Современный мир сталкивается с глобальными цивилизационными вызовами, адекватные ответы на которые могут способствовать построению моделей благожелательного будущего для всего человечества. Единство и, вместе с тем, множественность развития культур и цивилизаций во все времена являлись и условиями мирного развития и процветания стран и народов, но и таили в себе причины средостения, конфликтов и военного противостояния. Дороги, транспортные артерии, собирающие и обустраивающие цивилизацию, даровали выбор развития, экономического и культурного обустройства. Железная дорога, возникнув двести лет назад, с изобретением парового двигателя стала одним из оснований промышленной революции в последней трети XVIII столетия. Вместе с тем, это гениальное изобретение ‒ дороги, паровозы и пароходы, стремительно ускорив научно-технический прогресс, изменили и сам способ идентификации человека, саму антропологическую перспективу, отныне прочно утвердив в бытии человека одним из его атрибутов технику, техническое устройство, приводимое в движение человеком, но и всё более отчуждающееся от него и обретающую собственную нечеловеческую жизнь. Неслучайно кадры первого в мире документального фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», показанного широкой публике в 1896-м году, так шокировали и устрашили зрителей. Образы пыхтящего огненного чудовища и чумазого кочегара более напоминающего прислужника ада, чем технического работника, запечатлены в мировой литературе как символы еще не очень понятного, тревожного нового мира, наступления нового порядка в котором маленькому человеку уготована функция винтика…
Переживая, уже не единожды, крушения прежних миров, человечество взыскует новых ориентиров, новых идеалов, уводящих его из настоящего в далекое счастливое будущее. Обретение правильного пути ‒ вот главная задача наших дней…
Железные дороги как скрепа цивилизации и как катализатор социального прогресса ‒ уникальный объект для междисциплинарного научного анализа. Историки, филологи, философы экономисты, представители технических наук и инженеры приникают к истории, могущей дать ответы на трудные вопросы, укрепить дух и обрести веру, что будущее будет…
Примечательным в этом контексте стало мероприятие, проведенное в Северной столице осенью 2025 года. Второго октября в Белом зале Юсуповского дворца, одного из учебных корпусов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, состоялась Международная научно-практическая конференция «Железные дороги в мировой истории (к 200-летию отрасли)».
Конференция объединила ученых, аспирантов, студентов, преподавателей ВУЗов, представителей региональной власти, общественных деятелей от Санкт-Петербурга и Москвы до Сибири и восточных окраин страны. Участие ученых Республики Беларусь придало форуму международный характер.
На конференции обсудили феномен железных дорог в культурно-историческом и цивилизационном аспектах, обобщили российский и международный опыт железнодорожного строительства и решения проблем стратегического управления социально-экономическими процессами. Проблематика истории, экономики железнодорожного строительства рассматривалась в широком философско-антропологическом и культурно-цивилизационном контекстах.
Мероприятие открыли к.э.н. доцент Е.М. Ершов, д.филос.н., профессор О.В Самылов, д.филос.н., профессор И.Ю. Хитарова и к.пед.н. доцент Е.А. Николаева. На пленарном заседании выступили почетный профессор ПГУПС, д.ист.н. И.П. Киселев, известный историк транспорта из Москвы д.ист.н., профессор РГГУ А.С. Сенин, к.филос.н., член Президиума Философского общества Республики Беларусь П.П. Крусь, член Союза писателей России А.Д. Степанов, профессор кафедры «История и философия» ПГУПС В.В Фортунатов, директор МБУК «Хилокский краеведческий музей» В.Ф. Петров.
Тема конференции получила своё содержательное раскрытие в работе секций: 1. «История железных дорог в России и мире: прошлое, настоящее, будущее»; 2. «Железная дорога в культурно-историческом и цивилизационном измерениях»; 3. «Человек и техника»: философско-антропологические проблемы и литературно-художественные рефлексии»; 4. «Экономика железнодорожного транспорта: история и современность».
Сегодня мы всё чаще обращаемся к фундаментальным вопросам нашего бытия. Перед человечеством стоят сложнейшие дилеммы, требующие не просто поверхностного анализа, а тщательного и всестороннего исследования. Глубокое философское осмысление ключевых вопросов нашего существования становится необходимостью в эпоху стремительных технологических и социальных изменений. Будущее цивилизации неразрывно связано с решениями, которые мы принимаем сегодня. Каждый ответ на эти судьбоносные вопросы формирует траекторию развития общества на десятилетия вперед. История показывает, что недостаточно продуманные ответы на фундаментальные вызовы могут привести к катастрофическим последствиям. Комплексное понимание этих проблем требует междисциплинарного подхода, объединяющего достижения науки, философии и этики. Только через осознанное и коллективное размышление над этими вопросами мы сможем найти путь, который обеспечит устойчивое и гармоничное развитие человечества в будущем. В атмосфере интеллектуального обмена конференция стала площадкой для активного взаимодействия между докладчиками и аудиторией. Исторические параллели, проведенные участниками дискуссии, позволили по-новому взглянуть на актуальные вызовы нашего времени. Многочисленные вопросы, возникавшие после каждого выступления, свидетельствовали о глубокой заинтересованности публики в обсуждаемых темах.
Современность постоянно ставит перед нами сложные задачи, решение которых невозможно без обращения к накопленному человечеством опыту. Именно поэтому каждое выступление сопровождалось оживленной дискуссией и детальным разбором представленных тезисов. Участники не просто задавали вопросы – они предлагали альтернативные интерпретации событий, что обогащало общий контекст обсуждения. Продуктивный диалог, развернувшийся в ходе конференции, подтвердил мысль о том, что прошлое продолжает оставаться неисчерпаемым источником мудрости для тех, кто стремится найти ответы на вызовы текущего момента. Без сомнения, подобный формат взаимодействия между исследователями и заинтересованной аудиторией должен стать моделью для будущих научных мероприятий. Для гостей конференции была организована экскурсия по университетскому музею Августина Бетанкура, которую провел почетный профессор ПГУПС И. П. Киселев.
После секционных заседаний в работе Круглого стола были подведены итоги форума. Острые дискуссии были умиротворены общими заключениями и констатациями, которые обозначили необходимость продолжения исследований и их обсуждения в кругу широкой научной общественности.
Олег Валерьевич Самылов, доктор философских наук, профессор; Елена Александровна Николаева, кандидат педагогических наук