В середине 80-х рядом с тогдашним Управделами Московской Патриархии, будущим Патриархом Алексием, замаячил интеллигентный мужчина в чёрном дорогом плаще и очках. Это был Игорь Николаевич Экономцев, бывший сотрудник МИДа средней руки, специалист по византологии. В то время это была большая редкость – немногие светские люди, занимающие более-менее солидное положение, рисковали засвечиваться в окружении церковных иерархов. Это было время, когда чиновники Совета по делам религии обращались к архиереям по их гражданскому имени-отчеству. Так, к Патриарху Пимену как к «уважаемому Сергею Михайловичу». Вскоре Игорь Николаевич стал преподавателем Московских Духовных школ, а затем референтом Управления делами МП.
В 1988 году я заканчивал Московскую Духовную Академию. В конце обучения испытал большой удар – срыв попытки защитить кандидатскую работу у профессора А.И.Осипова на тему: «Значение Православия для личности и общества».
В процессе написания работы пообщаться с научным руководителем практически не удавалось. Работа получилась компилятивной, главным и единственным её достоинством был большой объём фактов и цитат, собранных мною за время обучения в духовных школах. Этого было явно недостаточно, и крах был закономерным. После разгромного отзыва я даже не пытался защищаться.
Помню, несколько дней был в прострации, бродил по лесу на окраине поселка Струнино. У Осипова многие терпели фиаско. Я не прислушался к предупреждающим голосам. У меня было острое чувство неполноценности без кандидатской степени. С большим трудом взял себя в руки, выбрал новую тему, о прп. Паисии Величковском, как продолжателе исихастской традиции. Работу писал у И.А.Экономцева (впоследствии архимандрит Иоанн, председатель Отдела религиозного образования и катехизации).
Работу писал два года, ездил в Кишинев для ознакомления с архивом, брал книги и общался на тему кандидатской с о.Александром Менем, которого несколько раз посетил в Семхозе. Помню беседы с о. Александром о фильме «Покаяние» и об о. Серафиме (Роузе), о месте еврейского народа в духовной жизни человечества. Любознательность диктовала какие-то формы контактов, хотя я воспринимал о. Александра через призму знаменитого открытого письма ему митрополита Антония (Мельникова).
Защита прошла очень формально. Работа, откровенно говоря, была сыроватой, ко мне явно снизошли. Я понял, что научная, сугубо богословская работа – это не для меня. Научное руководство было формальным, писал я уже без огонька, только для степени, значка. Первая тема мне была интереснее, я же апологет!
Я не внял предостерегающим голосам и решился писать кандидатку у профессора А.И. Осипова. Полноценного курирования моей работы не получилось, т.к. маститый профессор был очень занят. Рецензия Осипова была сокрушительно разгромной – стало понятно, что пытаться защищаться безсмысленно. Помню, как после этого кораблекрушения я значительное время ходил в удрученном состоянии. Было обидно, т.к. практически все студенты нашего выпуска защитились, получили вожделенный кандидатский значок, а я, будучи не самым плохим студентом, был лишён его. В конце концов, взял себя в руки, ткнулся к одному-другому преподавателю - ничего не получилось. И только добросердечный Игорь Николаевич протянул мне руку и предложил взять тему об исихазме. Конкретно тема звучала так: «Преподобный Паисий Величковский как продолжатель исихастской традиции».
Запомнилось посещение скромного жилища матери о. Иоанна в районе Савеловского вокзала. О. Иоанн был серьёзно болен - мать трогательно заботилась о нем.
Новым управляющим делами Московской Патриархии стал митрополит Одесский и Херсонский Сергий (Петров). Узнав, что я родом с Донбасса, а он был управляющим Донецко-Луганской епархией, владыка привлек меня к работе референтом. Это было в 1987 году, на последнем курсе Академии. Ходатайствовал за меня также о. Иоанн Экономцев.
В Управлении делами (в Чистом переулке) работа заключалась в анализе епархиальных отчетов для составления обобщающего доклада, который использовался при подготовке юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Отчеты были в основном формальные. Из неформальных отчетов, как-то отражающих реальную, живую жизнь, запомнился отчет Тверской епархии.
Некоторые архиереи жаловались в отчётах на аномалии, возникшие после известных решений Архиерейского Собора 1961 года, отстранивших духовенство от хозяйственно-финансовых дел. Отчет Винницкой епархии, которую возглавлял тогда архиепископ Агафангел, изобиловал текстами миротворческих обращений. В Одесском отчете скрупулезно фиксировалось поведение представителя Александрийского Патриархата. Наиболее тщательно оформленным и иллюстрированным был отчет одной из прибалтийских епархий. Запомнилось, в частности, описание экуменического торжества, при котором православная сторона участвовала в освящении какого-то лютеранского храма.
Одновременно с анализом отчетов мне было поручено подсчитать количество храмов в нашей Церкви. Как я понял – очень долго этим никто не занимался. Я насчитал около 6 тысяч 800 храмов. Именно столько их было накануне празднования тысячелетия Крещения Руси.
Помимо отчетов приходилось заниматься составлением поздравлений и приветственных адресов, некоторых текстов выступлений митрополита Сергия. Однажды поручили разобраться с прошением одного священника, лишенного сана владыкой Владимиром (Сабоданом), когда тот управлял Черниговской епархией. Владыка Сергий дал мне поручение разобраться с этим делом с ориентировкой на принцип икономии (снисхождения). Вчитавшись в материалы, а также побеседовав с владыкой Владимиром, я понял, что здесь все очень серьезно и что по канонам вообще-то не предусмотрено восстановление в сане, законно его лишенного. Владыка Владимир в телефонном разговоре сказал: «Лишение сана – это ведь не снятие костюма, который потом можно снова надеть». А затем добавил: «Впрочем, как решит Священноначалие». Я дал отрицательный отзыв. Лидия Константиновна, многолетний секретарь Патриархии, сказала: «Ну, Ваша позиция возобладала».
Вообще с владыкой Сергием было приятно работать. Он был ровным, благожелательным. К сожалению, когда его освободили, я не рассчитал время и приехал позже, когда он уже со всеми попрощался. Естественно, у него остался осадок, который не сразу прошел. Впоследствии отношения нормализовались, я приезжал на юбилейные торжества по случаю тысячелетия крещения Руси в Луганск. Он немножко ревниво ко мне относился, так как в то время шел процесс укомплектования вакантных кафедр, а Донбасс был несколько десятилетий без архиерея. Я же был местным уроженцем, монахом с академическим образованием. Впрочем, как рассказывал брат владыки протоиерей Николай Петров, во время моей работы в качестве референта Управляющего делами, у владыки Сергия были определенные планы в отношении моего продвижения. После ухода митрополита Сергия с поста управделами Патриархии, вскоре и я расстался с должностью референта. Новый управделами митрополит Владимир (Сабодан) сказал мне: «Уж не знаю, кто нашептал Патриарху Пимену, только он сказал, чтобы Вы возвращались на послушание в монастырь».
Возможно, на это решение в какой-то степени повлиял следующий случай. Как-то заведующая архивом Патриархии Н. Чистая попросила меня помочь перенести папки из архива, находившегося в подвале, в новое помещение. Когда я увидел огромное количество папок на стеллажах, у меня глаза разбежались, и взыграло любопытство. Вот она живая жизнь Церкви со всеми нюансами и коллизиями! Ведь, что мы знали, кроме подцензурного «ЖМП», глянцевых изданий для иностранцев, ну и еще кое-что из Самиздата. Разгоревшегося любопытства удержать не удалось.
Курсируя с папками, я иногда останавливался, листал некоторые из них. Помню, в папке Алма-Атинской епархии материалы о конфликтной ситуации в храме г. Петропавловска с резолюцией Патриарха Пимена: «Так, что же происходит в Алма-Атинской епархии?!» Увлекся чтением, не заметил, как раба Божия Надежда потихоньку подошла сзади и раз – руку на папки и говорит: «Батюшка, а это что такое?!» Наверное, об этом тут же стало известно Патриарху, а обстановка была напряженная – не секрет же, что агенты «органов» внедрялись, например, в семинарии (в своем классе мы знали их). Кстати, когда я, будучи уже настоятелем берсеневского храма, однажды был приглашен сотрудницей Патриархии для беседы по поводу нашего напрягшего многих антиглобализма, она высказала некоторые недоумения по поводу моей референтской работы. В биографии моей она многозначительно акцентировала на то, что я закончил спецкурсы при ОВЦС (так впоследствии переименовали аспирантуру). Я-то хотел для солидности упомянуть вместо аспирантуры спецкурсы, а получилось несколько двусмысленно: спецкурсы – спецорганы. Вот такие ассоциации. Такое было непростое время…
Во время работы референтом было такое искушение. Как-то в Чистый переулок пришло письмо с нелицеприятными выпадами в адрес митрополита Сергия. Я поделился содержанием этого письма с о. Иоанном. Вдруг, в связи с этим письмом меня вызывает владыка Сергий. В ответ на его вопрос, что это за письмо и о чём оно, я, застигнутый врасплох, что-то нечленораздельно мычал в ответ. Прихожу к о. Иоанну и прошу его прокомментировать случившееся. Он безмятежно отреагировал: «Нужно, чтобы в наших отношениях были полная открытость и доверительность».
