21 марта в онлайн-режиме состоялся круглый стол на тему «Роль женщины в борьбе с пьянством», сообщает наш корреспондент. Это уже третье мероприятие в текущем году, посвященное деятелям дореволюционного православного трезвеннического движения. Первое было посвящено приему Императором Николаем II представителей обществ трезвости, второе – дореволюционным кружкам трезвой молодежи.
Ведущий круглого стола, руководитель Православного Общества Трезвости храма Андрея Первозванного в г. Красноярске Виктор Михайлович Белошапкин, открывая собрание, процитировал Книгу Притчей Соломоновых, слова, касающиеся женской добродетели (Притч. 31: 10–31). В частности, премудрый Соломон отмечает: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притч. 31:30).
Затем В.М. Белошапкин рассказал об одной публикации из журнала «Нива» (1874, № 14), которая касается практики борьбы с алкоголизмом женщин в США в XIX веке. Так, в штате Огайо в 1873 г. был организован так называемый «Крестовый поход женщин», в ходе которого американки пытались остановить работу магазинов по продаже алкоголя, собираясь в них и читая молитвы. Впоследствии он распространился в другие штаты Среднего Запада и Северо-востока США.
«Священная война женщин». Американский антиалкогольный плакат, 1874 г.
Журнал сообщал, что, хотя виноторговцы поначалу чинили всяческие препятствия по проведению подобного рода акций, но постепенно под общественным давлением были вынуждены уступать. Зачастую они сами выливали вино из бочек на землю, закрывали питейные заведения. В результате в штате Огайо, площадь которого почти равнялась площади Франции, были закрыты практически все кабаки. Усилия женщин подвигли к появлению подобного рода женских трезвеннических организаций и в других штатах. В одном из американских городов, Франклине, кабатчик пытался бороться с трезвенницами путем организации бала с музыкантами, однако «дамские глотки», распевавшие песни, оказались сильнее оркестра. В городе Южного Огайо, Лондоне, ежедневно все магазины по два раза в день запирались на целый час, для того, чтобы все, и старый, и малый, могли присоединиться к женской демонстрации. В Новой Вене некий кабатчик Ван Пельт защищался особенно упорно, пытаясь даже использовать топор. Однако затем он решил действовать кроткими мерами, пригласил дам сесть на пустые бочонки, однако и при этом женщины продолжали громко петь песнопения и молитвы – ежедневно с 8 утра до 10 вечера. В итоге нервы кабатчика не выдержали, и он был вынужден закрыть свое заведение. В итоге вино из бочек было вылито, дамы пропели молитвы, фотограф запечатлел необычную картину. При совершении этого акта звонили колокола всей Новой Вены. В итоге бывший кабатчик сам стал убеждать своих бывших коллег отказаться от этого бизнеса.
Делая вывод, журнал «Нива» сомневался, может ли быть востребован американский опыт в Европе и тем более в России. Все-таки у нас совершенно другие условия и другие традиции. Говоря о причинах пьянства у русских, журнал указывал, что «они так глубоко коренятся во всех экономических условиях народной жизни, что это повело бы нас слишком далеко; вспомним только, что общество почти еще ничего не дает ему взамен кабака, и мы будем строже относиться к этому равнодушному обществу, чем к пьяному мужику, на которого часто сыплются такие громы обвинений за его якобы беспробудное пьянство».
Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), корреспондент газеты «Трезвение» Дмитрий Игоревич Стогов проанализировал два доклада, сделанные на Первом Всероссийском съезде по борьбе с пьянством (Санкт-Петербург, 28 декабря 1909 – 6 января 1910 г.).
