Почему Спас – Ярое Око?

Именно под стягом Спаса Ярое Око сражаются воины на полях спецоперации за Новую Россию Христа Спасителя

Освободительный поход Русской армии на Украину  Русская Православная Церковь  Русская цивилизация 
0
253
Время на чтение 5 минут

Среди многих икон Спасителя в Церкви есть одна совершенно особенная и удивительная, которая называется Спас Ярое Око. Оглавный образ Иисуса Христа поражает как самим грозным видом, так и грозным названием.

Самый известный список XIV века находится в Успенском соборе Московского Кремля – в правой части иконостаса над диаконской дверью Свято-Димитриевского придела.

При первом взгляде может показаться, что это икона Спаса Нерукотворного. Однако на ней нет изображения убруса, то есть плата, а также соответствующего надписания. Обычно образ Ярое Око изображает Спасителя без круглого нимба, а только на фоне креста.

Встает вопрос о смысле этого образа. Чем объяснить столь грозный вид Спасителя? Как Добрый Пастырь может быть яростным и жестоким? Откуда возникло это название? Кто его придумал?

Ответ на эти вопросы можно найти в том Евангельском чтении, которое сегодня читается в Церкви на Божественной литургии.

Это Евангелие от Луки, глава 19, стихи 12-28. По делению на зачала это 95 зачало, которое всегда читается в пятницу 27-й седмицы по Пятидесятнице и чаще всего выпадает на Рождественский пост.

Этот фрагмент Евангелия зачало рассказывает известную притчу о талантах, к которой восходит крылатое выражение «зарывать талант в землю».

Притча дважды записана в Новом Завете – у Евангелиста Матфея и Евангелиста Луки, причем во втором варианте таланты названы мнасами (или минами в русском переводе). Почему образ талантов оказался более популярным, нежели образа мнаса (мины), думаю, объясняется тем фактом, что первый вариант с атлантами читается в 16-ю Неделю по Пятидесятнице, то есть всегда в воскресенье, когда в храме присутствуют верующие, а вариант с мнасами всегда читается на Богослужении в пятницу, когда присутствие верующих небольшое.

Но причем здесь Спас Ярое Око?

Дело в том, что общепризнанным богословским толкованием является то, что в притче в образе Господина, дающего таланты и отправляющегося «на страну далече», Христос изобразил Самого Себя, Своё отшествие от земли и Второе Пришествие.

В притче Господин спрашивает с граждан (так у Луки), как они распорядились с мерами серебра, которые Он оставил им. «Гражданин», не преумноживший меру серебра, пытается оправдаться: «Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий» (Лк. 19-20-21).

В русском языке понятие «жестокий» имеет отрицательную оценку. Если обратиться к древнегреческому подлиннику, мы прочитаем слово αὐστηρός (австирос), которое обозначает «жестокий», но с оттенком «суровый», «резкий». В древнегреческом языке это же слово употреблялось и как положительное определение вина, когда хотели сказать «терпкое, вяжущее вино».

В современном греческом языке оно означает «строгий» (что далеко от понятия «жестокий»), например, αυστηρή ματιά — строгий взгляд, αυστηρή μομφή — строгий выговор.

Приходится признать, что русский перевод «жестокий» далеко не точный. Он отражает только общий смысл, однако не передает характер Господина и смысл строгости.

Неизмеримо более точно греческое слово было переведено в церковно-славянском тексте. Господин принимает определение в свой адрес и отвечает гражданину: «Глаго́ла же ему́: от уст твои́х сужду́ ти, лука́вый ра́бе, ве́дяше, я́ко аз челове́к яр есмь, вземлю́, его́же не положи́в, и жну, его́же не се́яв».

Перевод «ярый», безусловно, более точный. Понятие ярый имеет более широкий, а главное положительный смысл. То, что «ярый» имело положительный смысл, говорит прежде всего то, что этот корень обозначал солнце – ярило, а также употребление этого корня в княжеских именах – Ярослав, Ярополк, менее известное – Яромир.

Изначально «ярый» имело смысл «мощный», «сильный», сверкающий как солнце.

С этим определением «ярый» образ Господина воспринимается совершенно иначе, нежели просто «жестокий».

Особую важность этому определению придаёт тот факт, что Господин принимает его как своё Имя, и сам называет себя «ярым». Именно здесь содержится богословское основание иконы Спас Ярое Око.

Он, по сути, является самоназванием Спасителя, открытым в Священном Писании.

Глубокий смысл образа выразил св.Иоанн Кронштадтский: «Всевидец Господь в одном акте Божественного ви́дения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное Око, от которого ничто утаиться не может!»

Этот образ представляет Спасителя как Судию, как Взыскующего ответа со своих граждан, приходящего на землю в Своем Втором Пришествии.

Лик Спаса Ярого Ока должен напомнить нам об ответе на Страшном Суде, о том, что Господь некогда посмотрит на каждого из нас именно этим взыскующим взглядом и спросит о данных нам талантах.

Неслучайно этот образ становится особенно важным в эпохи исторических кризисов и ожидания конца Света. Он становится известный в период многострадального татаро-монгольского ига.

Перед иконой Иисуса Христа Спас Ярое Око принято молиться перед сражениями, прося Бога даровать мужество, безстрашие, праведную ярость, веру и победу над врагом. Именно этот суровый образ Спасителя несли впереди наши русские воины перед Куликовской битвой, с верой в его покровительство. И именно с ним русские одержали свою великую победу над Мамаем.

Этим образом уже много веков благословляют христианских воинов на праведные битвы и подвиги во имя своего народа и защиты Отечества.

Именно под стягом Спаса Ярое Око сражаются и нынешние воины на полях спецоперации за Донбасс и Новороссию - за Новую Россию Христа Спасителя.

Считаю, что нужно официально восстановить почитание русского стяга с образом Спаса Ярое Око и воздавать ему почести наряду с другими флагами России.

Также в Церкви нужно установить празднование этому образу. В практике Церкви иконы имеют конкретный день своего празднования. Образ Спас Ярое Око до сих пор не имеет такого установленного дня в церковном календаре. Наиболее уместным было бы почитание и молитвы пред этим образом в Неделю о Страшном Суде, когда вспоминается Второе Пришествие Христово, последняя битва Добра со злом!

Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино 

Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Да!!! Поддерживаю. Это и есть наш настоящий флаг, и он должен почитаться как флаг. И вывешиваться на государственные праздники.
А я надеюсь дожить до дня, когда он станет официальным и основным государственным флагом.
Ленчик / 10.12.2025, 14:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
Можно ли христианину называть себя зилотом?
Размышления в Наумов день
17.12.2025
«Хождение по мукам» памятника Владыке Иоанну
В Санкт-Петербурге состоится настоящее историческое событие – открытие памятника Митрополиту Иоанну (Снычёву)
12.12.2025
Пост Рождественский – пост пророческий
Что почитать в 40 дней поста
11.12.2025
Россия, с Георгием Победоносцем вперёд!
Ко Дню Героев Отечества
09.12.2025
Как мы чтим память российских Государей
К 200-летию памяти Императора Александра I Павловича
03.12.2025
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Освободительный поход Русской армии на Украину
Затерянный в Сибири-2
Есть повод объединить усилия ЦРУ и СВР
19.12.2025
Работа предстоит сложная, долгая и «тонкая»
А поможет нам наш собственный исторический опыт Руси-России
19.12.2025
«Поражайте врагов Отечества»
Господь благословляет нас на праведную брань не только с внешними, но и с внутренними врагами России
19.12.2025
Все статьи темы
Русская Православная Церковь
Памяти архимандрита Иоанна (Экономцева)
Отец Иоанн скончался в Москве после продолжительной болезни в возрасте 86 лет
19.12.2025
Начало преображения Сибири
От Ермака до первого Сибирского архиерея
18.12.2025
Нижегородская РПО «Отчизна» и митрополит Иоанн
К 30-летию кончины приснопоминаемого Владыки Иоанна (Снычёва)
18.12.2025
«Мы никогда не должны поступаться чистотой своей веры»
Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом на Епархиальном собрании Москвы
17.12.2025
Святителю исповедниче и целителе, отче Луко — моли Бога о нас!
Путешествие из Евпатории в Симферополь к Святителю Луке
16.12.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
Возвращение к Суворову – прямой путь к новым победам
В Москве состоялось Собрание Суворовского делового союза
19.12.2025
Геополитические шахматы Армагеддона
Мы на пороге последней войны – агрессии антихриста на саму природу человека как образа и подобия Божия
18.12.2025
Революции склонны съедать сами себя
Пора возвращаться к сакральному пониманию феномена власти
18.12.2025
Патриарх русского народничества
Об идеях и творческом наследии Николая Михайловского
18.12.2025
Светлое имя – Валентин Сорокин
Итоги конкурса чтецов «Сорокинские чтения», посвященного памяти выдающегося поэта России
18.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Революции склонны съедать сами себя
Новый комментарий от Туляк
19.12.2025 19:21
Долина, судьи и мошенники
Новый комментарий от Тимофеев Александр
19.12.2025 19:20
«Новое цифровое дворянство»
Новый комментарий от Калужанин
19.12.2025 19:10
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от Советский недобиток
19.12.2025 18:05
Геополитические шахматы Армагеддона
Новый комментарий от Александр Волков
19.12.2025 16:16
«Мы как страна утеряли культуру семейной жизни»
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2025 14:30