Союз Православных братств был учрежден на праздник Покрова в 1990 году после молебна в соборе Василия Блаженного. Первым председателем был избран игумен Иоанн (Экономцев) (впоследствии архимандрит), председатель Отдела по церковному просвещению и катехизации Московского Патриархата. В интервью журналу «Наука и религия» (№ 6 за 1991 год), отвечая на вопрос корреспондента: «С чем связано сегодня появление многочисленных православных братств в нашей стране и проведение их съезда?», о. Иоанн сказал: «С возрастающей активностью мирян и духовенства как в решении внутрицерковных проблем, так и проблем в жизни общества, где Братства предоставляют возможность вовлечения в лоно Церкви новых сил, особенно нашей интеллигенции».
Второй Съезд СПБ открылся 6 августа 1991 года торжественным молебном перед мощами прп. Сергия в Троицком соборе Троице-Сергиевской Лавры. Новым председателем избрали меня, тогда еще иеромонаха. До избрания, в течение нескольких месяцев я уже трудился в качестве зам. председателя СПБ. В обращении Святейшего Патриарха Алексия II к участникам Съезда привлекли внимание следующие слова: «Младенцы должны креститься в любых условиях только погружением. Для крещения взрослых надо во всех храмах изыскивать возможность для постройки баптистериев, а крещение их должно предваряться катехизацией».
В приветственном слове тогда еще митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла говорилось, что «деятельность братств должна быть направлена на воцерковление и христианизацию мира, социальной среды, культурное их преобразование, изменение, преображение в евангельском духе».
В своем отчетном докладе о. Иоанн в основном говорил о социальном служении братств и о их начинаниях в области духовного просвещения, оперируя при этом внушительными цифрами. Съезд принял следующие обращения:
«О подготовке к Таинству Крещения»;
«О храмовом благочестии»;
«О положении на Украине»;
«О канонизации Царской Семьи».
В Совет СПБ был избран председатель Союза «Христианское Возрождение» В.Н.Осипов.
Первые мои шаги на новом поприще были непростыми. Так, однажды, я пригласил на встречу с одним старостильным греческим архиереем актив СПБ. О. Иоанн болезненно реагировал: «Что подумают греки из официальной Церкви?» - патетически восклицал он.
С энтузиазмом взялся о. Иоанн за новое дело, с нуля стал формировать Отдел по религиозному образованию и катехизации. Будучи очень контактным и доброжелательным человеком, он смог привлечь к этой важной работе значительное количество делателей. Среди них, в частности, отцы Петр (Пиголь) и Дмитрий Лин. Служил о. Иоанн сначала в церкви прп. Сергия Радонежского в Крапивниках рядом с Новопетровским монастырём, а затем и в самом монастыре, став его наместником. Трудновато давалось ему священническое служение, в частности, каждения и возгласы. Я, как мог, старался помочь ему, поддержать его. Одной из главных идей, которая подвигала батюшку, как и нынешнего Патриарха, на активные действия была идея выхода Церкви из гетто на широкий простор всестороннего воздействия на окружающий мир. Большой вклад внёс о. Иоанн в подготовку и проведение Рождественских Чтений. После того как новым Патриархом стал митрополит Кирилл, все аспекты церковной жизни поднялись на новый уровень, были поставлены новые масштабные задачи, в частности, перед Отделом по религиозному образованию и катехизации.
О.Иоанну, не имевшему систематического богословского образования, стало всё труднее справляться с этими амбициозными планами. Рождественские Чтения стал возглавлять новый Управделами митрополит Климент. Помню, как жалко выглядел грустный о. Иоанн, безмолвно сидящий в президиуме на этих Чтениях. Вскоре последовало его освобождение от должности председателя Отдела. Это стало большим ударом для него, он как-то сник, не смог справиться с постигшим его испытанием и ушёл в заштат.
Последующие годы жизни о. Иоанна были покрыты мраком. Одно время говорили, что он проживает где-то в Америке. Практически никакой информации не было. И вот, пришло известие, что он скончался. Из нескольких источников поступила информация, что отпевание будет в храме при Алексеевской больнице. Прибыв в обозначенное время туда, выясняю, что отпевание уже прошло в церкви прп. Сергия в Крапивниках и что автобус с гробом почившего архимандрита вот-вот направится на Митинское кладбище. Было очень жаль, что не удалось попрощаться с этим ярким человеком, очень много сделавшим для меня лично. Некоторым утешением было служение заупокойной литии по почившему Иоанну в церкви прп. Феодора Студита, настоятель которой был многолетним сотрудником Отдела по религиозному образованию и катехизации. Много интересного о личности о. Иоанна удалось услышать на поминальной трапезе в этом храме.
Вечная память новопреставленному архимандриту Иоанну!
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России
Игорь Николаевич Экономцев
На ХI Международных Рождественских образовательных чтениях
Отпевание новопреставленного архимандрита Иоанна (Экономцева) в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

.jpg)