Первый доклад – Е.А. Чебышевой-Дмитриевой, на тему «Роль женщины в борьбе с алкоголизмом». Докладчица подчеркивала, что при организации в России трезвеннического отдела использовала зарубежный, в частности, американский и французский опыт. Она отмечала факт незначительного участия женщин в работе трезвеннических организаций, в том числе в работе Попечительства о народной трезвости. Чебышева-Дмитриева предложила создать при Обществе охранения здоровья женщины отдел борьбы с алкоголизмом женщин и детей. Основным принципом деятельности новой организации было признано полное воздержание от употребления алкоголя, а также личная проповедь этого принципа в семье, в школе, в литературе, в обществе в целом и т.д. Были намечены 10 отраслей деятельности отдела:
- устройство лекций на трезвенническую тематику;
- популярные чтения для неинтеллигентных женщин и для детей;
- распространение знаний о вреде алкоголя среди учащихся;
- создание программы и учебника по противоалкогольному воспитанию;
- чтения о вреде алкоголя для интеллигентной публики;
- устройство библиотеки и склада световых картин противоалкогольного содержания;
- устройство загородного приюта для детей алкоголиков, яслей и т.д.;
- устройство женский чайной, столовой;
- ознакомление прессы с деятельностью отдела;
- устройство литературно-музыкальных вечеров, лекций, спектаклей для приобретения средств.
В сентябре 1903 г. устав отдела был утвержден Министерством внутренних дел, и отдел начал свою деятельность.
Однако сразу же деятельность отдела стала сопровождаться трудностями. Во-первых, далеко не все положительно восприняли идею полного воздержания от алкоголя. Многие настаивали на умеренном употреблении спиртного. В итоге абсолютная трезвость оказалась невостребованной, особенно в семье.
Во-вторых, начавшаяся в 1905 г. революция привела к тому, что деятельность различных публичных мероприятий, в том числе трезвеннических, была фактически приостановлена.
Училищная комиссия отклонила трезвеннические инициативы, связанные с пропагандой трезвости в школе.
Издательская деятельность отдела, хотя и принесла некоторый доход (были отпечатаны 10 000 листков с воззванием к русским женщинам о важности борьбы с пьянством, издан в количестве 2 000 экземпляров доклад Е.А. Чебышевой-Дмитриевой «Роль женщины в борьбе с алкоголизмом» и т.д.), но он оставался незначительным.
Попытка создать библиотеку литературы трезвеннической тематики также сопровождалась трудностями. Мало кто из широкой публики интересовался подобного рода литературой. Комитет попечительства о народной трезвости дал согласие на устройство читальни при столовой, однако «библиотека так и осталась обещанием».
С другой стороны, пресса того времени живо интересовалась трезвенническими инициативами женщин, органам печати своевременно рассылались соответствующие повестки на заседания, отчеты о деятельности и т.д. Однако и эта пропаганда мало увеличила число сторонниц нового движения.
Устройство вечеров, спектаклей, концертов не принесло существенного дохода.
Другое дело – устройство женской столовой, которая была распланирована по подобию берлинских столовых, устроенных Линой Моргенштерн. При столовой врачи также принимали амбулаторных больных. Тут же была организована бесплатная юридическая консультация по воскресеньям. Начали работу курсы кройки и шитья. В 1905 г. число отпускаемых обедов ежедневно доходило до пятисот в день. Столовую посещали и мужчины. Она не была чисто благотворительным учреждением, как и учреждением коммерческим. В итоге столовая стала приносить дефицит, который, однако, покрывался пожертвованиями, доходами с вечеров и т.д.
Число разговлявшихся на Пасху составляло до 400 человек. В обычные дни столовую посещали от 30–40 до 120–130 человек в день. Женщины составляли две трети от общего числа посетителей, в среднем тратили 7–8 копеек за обед, а мужчины – 10–12 копеек.
К осени 1905 г. деятельность отдела заметно затихла. В итоге резко уменьшилось число посетителей столовой, и отдел был вынужден ее закрыть.
В 1908 г. перестало существовать Общество охранения здоровья женщины, и судьба женского трезвеннического движения стала неясной. Однако Чебышева-Дмитриева не оставляла надежды на его дальнейшее развитие. В своем докладе она выразила пожелание, чтобы женщины принимали более активное участие в деле трезвости, чтобы различные женские, в том числе рабочие организации обратили внимание на вопрос борьбы с алкоголизмом и на важность участия в этой борьбе женщин, чтобы в трезвенническом движении активнее принимали участие женщины-врачи, учительницы, помещицы, жены и дочери православных священников. «Желательно, чтобы стремление к победе в этой борьбе было всегда у каждой женщины», - подчеркивала докладчица.
Далее Д.И. Стогов проанализировал доклад Е.К. Гревингк, сделанный на этом же съезде, который был посвящен целям и действиям группы женщин – поборниц трезвости в Риге. Докладчица отмечала, что на становление трезвеннического движения в Прибалтике сильное влияние оказала территориальная близость к Западной Европе, в особенности к Германии. Соответственно, общества трезвости активно использовали зарубежный опыт. Постепенно часть местных женщин осознала, что «борьба с пьянством есть священнейший долг каждой женщины». В итоге группа женщин, членов Общества попечения о народном благе, выделилась в особый Союз женщин – поборниц трезвости. Союз обратился к женщинам всех сословий и национальностей с призывом к совместной работе.
Главной задачей новый Союз поставил «противодействовать алкоголизму всеми средствами, поставленными в распоряжение женщин». Средства эти следующие:
- полное воздержание от употребления алкоголя;
- разъяснение гибельного влияния алкоголя на организм широким слоям населения;
- обучение и воспитание юношества всех сословий в указанном ключе;
- борьба не только с пьянством как таковым, но и с так называемым умеренным употреблением алкоголя;
- устройство отвлекающих от пьянства общественных учреждений.
В состав Союза вошло 120 человек. В 1909 г. организация устраивала собрания (ежемесячно), проводились лекции для женщин и частные собрания для детей. Для детей разыгрывались пьесы антиалкогольного содержания, сами дети читали стихи соответствующей тематики. Проводилась раздача антиалкогольной литературы, в том числе бесплатно либо за незначительную плату. Отчеты о деятельности Союза направлялись органам периодической печати.
Свой доклад Е.К. Гревингк заканчивала следующими словами: «…Будьте абстинентками, дорогие сестры из дальних и близких стран. Приходите работать! Глаза ваши заблестят, и сердца согреются, когда вы при виде бедствий будете сознавать, что вы помогаете. Внесите солнечные лучи в жизнь своих ближних личным сочувствием – добрым делом.
Помогите, чтобы наш Союз женщин – поборниц трезвости стал бы сильным на всем свете для освобождения человечества от недостойных оков алкоголя. Будьте борцами за счастье человечества, чтобы все наши стремления, вся наша сила были поставлены на службу Богу и ближнему».
Резюмируя сказанное, Д.И. Стогов отметил, что до настоящего времени остаются невостребованными очень многие материалы по дореволюционной истории трезвости. Они еще ждут своего исследователя. До сих пор нет даже обобщающих работ, посвященных дореволюционным Съездам по борьбе с пьянством, а ведь в них активно участвовали представители православного духовенства, например, руководитель Александро-Невского общества трезвости протоиерей Петр Миртов. Работу съезда освещали крупные газеты, в том числе консервативные («Гражданин», «Русское знамя», «Колокол», «Московские ведомости» и др.). Необходимо продолжить исследовательскую работу, а также вести просветительскую деятельность среди заинтересованных лиц, в том числе членов обществ и братств трезвости.
В заключение В.М. Белошапкин подвел итоги мероприятия. Он напомнил, что 6–12 августа 1912 г. состоялся Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, в ходе которого протоиерей М.Е. Едлинский из Киева подчеркнул, что особо необходимо участие в борьбе за трезвость русской женщины. «Давно следует женщину-христианку привлечь к великому и святому делу народного отрезвления. Сердце женщины живее, отзывчивее, деятельность ее разнообразнее, влияние ее на семью огромное, она является хозяином дома, в деле воспитания детей и религиозно-нравственного руководства ими женщина незаменима. Убежденная трезвенница-мать внесет отрезвление в семью, явится лучшей проповедницей абсолютной трезвости и воспитанницей трезвого молодого поколения».
Ведущий отметил, что следовало бы в ближайшем времени, в частности, организовать фотовыставку, на которой представить цитаты известных людей о роли русской женщины в борьбе за трезвость.
В заключение отметим, что в апреле состоится восьмая Всероссийская конференция, посвященная памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта. В начале мая планируется форум, посвященный 110-летию Красноярского общества трезвости.