Я очень необычный театрал. Хожу в театр редко и практически исключительно на постановки Достоевского. И надо сказать, ещё ни разу не ошибся. Дело в том, что текст Достоевского настолько сильный и глубокий, что даже не самый сильный спектакль всё равно оставляет глубокое впечатление. Моя программа минимум на таких спектаклях – это просто послушать текст Фёдора Михайловича. Это уже большое наслаждение!
Будучи в Москве накануне дня памяти писателя, я посмотрел театральные афиши и увидел к своему удовольствию, что в эти дни в московских театрах идёт много спектаклей по Достоевскому. Выбор такой большой, что в один вечер идут даже два-три спектакля.
Давно отдаю предпочтение молодым театрам. Ведь у Достоевского главные герои – это молодые люди. И молодым актёрам они больше по зубам.
Остановил свой выбор на новом театре с необычным названием – «Театр Высоко Внутри». Главный режиссер – Герман Пикус. В аннотации значилось, что это «интеллектуальный театр для думающих людей», «театр не для всех, но для каждого». Захотелось побыть не всеми, но каждым!
Необычный театр располагается в необычном театральном доме «Аполлинария» в центре Москвы на Малом Харитоньевском переулке близ Чистых прудов. Встречают здесь тоже необычно. Фойе представляет собой уютную большую комнату в старинном стиле, в которой всем(!) зрителям предлагают сваренный кофе или заварной чай с пирожными и фруктами, причём все это безплатно, и к тому же ещё вдобавок приносят угощение на столик. Сразу создаётся ощущение, будто ты пришёл в гости к друзьям. Такого я больше нигде не встречал.
Зрительный зал небольшой – мест сорок, до актеров рукой подать. Видны все нюансы мимики и жестов. Зрители и актёры то и дело встречаются глаза в глаза. Я бы назвал такой театр – театр на ладони. Вначале было живое вступление с вопросами к залу, например, зачем вы пришли, что вы хотите увидеть? Я сказал, что пришел за Достоевским! – «Принято!» – ответил мне ведущий Кирилл.
В репертуаре два спектакля по Достоевскому «Преступление и наказание» и «Идиот». Я выбрал «Идиот» и не пожалел.
Считаю, что «Идиот» самый сложный роман писателя для экранизаций и постановок, и всё из-за главного героя – князя Мышкина. Играть и воплощать положительные образы значительно труднее, чем отрицательные персонажи. Все предыдущие варианты – Юрий Яковлев, Евгений Миронов – были далеки от того, что написал Достоевский. У Яковлева Мышкин явно болящий тип, у Миронова – простоват, без глубины и тайны. Таких Настасья Филипповна точно никогда не полюбит.
Могу сказать, что в спектакле театра ВВ я увидел Мышкина Достоевского, Мышкина, которому я лично поверил безоговорочно и которого полюбил от сердца. Это князь, в котором видится и глубина, и доброта, и красота Лика Христова. Как смог его так сыграть актер Михаил Вечикул, для меня осталось загадкой. Мне показалось, что он подобрал золотой ключик к роману.
Отмечу, что все актеры играли на пределе, от всей души и на всех струнах души. И, наверно, поэтому я сопереживал всем героям на 100% до слёз.
Самое главное, что текст писателя, хотя естественно и сокращён в объеме, но сохранен в своём качестве. За полтора часа прочитываешь весь роман!
Конечно, спектакль невозможно пересказать. Могу только посоветовать москвичам посмотреть его. А жители Петербурга, может быть, смогут увидеть его в этом году в городе на Неве. Дело в том, что мы (со мной была н.сотрудник Музея Достоевского инокиня Аркадия (Ковина)) пригласили театр выступить в петербургском музее Достоевского. И предложение было воспринято с большим интересом.
Режиссёр театра Герман Пикус, увидев в зале священника и сотрудника Музея Достоевского, после окончания спектакля неожиданно пригласил нас остаться и побеседовать с актерами спектакля. Это было творческое режиссёрское решение. Актёры оставались ещё в гриме, а мы в зале. Состоялась глубокая исповедальная беседа. Я рассказал о себе, о своём видении Достоевского, Аркадия рассказала о Музее писателя в Петербурге. Мы пообщались с каждым из героев. Получилось уникальное продолжение спектакля – импровизированное второе отделение, которое продолжалось почти целый час. Всё было и глубоко и высоко. И я, кажется, понял смысл парадоксального названия театра – «Высоко внутри». Об этой встрече театр написал на своей странице VK. Можете почитать.
И мы даже запечатлелись на память на фотке.
Хотел в конце прочитать актерам свое стихотворение о Князе Мышкине, но не успел. Дочитываю здесь:
Идиот с нами идёт
На всех парах спешит в Санкт-Петербург
Мечтатель странный, донкихот женевский,
«Со впалыми щеками, белокур», —
Которого придумал Достоевский.
Лев Мышкин — Идиот, последний Князь,
Он должен город умягчить Имперский,
Взять на себя людскую боль и грязь, —
Так сочинил писатель Достоевский.
Средь нас он поселился навсегда,
Пересекает то и дело Невский.
И не покинет город никогда, —
Так пожелал мечтатель Достоевский.
Сказал он: «Мiр спасет лишь Красота!»
И смотрит Князь на нас совсем по-детски,
Чтобы узнать в нем Светлый Лик Христа, —
О том молился Фёдор Достоевский.
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети


