Памяти архимандрита Иоанна (Экономцева)

Отец Иоанн скончался в Москве после продолжительной болезни в возрасте 86 лет

Русская Православная Церковь  Вечная память  Бывший СССР 
0
6
Время на чтение 10 минут

В середине 80-х рядом с тогдашним Управделами Московской Патриархии, будущим Патриархом Алексием, замаячил интеллигентный мужчина в чёрном дорогом плаще и очках. Это был Игорь Николаевич Экономцев, бывший сотрудник МИДа средней руки, специалист по византологии. В то время это была большая редкость – немногие светские люди, занимающие более-менее солидное положение, рисковали засвечиваться в окружении церковных иерархов. Это было время, когда чиновники Совета по делам религии обращались к архиереям по их гражданскому имени-отчеству. Так, к Патриарху Пимену как к «уважаемому Сергею Михайловичу». Вскоре Игорь Николаевич стал преподавателем Московских Духовных школ, а затем референтом Управления делами МП.

В 1988 году я заканчивал Московскую Духовную Академию. В конце обучения испытал большой удар – срыв попытки защитить кандидатскую работу у профессора А.И.Осипова на тему: «Значение Православия для личности и общества».

В процессе написания работы пообщаться с научным руководителем практически не удавалось. Работа получилась компилятивной, главным и единственным её достоинством был большой объём фактов и цитат, собранных мною за время обучения в духовных школах. Этого было явно недостаточно, и крах был закономерным. После разгромного отзыва я даже не пытался защищаться.

Помню, несколько дней был в прострации, бродил по лесу на окраине поселка Струнино. У Осипова многие терпели фиаско. Я не прислушался к предупреждающим голосам. У меня было острое чувство неполноценности без кандидатской степени. С большим трудом взял себя в руки, выбрал новую тему, о прп. Паисии Величковском, как продолжателе исихастской традиции. Работу писал у И.А.Экономцева (впоследствии архимандрит Иоанн, председатель Отдела религиозного образования и катехизации).

Работу писал два года, ездил в Кишинев для ознакомления с архивом, брал книги и общался на тему кандидатской с о.Александром Менем, которого несколько раз посетил в Семхозе. Помню беседы с о. Александром о фильме «Покаяние» и об о. Серафиме (Роузе), о месте еврейского народа в духовной жизни человечества. Любознательность диктовала какие-то формы контактов, хотя я воспринимал о. Александра через призму знаменитого открытого письма ему митрополита Антония (Мельникова).

Защита прошла очень формально. Работа, откровенно говоря, была сыроватой, ко мне явно снизошли. Я понял, что научная, сугубо богословская работа – это не для меня. Научное руководство было формальным, писал я уже без огонька, только для степени, значка. Первая тема мне была интереснее, я же апологет!

Я не внял предостерегающим голосам и решился писать кандидатку у профессора А.И. Осипова. Полноценного курирования моей работы не получилось, т.к. маститый профессор был очень занят. Рецензия Осипова была сокрушительно разгромной – стало понятно, что пытаться защищаться безсмысленно. Помню, как после этого кораблекрушения я значительное время ходил в удрученном состоянии. Было обидно, т.к. практически все студенты нашего выпуска защитились, получили вожделенный кандидатский значок, а я, будучи не самым плохим студентом, был лишён его. В конце концов, взял себя в руки, ткнулся к одному-другому преподавателю - ничего не получилось. И только добросердечный Игорь Николаевич протянул мне руку и предложил взять тему об исихазме. Конкретно тема звучала так: «Преподобный Паисий Величковский как продолжатель исихастской традиции».

Запомнилось посещение скромного жилища матери о. Иоанна в районе Савеловского вокзала. О. Иоанн был серьёзно болен - мать трогательно заботилась о нем.

Новым управляющим делами Московской Патриархии стал митрополит Одесский и Херсонский Сергий (Петров). Узнав, что я родом с Донбасса, а он был управляющим Донецко-Луганской епархией, владыка привлек меня к работе референтом. Это было в 1987 году, на последнем курсе Академии. Ходатайствовал за меня также о. Иоанн Экономцев.

В Управлении делами (в Чистом переулке) работа заключалась в анализе епархиальных отчетов для составления обобщающего доклада, который использовался при подготовке юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Отчеты были в основном формальные. Из неформальных отчетов, как-то отражающих реальную, живую жизнь, запомнился отчет Тверской епархии.

Некоторые архиереи жаловались в отчётах на аномалии, возникшие после известных решений Архиерейского Собора 1961 года, отстранивших духовенство от хозяйственно-финансовых дел. Отчет Винницкой епархии, которую возглавлял тогда архиепископ Агафангел, изобиловал текстами миротворческих обращений. В Одесском отчете скрупулезно фиксировалось поведение представителя Александрийского Патриархата. Наиболее тщательно оформленным и иллюстрированным был отчет одной из прибалтийских епархий. Запомнилось, в частности, описание экуменического торжества, при котором православная сторона участвовала в освящении какого-то лютеранского храма.

Одновременно с анализом отчетов мне было поручено подсчитать количество храмов в нашей Церкви. Как я понял – очень долго этим никто не занимался. Я насчитал около 6 тысяч 800 храмов. Именно столько их было накануне празднования тысячелетия Крещения Руси.

Помимо отчетов приходилось заниматься составлением поздравлений и приветственных адресов, некоторых текстов выступлений митрополита Сергия. Однажды поручили разобраться с прошением одного священника, лишенного сана владыкой Владимиром (Сабоданом), когда тот управлял Черниговской епархией. Владыка Сергий дал мне поручение разобраться с этим делом с ориентировкой на принцип икономии (снисхождения). Вчитавшись в материалы, а также побеседовав с владыкой Владимиром, я понял, что здесь все очень серьезно и что по канонам вообще-то не предусмотрено восстановление в сане, законно его лишенного. Владыка Владимир в телефонном разговоре сказал: «Лишение сана – это ведь не снятие костюма, который потом можно снова надеть». А затем добавил: «Впрочем, как решит Священноначалие». Я дал отрицательный отзыв. Лидия Константиновна, многолетний секретарь Патриархии, сказала: «Ну, Ваша позиция возобладала».

Вообще с владыкой Сергием было приятно работать. Он был ровным, благожелательным. К сожалению, когда его освободили, я не рассчитал время и приехал позже, когда он уже со всеми попрощался. Естественно, у него остался осадок, который не сразу прошел. Впоследствии отношения нормализовались, я приезжал на юбилейные торжества по случаю тысячелетия крещения Руси в Луганск. Он немножко ревниво ко мне относился, так как в то время шел процесс укомплектования вакантных кафедр, а Донбасс был несколько десятилетий без архиерея. Я же был местным уроженцем, монахом с академическим образованием. Впрочем, как рассказывал брат владыки протоиерей Николай Петров, во время моей работы в качестве референта Управляющего делами, у владыки Сергия были определенные планы в отношении моего продвижения. После ухода митрополита Сергия с поста управделами Патриархии, вскоре и я расстался с должностью референта. Новый управделами митрополит Владимир (Сабодан) сказал мне: «Уж не знаю, кто нашептал Патриарху Пимену, только он сказал, чтобы Вы возвращались на послушание в монастырь».

Возможно, на это решение в какой-то степени повлиял следующий случай. Как-то заведующая архивом Патриархии Н. Чистая попросила меня помочь перенести папки из архива, находившегося в подвале, в новое помещение. Когда я увидел огромное количество папок на стеллажах, у меня глаза разбежались, и взыграло любопытство. Вот она живая жизнь Церкви со всеми нюансами и коллизиями! Ведь, что мы знали, кроме подцензурного «ЖМП», глянцевых изданий для иностранцев, ну и еще кое-что из Самиздата. Разгоревшегося любопытства удержать не удалось.

Курсируя с папками, я иногда останавливался, листал некоторые из них. Помню, в папке Алма-Атинской епархии материалы о конфликтной ситуации в храме г. Петропавловска с резолюцией Патриарха Пимена: «Так, что же происходит в Алма-Атинской епархии?!» Увлекся чтением, не заметил, как раба Божия Надежда потихоньку подошла сзади и раз – руку на папки и говорит: «Батюшка, а это что такое?!» Наверное, об этом тут же стало известно Патриарху, а обстановка была напряженная – не секрет же, что агенты «органов» внедрялись, например, в семинарии (в своем классе мы знали их). Кстати, когда я, будучи уже настоятелем берсеневского храма, однажды был приглашен сотрудницей Патриархии для беседы по поводу нашего напрягшего многих антиглобализма, она высказала некоторые недоумения по поводу моей референтской работы. В биографии моей она многозначительно акцентировала на то, что я закончил спецкурсы при ОВЦС (так впоследствии переименовали аспирантуру). Я-то хотел для солидности упомянуть вместо аспирантуры спецкурсы, а получилось несколько двусмысленно: спецкурсы – спецорганы. Вот такие ассоциации. Такое было непростое время…

Во время работы референтом было такое искушение. Как-то в Чистый переулок пришло письмо с нелицеприятными выпадами в адрес митрополита Сергия. Я поделился содержанием этого письма с о. Иоанном. Вдруг, в связи с этим письмом меня вызывает владыка Сергий. В ответ на его вопрос, что это за письмо и о чём оно, я, застигнутый врасплох, что-то нечленораздельно мычал в ответ. Прихожу к о. Иоанну и прошу его прокомментировать случившееся. Он безмятежно отреагировал: «Нужно, чтобы в наших отношениях были полная открытость и доверительность».

Союз Православных братств был учрежден на праздник Покрова в 1990 году после молебна в соборе Василия Блаженного. Первым председателем был избран игумен Иоанн (Экономцев) (впоследствии архимандрит), председатель Отдела по церковному просвещению и катехизации Московского Патриархата. В интервью журналу «Наука и религия» (№ 6 за 1991 год), отвечая на вопрос корреспондента: «С чем связано сегодня появление многочисленных православных братств в нашей стране и проведение их съезда?», о. Иоанн сказал: «С возрастающей активностью мирян и духовенства как в решении внутрицерковных проблем, так и проблем в жизни общества, где Братства предоставляют возможность вовлечения в лоно Церкви новых сил, особенно нашей интеллигенции».

Второй Съезд СПБ открылся 6 августа 1991 года торжественным молебном перед мощами прп. Сергия в Троицком соборе Троице-Сергиевской Лавры. Новым председателем избрали меня, тогда еще иеромонаха. До избрания, в течение нескольких месяцев я уже трудился в качестве зам. председателя СПБ. В обращении Святейшего Патриарха Алексия II к участникам Съезда привлекли внимание следующие слова: «Младенцы должны креститься в любых условиях только погружением. Для крещения взрослых надо во всех храмах изыскивать возможность для постройки баптистериев, а крещение их должно предваряться катехизацией».

В приветственном слове тогда еще митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла говорилось, что «деятельность братств должна быть направлена на воцерковление и христианизацию мира, социальной среды, культурное их преобразование, изменение, преображение в евангельском духе».

В своем отчетном докладе о. Иоанн в основном говорил о социальном служении братств и о их начинаниях в области духовного просвещения, оперируя при этом внушительными цифрами. Съезд принял следующие обращения:

              «О подготовке к Таинству Крещения»;

              «О храмовом благочестии»;

              «О положении на Украине»;

              «О канонизации Царской Семьи».

В Совет СПБ был избран председатель Союза «Христианское Возрождение» В.Н.Осипов.

Первые мои шаги на новом поприще были непростыми. Так, однажды, я пригласил на встречу с одним старостильным греческим архиереем актив СПБ. О. Иоанн болезненно реагировал: «Что подумают греки из официальной Церкви?» - патетически восклицал он.

С энтузиазмом взялся о. Иоанн за новое дело, с нуля стал формировать Отдел по религиозному образованию и катехизации. Будучи очень контактным и доброжелательным человеком, он смог привлечь к этой важной работе значительное количество делателей. Среди них, в частности, отцы Петр (Пиголь) и Дмитрий Лин. Служил о. Иоанн сначала в церкви прп. Сергия Радонежского в Крапивниках рядом с Новопетровским монастырём, а затем и в самом монастыре, став его наместником. Трудновато давалось ему священническое служение, в частности, каждения и возгласы. Я, как мог, старался помочь ему, поддержать его. Одной из главных идей, которая подвигала батюшку, как и нынешнего Патриарха, на активные действия была идея выхода Церкви из гетто на широкий простор всестороннего воздействия на окружающий мир. Большой вклад внёс о. Иоанн в подготовку и проведение Рождественских Чтений. После того как новым Патриархом стал митрополит Кирилл, все аспекты церковной жизни поднялись на новый уровень, были поставлены новые масштабные задачи, в частности, перед Отделом по религиозному образованию и катехизации.

О.Иоанну, не имевшему систематического богословского образования, стало всё труднее справляться с этими амбициозными планами. Рождественские Чтения стал возглавлять новый Управделами митрополит Климент. Помню, как жалко выглядел грустный о. Иоанн, безмолвно сидящий в президиуме на этих Чтениях. Вскоре последовало его освобождение от должности председателя Отдела. Это стало большим ударом для него, он как-то сник, не смог справиться с постигшим его испытанием и ушёл в заштат.

Последующие годы жизни о. Иоанна были покрыты мраком. Одно время говорили, что он проживает где-то в Америке. Практически никакой информации не было. И вот, пришло известие, что он скончался. Из нескольких источников поступила информация, что отпевание будет в храме при Алексеевской больнице. Прибыв в обозначенное время туда, выясняю, что отпевание уже прошло в церкви прп. Сергия в Крапивниках и что автобус с гробом почившего архимандрита вот-вот направится на Митинское кладбище. Было очень жаль, что не удалось попрощаться с этим ярким человеком, очень много сделавшим для меня лично. Некоторым утешением было служение заупокойной литии по почившему Иоанну в церкви прп. Феодора Студита, настоятель которой был многолетним сотрудником Отдела по религиозному образованию и катехизации. Много интересного о личности о. Иоанна удалось услышать на поминальной трапезе в этом храме.

Вечная память новопреставленному архимандриту Иоанну!

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Игорь Николаевич Экономцев

На ХI Международных Рождественских образовательных чтениях 

Отпевание новопреставленного архимандрита Иоанна (Экономцева) в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Хотелось поклониться им за их уникальный труд»
На Рогожском прошла презентация альбома росписей Покровского кафедрального собора
06.11.2025
Старый обряд в лоне Московского Патриархата
К 225-летию учреждения единоверия (окончание)
17.10.2025
Старый обряд в лоне Московского Патриархата
К 225-летию учреждения единоверия
15.10.2025
Памяти о.Льва Лебедева
К 90-летию со дня рождения
06.10.2025
«Экуменизм о.Александра напоминал суперэкуменизм»
К 35-летию трагической гибели отца Александра Меня
02.10.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Русская Православная Церковь
«Поражайте врагов Отечества»
Господь благословляет нас на праведную брань не только с внешними, но и с внутренними врагами России
19.12.2025
Начало преображения Сибири
От Ермака до первого Сибирского архиерея
18.12.2025
Нижегородская РПО «Отчизна» и митрополит Иоанн
К 30-летию кончины приснопоминаемого Владыки Иоанна (Снычёва)
18.12.2025
«Мы никогда не должны поступаться чистотой своей веры»
Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом на Епархиальном собрании Москвы
17.12.2025
Святителю исповедниче и целителе, отче Луко — моли Бога о нас!
Путешествие из Евпатории в Симферополь к Святителю Луке
16.12.2025
Все статьи темы
Вечная память
Вечная память!
Отошёл ко Господу иеромонах Порфирий (Москаленко)
16.12.2025
Помянем Русского воина Игоря Кирсанова!
Тридцать лет прошло со дня гибели в боях в чеченском Гудермесе командира разведроты спецназа Игоря Вячеславовича Кирсанова…
16.12.2025
Памяти Александра Сергеевича Панарина
В Москве прошёл круглый стол, посвящённый наследию великого философа
15.12.2025
Он душу отдал Родине и Богу…
11 декабря, в день памяти профессора Эдуарда Володина
12.12.2025
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти Святителя Николая Чудотворца
Также сегодня мы чтим память павших при обороне Киева от монголо-татарских полчищ
19.12.2025
Революции склонны съедать сами себя
Пора возвращаться к сакральному пониманию феномена власти
18.12.2025
День памяти русского первопечатника диакона Ивана Фёдорова
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Михаила Николаевича и героя-танкиста Дмитрия Лавриненко
18.12.2025
Что такое «самобытное государство-цивилизация»?
Выступление на студенческой научно-просветительской конференции «Основы российской государственности»
17.12.2025
Избавление от рабства
К вопросу о русской идеологии: социально-психологические патологии современных россиян
17.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Революции склонны съедать сами себя
Новый комментарий от учитель
18.12.2025 23:08
Долина, судьи и мошенники
Новый комментарий от Тимофеев Александр
18.12.2025 22:11
Геополитические шахматы Армагеддона
Новый комментарий от prot
18.12.2025 21:52
Феномен Аркадия Малера
Новый комментарий от РомКа
18.12.2025 21:52
Есть ли вина за грех цареубийства на русском народе?
Новый комментарий от РомКа
18.12.2025 21:43
Что такое «самобытное государство-цивилизация»?
Новый комментарий от РомКа
18.12.2025 21:40
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от Константин В.
18.12.2025 16:20