В наше смутное время, когда межгосударственные отношения между Черногорией и Россией переживают глубокий кризис (достигли исторического минимума), когда Черногория вводит в отношении России санкции, когда МИД Черногории вызывает посла России г-на Лукашика из-за якобы вмешательства во внутренние дела страны, совесть призывает высказать народную правду, которую черногорцы вынашивают в своём сердце на протяжении нескольких сотен лет. Эта правда называется русофилия, иными словами — беспредельная преданность и любовь черногорского народа к России, к русскому народу, к русским святым, к русской культуре. Она описана в учебниках истории, песнях, стихотворениях и письмах черногорских правителей, мемуарах русских путешественников, учёных и дипломатических представителей.
Из русских, писавших о Черногории, на мой взгляд, видное место занимает учитель 1-й Казанской гимназии, член Императорского Православного Палестинского общества Н.К.Горталов. Именно его публикация, написанная в 1902 году, побудила меня встать на защиту русско-черногорских связей, на защиту чести черногорского народа, всегда тепло относившегося к Матушке России.
Во-первых, надо отметить, что новость о том, что МИД Черногории взывал посла России г-на Лукашика в связи с его заявлением по поводу участия страны в миссии НАТО, вызвала негодование у нашего народа. Об этом свидетельствуют комментарии черногорцев, негативно отзывающиеся о работе своего МИДа и его решениях.
Мне видится важным привести слова простых людей, дабы продемонстрировать настоящую картину отношения черногорцев к России и её послу.
Так, например, один из пользователей интернет-портала «Vijesti» задаётся вопросом: «Когда вызовете послов США, Великобритании и Германии?»; другой пишет: «Одно заявление посла России — это вмешательство во внутренние дела страны, а то, что Черногория была втянута в НАТО без поддержки народа — это не вмешательство во внутренние дела?»; третий с насмешкой говорит: «Благо, что другие не вмешиваются в наши государственные дела».
Эти комментарии являются доказательством того, что власти вступают в конфликт с укоренившимися представлениями собственного народа о России. В самом деле, таких комментариев намного больше, и они действительно отражают отношение черногорского народа к России.
Другое дело, что ситуация в нашей стране соответствует тому, что можно назвать колониально-оккупационным состоянием, когда создана, грубо говоря, однопартийная политическая система. И это легко понять, посмотрев на черногорский парламент, в котором не существует ни одной фракции национальной ориентации, критически относящейся к политике Евросоюза, к интеграции Черногории в эту унию. Абсолютно все политические силы единодушно поддерживают национально-гибельный лозунг: «Евросоюз не имеет альтернативы».
Учитывая, что Черногория является парламентской республикой, такая ситуация в законодательной власти свидетельствует о фактическом доминировании одной политической линии, ориентированной на принятие законов, разработанных в западных странах. Исполнительная власть, в свою очередь, обязана проводить государственную политику в соответствии с курсом Евросоюза, поскольку Черногория, будучи страной-кандидатом, должна, как и другие государства, вводить санкции против России. При таком раскладе, когда народ не имеет возможности голосовать за национально-патриотическую партию, исповедующую в первую очередь интересы собственного народа, когда государство должно следовать зарубежным инструкциям, очевидно, что Россия будет считаться недружественной страной. Это, несомненно, недемократический порядок в стране, при котором власти игнорируют интересы и мнение населения.
Как правильно отмечает профессор Белградского университета г. Мило Ломпар, мы не можем и не должны механически переносить западную модель на нашу страну, которая имеет свою самобытную культуру и свои неповторимые традиции. Страны принимают идеологию, но приспосабливают её к своим обычаям и традициям. Нельзя унифицировать целые пространства, целые континенты по одному образцу, который будет подходить всем народам и цивилизациям. Коммунизм этого хотел, и у него не получилось.
Во-вторых, как упомянуто выше — нельзя механически переносить западную модель на нашу страну без каких-либо изменений в идеологии, ведь она имеет свои традиции. Одна из них — русофилия. Пристально слежу за страницей Посольства РФ в Черногории, где довольно часто публикуется информация о работе русского дипкорпуса. Там наглядно показано, что русского посла радушно, доброжелательно и торжественно встречают в разных уголках нашей страны. Г-н Лукашик встречается с представителями политических партий, православных, научных и общественных организаций, местных властей, везде подчёркивая «необходимость сохранения культурной и духовной близости народов двух стран».
Уверен, что черногорцы считают честью иметь беседу, вести переговоры с дипломатическим представителем высшего ранга РФ. Следовательно, мы пришли к тому, что народ, в отличие от властей, уважает г-на Лукашика. Это то, что я хочу донести до читателя: несмотря на официальную политику нынешних властей, народ хранит память о том, что Россия — братская страна, которая являлась союзницей Черногории на протяжении XVIII-XX столетий.
Кроме того, Россия щедро поддерживала Черногорию финансово, что было характерной чертой её внешней политики (многим народам и странам сегодня об этом нужно напомнить). Значительные суммы, выделяемые Россией, шли на обеспечение княжеского двора, государственных служащих, армии, а также на развитие образования и культуры.
По сути, Черногория долгие годы существовала за счёт российских средств. Отрицать этот факт сегодня – значит занимать безнравственную и неразумную позицию, предательскую по отношению к памяти наших предков и к России.
В-третьих, хочу привести отрывки из очерка о Черногории учителя 1-й Казанской гимназии Н.К.Горталова (о котором уже шла речь в начале статьи), чтобы доказать свой тезис о народной памяти и любви черногорцев к русским сквозь века. Горталов в своей публикации «Княжество Черногория и поездка казанских гимназиалистов в июне 1902 года» описал, как они были торжественно приветствуемы всем населением, какие места посетили в течение 6 дней, каково отношение черногорцев к русским. Он, в частности, писал: «Черногорцы рады были открыто высказать свои чувства, пользуясь случаем приезда к ним такой многолюдной компании далёких северных братьев, которые могут передать своим близким о том, как в Черногории относятся к русским, а мы считаем своей обязанностью делиться нашими воспоминаниями о пребывании в Черногории, как только представится к тому возможность, и поведать о беспредельной преданности и любви народа черногорского к русского народу и к нашим Государям, защитникам и покровителям всегомилионного славянства».
Об этих же чувствах пишут нынешние поэты и учёные, наши современники. Так, например, русский поэт, литературовед и переводчик Петра II Петровича Негоша О.Б.Мраморнов считает Черногорию братской страной, в которой русский человек может открыто выражать своё прямое чистосердечие по чувству одноплеменности.
Выдающийся специалист по Балканам, в частности по Черногории, Ю.П.Аншаков отмечает в своих книгах, что, несмотря на то, что наши страны отделены большим географическим расстоянием, они тесно связаны между собой общей историей, славянской культурой и Православной верой. Наша страна находит отражение не только в художественной, научной и публицистической литературе, но и в кинематографе.
Алексей Денисов и Борис Костенко, известные российские режиссёры-документалисты, в своём кино «Русский Мир. Черногория (1994)» создали очень тёплый и светлый образ Черногории. В фильме они убедительно показали, насколько тесно переплетена история Черногории с Россией, и как глубока и искренна привязанность черногорцев к русским. Фильм начинается с фразы: «Черногория. Вряд ли можно назвать сейчас страну, где с такой любовью относятся к России и русскому народу. У нас одна вера, один родственный язык, одни славянские корни».
У меня такое же впечатление как носителя «черногорской русофилии», и пытаюсь эту правду, живя в России, доносить до своих русских друзей и братьев.
В это непростое время, когда западные СМИ создают русофобское сознание, а политические элиты страны управляются из-за рубежа, мы должны противостоять им знанием истории, своим пером, правдой и любовью к России. Но и не только, ещё и активной общественной деятельностью, которой занимается Черногорская община России, организующая мероприятия, направленные на укрепление дружбы братских славянских народов, веками связанных между собой духовными, культурными и историческими узами, на развитие в рамках народной дипломатии российско-черногорского диалога и сотрудничества, на сохранение исторической памяти, на сближение молодёжи из балканских стран и России.
Сердцем русско-черногорской дружбы стало знаковое событие – международный общественно-научный форум «Балканский диалог: Черногория – Россия», посвящённый светлой памяти черногорского правителя и митрополита Василия Петровича Негоша, чьи останки обрели вечный покой в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской Лавры. Именно его неустанное стремление к единению с Россией породило идею о проведении форума и панихиды в его честь.
Даже сегодня, спустя 260 лет, имя Василия Петровича Негоша продолжает сиять как маяк дружбы между народами Черногории и России. Популяризация народных связей, культурного взаимодействия, разрушение западных антиславянских клише – условие возрождения исторических связей между нашими народами. Память о митрополите Василии Петровиче Негоше, похороненном в Пантеоне выдающихся русских государственных деятелей, является одновременно и признанием исторической ценности черногорско-русских связей, и обращением к будущим поколениям эти связи поддерживать и развивать вопреки политической конъюнктуре. Мы это и делаем, невзирая на любые испытания.
Россия, как была, так и останется дружественной страной, а Черногория, как сказал Президент РФ В.В.Путин на встрече с молодёжью в Сочи, «всегда была близка России, а люди, которые там проживают, близки по вере и культуре».
Мирко Калуджерович, историк, преподаватель института Дружбы народов имени Патриса Лумумбы, патриот Русского мира

