерей М.Е. Едлинский из Киева подчеркнул, что особо необходимо участие в борьбе за трезвость русской женщины. «Давно следует женщину-христианку привлечь к великому и святому делу народного отрезвления. Сердце женщины живее, отзывчивее, деятельность ее разнообразнее, влияние ее на семью огромное, она является хозяином дома, в деле воспитания детей и религиозно-нравственного руководства ими женщина незаменима. Убежденная трезвенница-мать внесет отрезвление в семью, явится лучшей проповедницей абсолютной трезвости и воспитанницей трезвого молодого поколения».

Ведущий отметил, что следовало бы в ближайшем времени, в частности, организовать фотовыставку, на которой представить цитаты известных людей о роли русской женщины в борьбе за трезвость.

В заключение отметим, что в апреле состоится восьмая Всероссийская конференция, посвященная памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта. В начале мая планируется форум, посвященный 110-летию Красноярского общества трезвости.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Российская Империя
День взятия Русской армией крепости Перемышль
Сегодня мы также вспоминаем историка М.И.Семевского, протоиерея Алексия Мешковского, актрису О.Л.Книппер-Чехову, писателя С.С.Смирнова и певицу В.В.Толкунову
22.03.2025
Алтайский самородок
Из цикла «Русские гении»
21.03.2025
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2025
«Угроза для США исходит от самих США»
Российско-американские учения заставят Трампа понять, что такое для России НАТО в Эстонии
20.03.2025
Мы не закончили
Мы не можем вести переговоры сейчас, пока мы не освободили Украину
20.03.2025
Все статьи темы
Царская Россия
День памяти матери Императора Иоанна VI Анны Леопольдовны
Сегодня мы также вспоминаем контр-адмирала В.И.Истомина, историка Н.М.Павлова, организатора шелководства Н.Н.Шаврова, писателя С.Т.Григорьева, математика И.М.Виноградова, актера и режиссера И.П.Владимирова
20.03.2025
Выдающийся подвижник и просветитель
Директору издательства «Царское Дело» Сергею Астахову – 60 лет
18.03.2025
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2025
День отречения Великого князя Михаила Александровича
Сегодня мы также вспоминаем архиепископа Августина (Виноградского), актера И.П.Рыжова и Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Лавра
16.03.2025
«Сон 2 марта 1917 года»
Новый архивный документ епископа Нестора (Анисимова)
15.03.2025
Все статьи темы
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Все статьи темы
Последние комментарии
Жёсткие кадровые решения
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.03.2025 22:12
Об амнистии бандеровцев
Новый комментарий от Очевидец
21.03.2025 20:36
«Кругом измена, и трусость, и обман»
Новый комментарий от С. Югов
21.03.2025 20:20
Либеральная идеология – фабрика психопатологий
Новый комментарий от ОСт
21.03.2025 20:03
Одесса – русская, а не еврейская
Новый комментарий от Русский Иван
21.03.2025 18:44