Среди многих икон Спасителя в Церкви есть одна совершенно особенная и удивительная, которая называется Спас Ярое Око. Оглавный образ Иисуса Христа поражает как самим грозным видом, так и грозным названием.
Самый известный список XIV века находится в Успенском соборе Московского Кремля – в правой части иконостаса над диаконской дверью Свято-Димитриевского придела.
При первом взгляде может показаться, что это икона Спаса Нерукотворного. Однако на ней нет изображения убруса, то есть плата, а также соответствующего надписания. Обычно образ Ярое Око изображает Спасителя без круглого нимба, а только на фоне креста.
Встает вопрос о смысле этого образа. Чем объяснить столь грозный вид Спасителя? Как Добрый Пастырь может быть яростным и жестоким? Откуда возникло это название? Кто его придумал?
Ответ на эти вопросы можно найти в том Евангельском чтении, которое сегодня читается в Церкви на Божественной литургии.
Это Евангелие от Луки, глава 19, стихи 12-28. По делению на зачала это 95 зачало, которое всегда читается в пятницу 27-й седмицы по Пятидесятнице и чаще всего выпадает на Рождественский пост.
Этот фрагмент Евангелия зачало рассказывает известную притчу о талантах, к которой восходит крылатое выражение «зарывать талант в землю».
Притча дважды записана в Новом Завете – у Евангелиста Матфея и Евангелиста Луки, причем во втором варианте таланты названы мнасами (или минами в русском переводе). Почему образ талантов оказался более популярным, нежели образа мнаса (мины), думаю, объясняется тем фактом, что первый вариант с атлантами читается в 16-ю Неделю по Пятидесятнице, то есть всегда в воскресенье, когда в храме присутствуют верующие, а вариант с мнасами всегда читается на Богослужении в пятницу, когда присутствие верующих небольшое.
Но причем здесь Спас Ярое Око?
Дело в том, что общепризнанным богословским толкованием является то, что в притче в образе Господина, дающего таланты и отправляющегося «на страну далече», Христос изобразил Самого Себя, Своё отшествие от земли и Второе Пришествие.
В притче Господин спрашивает с граждан (так у Луки), как они распорядились с мерами серебра, которые Он оставил им. «Гражданин», не преумноживший меру серебра, пытается оправдаться: «Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий» (Лк. 19-20-21).
В русском языке понятие «жестокий» имеет отрицательную оценку. Если обратиться к древнегреческому подлиннику, мы прочитаем слово αὐστηρός (австирос), которое обозначает «жестокий», но с оттенком «суровый», «резкий». В древнегреческом языке это же слово употреблялось и как положительное определение вина, когда хотели сказать «терпкое, вяжущее вино».
В современном греческом языке оно означает «строгий» (что далеко от понятия «жестокий»), например, αυστηρή ματιά — строгий взгляд, αυστηρή μομφή — строгий выговор.
Приходится признать, что русский перевод «жестокий» далеко не точный. Он отражает только общий смысл, однако не передает характер Господина и смысл строгости.
Неизмеримо более точно греческое слово было переведено в церковно-славянском тексте. Господин принимает определение в свой адрес и отвечает гражданину: «Глаго́ла же ему́: от уст твои́х сужду́ ти, лука́вый ра́бе, ве́дяше, я́ко аз челове́к яр есмь, вземлю́, его́же не положи́в, и жну, его́же не се́яв».
Перевод «ярый», безусловно, более точный. Понятие ярый имеет более широкий, а главное положительный смысл. То, что «ярый» имело положительный смысл, говорит прежде всего то, что этот корень обозначал солнце – ярило, а также употребление этого корня в княжеских именах – Ярослав, Ярополк, менее известное – Яромир.
Изначально «ярый» имело смысл «мощный», «сильный», сверкающий как солнце.
С этим определением «ярый» образ Господина воспринимается совершенно иначе, нежели просто «жестокий».
Особую важность этому определению придаёт тот факт, что Господин принимает его как своё Имя, и сам называет себя «ярым». Именно здесь содержится богословское основание иконы Спас Ярое Око.
Он, по сути, является самоназванием Спасителя, открытым в Священном Писании.
Глубокий смысл образа выразил св.Иоанн Кронштадтский: «Всевидец Господь в одном акте Божественного ви́дения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное Око, от которого ничто утаиться не может!»
Этот образ представляет Спасителя как Судию, как Взыскующего ответа со своих граждан, приходящего на землю в Своем Втором Пришествии.
Лик Спаса Ярого Ока должен напомнить нам об ответе на Страшном Суде, о том, что Господь некогда посмотрит на каждого из нас именно этим взыскующим взглядом и спросит о данных нам талантах.
Неслучайно этот образ становится особенно важным в эпохи исторических кризисов и ожидания конца Света. Он становится известный в период многострадального татаро-монгольского ига.
Перед иконой Иисуса Христа Спас Ярое Око принято молиться перед сражениями, прося Бога даровать мужество, безстрашие, праведную ярость, веру и победу над врагом. Именно этот суровый образ Спасителя несли впереди наши русские воины перед Куликовской битвой, с верой в его покровительство. И именно с ним русские одержали свою великую победу над Мамаем.
Этим образом уже много веков благословляют христианских воинов на праведные битвы и подвиги во имя своего народа и защиты Отечества.
Именно под стягом Спаса Ярое Око сражаются и нынешние воины на полях спецоперации за Донбасс и Новороссию - за Новую Россию Христа Спасителя.
Считаю, что нужно официально восстановить почитание русского стяга с образом Спаса Ярое Око и воздавать ему почести наряду с другими флагами России.
Также в Церкви нужно установить празднование этому образу. В практике Церкви иконы имеют конкретный день своего празднования. Образ Спас Ярое Око до сих пор не имеет такого установленного дня в церковном календаре. Наиболее уместным было бы почитание и молитвы пред этим образом в Неделю о Страшном Суде, когда вспоминается Второе Пришествие Христово, последняя битва Добра со злом!
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети

