В современном культурном и политическом дискурсе активно используется фраза из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
Хотя она часто цитируется, оригинальный текст звучит иначе: «Там русский дух, там Русью пахнет...».
Эта лаконичная фраза несёт в себе глубокий символический и философский смысл, отражающий многовековые культурные и исторические особенности русского народа.
Русские не появляются на свет в роддоме, они рождаются свыше. Русский мир — это мир горний, а не земной. Он не является ни марксистским, ни западным позитивистским, оба из которых насильно навязывают свою интерпретацию истинной природы человека, сочетающей инстинкты индивидуальной свободы и общинной солидарности, что является проявлением любви.
Русский мир — это пространство любви, как индивидуальной, так и общинной.
По мнению И.В.Кириевского, основная проблема России и Европы заключается в противостоянии органического и целостного христианского мировоззрения и разрушительного рационализма, который доминирует в западной цивилизации. Русский ум призван преодолеть односторонность европейского просвещения, возвращаясь к христианским истокам.
Русский мир — это многообразие народов, объединённых русским народом общей исторической судьбой, общими задачами и при этом сохраняющих свои традиционные культуры и религии.
Основой Русского мира является восточнославянская православная цивилизация в её духовно-политических, культурно-исторических границах.
Центром и ядром Русского мира является Россия, которая объединяет множество народов и государств, представляющих различные религии и культуры.
Русские — это цивилизационно и государствообразующий народ, который сплотил все народы Русского мира для решения общих исторических задач. В последнее время термин «Русский мир» стал предметом активных обсуждений как внутри страны, так и за её пределами. На Западе его часто воспринимают в негативном контексте, связывая с имперскими амбициями, агрессией и территориальными притязаниями. Однако что подразумевается под этим понятием в российской культурной и политической традиции? Может ли человек, не являющийся этническим русским, разделять ценности и идеи, составляющие основу Русского мира?
В столичной школе №27 сегодня открылась передвижная выставка под названием «Как преодолеть в себе западника? Трудно ли быть русским?». На церемонии открытия выступила директор школы Людмила Жукова, которая выразила благодарность организаторам за предоставленную возможность и подчеркнула значимость выставки для углублённого изучения историко-философского контекста.
Людмила Митрофановна отметила, что выставка предоставляет уникальную возможность понять, как развивались ключевые идеи, ставшие основой интеллектуального наследия России.
Духовный наставник проекта отец Василий (Паскье), настоятель Свято-Троицкого православного мужского монастыря, подчеркнул, что выставка иллюстрирует продолжающееся противостояние двух философских и идеологических подходов к развитию России. Он отметил, что дискуссия между славянофилами и западниками является лишь одним из проявлений более глубокого конфликта между верой и безверием, прослеживающегося на протяжении веков.
Олег Степанов, учредитель АНО «Дети Отчизны — достойная смена», рассказал участникам мероприятия о жизни выдающихся мыслителей, таких как Иван Киреевский и Алексей Хомяков.
Иван Васильевич Киреевский после долгих поисков посвятил свою жизнь служению Православной Церкви. Под влиянием своей жены и её окружения у Киреевского возник интерес к трудам святых отцов, которые, как оказалось, задолго до немецкой философии ответили на все важные вопросы бытия.
Наталья Петровна, хотя и не претендовала на роль духовного наставника мужа, несомненно, сыграла важную роль в его воцерковлении. Знакомство с отцом Филаретом и продолжительные беседы с ним окончательно утвердили Киреевского на пути благочестия.
Другим примером является то, как родители привили юному Хомякову стремление к знаниям и уважение к православной культуре. В своих богословских размышлениях Хомяков отталкивался от православного Символа Веры «Во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Он также рассказал о дискуссии между славянофилами и западниками.
Заместитель директора школы Пётр Николаевич Матюшин провёл экскурсию для гостей и учащихся. Он начал с рассказа о «Слове о законе и благодати» — записи торжественной речи митрополита Киевского Илариона середины XI века.
В ходе экскурсии он объяснил суть теории «Москва — Третий Рим», которая утверждает, что Москва является преемницей Римской империи и Византии. Цель этой теории — доказать закономерность переноса политического и религиозного центра православного мира в Россию. Основные положения концепции были сформулированы в послании около 1523 года монахом псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем.
Он также обсудил дискуссию между славянофилами и западниками.
Во второй части выставки представлены мыслители XX века, такие как Константин Победоносцев, Лев Тихомиров, Николай Бердяев, митрополит Иоанн и другие, а также современные авторы, включая Вадима Кожинова, Виктора Тростникова, Александра Панарина и других.
Таким образом, выставка и экскурсия стали важным событием, способствующим углублённому осмыслению ключевых аспектов русской культурной и философской традиции, а также стимулирующим диалог о путях развития России.
Развитие Русского мира в XXI веке должно основываться на традиционных идеалах, ценностях и религиях. Опора на базовые традиционные ценности народов Русского мира позволяет государству и обществу находить собственные ответы на любые глобальные вызовы, что является важнейшим условием непрерывности и стабильности дальнейшего исторического развития. Это подтверждается, например, Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Этот документ является стратегическим планом в сфере обеспечения национальной безопасности России и определяет цели, задачи и инструменты для защиты государством духовно-нравственных ценностей. Несмотря на богатый исторический опыт, мы до сих пор ищем русскую идею. Возможно, нас ждёт новое её прочтение? Или русская идея уже сказала своё последнее слово, и её поиски обречены на провал?
Лариса Владимировна Иванова, историк, директор АНО «Дети Отчизны — достойная смена», Чебоксары