Олег Слепынин опубликовал на своём литературном тг-канале рассказ-главу из нового романа «Ночь». В преамбуле сообщает, что роман имеет подзаголовок «На краю воронки в тёмные века». Рассказ имеет самостоятельное значение. Герои романа – Авдей и Майя Ватутины разведены войной по разные стороны фронта, у них разные религиозно-идеологические установки; разведены во всех смыслах. Повествование ведётся от первого лица – писателя, персонажа романа, старшего друга Авдея, знакомого по церкви. События происходят в Городке-на-Днепре в наши дни.
***
В те дни по вечерам, когда жара спадала, я выходил на прогулку, придумав конечной точкой маршрута дом Майи. Стоял под окнами, мысленно внушая: Майя, выгляни в окошко!.. Не выглядывала. На третий раз, спасаясь от начавшегося дождя, я поднялся на их этаж. Майя открыла, была она в чёрной косынке, печальна.
Сказала, что умер Пётр Петрович, а маме боится сказать, чтобы не довести её до приступа.
Поговорили о нём и об Авдее...
- Обыска ещё опасаетесь? – вдруг спросила она. – Пишите что-то?
- Обыска опасаюсь, – сказал я. – Пишу всякое... Вот, кстати, придумал, пока шёл к тебе, – под влиянием снов Хлебкина, незаконного твоего свёкра, – фабулу для рассказа.
- Расскажете?.. Нет? А то мне скучно и грустно, – она сняла траурную косынку.
За окном грохотала гроза, белая молния прошла в светлых тучах, ливень порывами ударял в жестяной карниз, за стеклом на ветвях метались блестящие листья берёзы.
- Если расскажу, тогда вряд ли уж напишу, – сказал я. – Хотя и хлопот меньше! Называется... Рассказать?
Она кивнула, глядя на капли, ураганом разлетающиеся по крашеному облезлому карнизу.
- Название: «Лишние звёзды».
События происходят... примерно 2225 год. Плюс-минус. То есть время действия ХХIII век...
- Фантастика? Типа антиутопии?
- Типа. Место действия – планета Земля и её спутники: Солнце и другие звёзды нашей галактики. И не только нашей. Герои – он и она. У них любовь, но, как говорится, трудная. После Глобальной войны, которая завершилась лет за 200 до появления на свет наших героев, наступили Новые тёмные века. Человечество чуть было вновь не потеряло свою культуру и даже письменность. Но благодаря Единому ИИ тёмные века были преодолены за несколько десятилетий. Была рождена Новая цивилизация.
- ИИ? – Искусственный интеллект?
- Искусственный... Да! надо сказать, что к моменту начала нашего рассказа ИИ уже давно создал принципиально новые технологии по получению энергии в гигантских объёмах – сначала из поверхностных слоёв раскалённого ядра Земли, затем из межзвёздного пространства Млечного пути, нашей галактики. Под землёй, в океанах и космосе были созданы научно-исследовательские центры и производственные комплексы; осваивалось как космическое пространство, так и океанические и земные глубины...
Понятно? – сказал я.
- Да, – ответила она – А как звали героя и героиню?
- Вот послушай, – ответил я. – В какой-то момент ИИ решал задачу, которая формулировалась так: «Как быть с человечеством?» У ИИ был пунктик, можно сказать, комплекс неполноценности. Наивысшим риском для своего драгоценного существования ИИ считал человека, который по природе своей является источником конфликта. ИИ просчитывал и самый радикальный вариант – полная ликвидация человечества. Логично: нет человечества – нет и кризисов, нет конфликтов, которые могут привести к уничтожению ИИ. Но расчёты подвели к тому, что во многих случаях человек на порядок экономически оказывался более выгоден в качестве технической обслуги, чем робот. Тогда и вызрело принципиальное понимание, что Человечество лучше пусть будет, чем его не будет. Глубины ИИ почему-то часто формулировали свои выводы несколько кудряво и пышно.
- Пунктик? Комплекс неполноценности?
- Именно. Комплекс жизнелюбия. В этом он, конечно, подражал человеку, сам не вполне соображая, зачем ему это нужно... Итак! ИИ приложил немалые усилия для устранения любого рода конфликтов и кризисов в человеческих сообществах – экономических, политических, территориальных, религиозных... Любых. Всяких. Им было запланировано создание нового человека. Проект назывался: «Человек безкризисный» или «Человек надкризисный». По-латыни Homo supra Crisis!
- Ах, эта звонкая латынь! – сказала Майя, прикрыв форточку: в небе грохнуло, словно бы склад с ракетами там взорвался.
- После завершения в старину упомянутой Глобальной войны, была проведена дезактивация планеты. Для населения Новой цивилизации были созданы высокотехнологичные города-поселения. Нужды и желания каждого индивида исполнялись почти мгновенно. В рамках, понятно, разумного. Никто не мог, например, добиваться исполнения своей мечты стать, скажем, «владычицей морскою». То есть тем, кто теоретически может навредить или даже ликвидировать ИИ. Войны стали невозможны... Да... При этом часть земного пространства осталась вне Зоны цивилизации. Группа некоторых народов, которая именовала себя «Русь», не пожелала становиться «приставкой ИИ». Их публицисты так и выражались: «Негоже Руси становиться компьютерной приставкой!» Им были оставлены их разрушенные города, допотопный интернет и всё такое, цифровое, старинное. Никаких новейших кванто-нейро-пенто технологий. Но в своих резервациях они и старьём как-то обходились.
Наши Герой и Героиня, условно Авдей и Майя, служат в Секторе тайной полиции обслуживания Зоны цивилизации («Ой!» – сказала Майя). – Я ей подмигнул и особо выстроил на мгновение своё лицо, написав на нём: никаких с вами аналогий, просто совпадение). Итак, герой и героиня, сцена прощания. Их отправляют в разные области интересов ИИ. Как в той доисторической песне: «Дан приказ: ему – на запад, ей – в другую сторону». Майя командируется на Территорию Русь для прояснения одного деликатного вопроса, неясного ИИ. Авдей – для решения высокотехнологичной задачи в «Сферу стратегических энергий», для решения вопроса не менее деликатного... Вот...
- И не страшно ей одной... отправляться? – спросила Майя, прикрыв кухонную дверь, закурив и тут же погасив сигарету.
- Ей не впервой, – урезонил я её, подыграв. – Она прошла специальный психологический тренинг.
- А почему войны стали невозможны? – Майя отворила фрамугу, солнце впустив, которое теперь уже забавлялось, в своём небе устроив радугу.
Она всё-таки закурила и уселась на подоконник. Я отвернул взгляд, стал смотреть в солнечное окно, чтобы разведённых под платьем коленок её не видеть; на берёзе под каплями прыгали изумрудные листья.
Не сразу в себе расслышал её вопрос и наконец отозвался:
- … О! Это интересно. Лет за 200 лет до них, примерно в наши текущие годы («Плюс-минус?», – сказала Майя. – «Скорее, плюс», – обронил я) ИИ обнаружил на Земле некое «Сообщество S», состоящее из влиятельных лиц, управлявших институциями и множеством правительств, имевших цель – ни много ни мало – устроить на Земле рукотворный Конец Света!.. Представь себе! Они надеялись продемонстрировать некоей надмирной сущности, что вопреки Священному Писанию, без участия Бога, можно достичь того же результата. И главное, без Второго Пришествие Иисуса Христа! Та надмирная сущность, разумеется, продолжала противление Создателю. На Земле кроваво пузырились войны. ИИ, в целях самосохранения, объединил в целое все национальные и наднациональные платформы, родственные себе, не стал вникать в религиозные переживания различных групп людей, но, оценив риски, провёл остроумную операцию «Жизнь продолжает цвести». За короткое время ряд влиятельных членов сатанинского сообщества ушли в мир иной, склеили ласты, как говорит один наш неинтеллигентный знакомый. И каждый удивительным образом! Один помер от пустяшной простуды, собравшись было на своей огромной яхте с чёрными парусами в кругосветное странствие. Другой удавился на розовом поясе от своего халата в своей золочёной ванне. Нашло на него что-то. Ещё один утонул в детском бассейне, купая, что интересно, возлюбленную свою козочку, специально для него выведенную... ИИ взял под контроль все вооружения, войны закончились.
И вот, по прошествии двух столетий, настиг ИИ кризис непонимания человечества, когда поводы для возникновения конфликтов, отпав один за другим, вдруг стали возникать в новых формах, как бы из ничего, то есть из самой сердцевины сущности человечества. И был тот уровень непостижим для ИИ, ибо касался, Майя, духовной сферы («Кто б сомневался!» – Майя щелчком отправила окурок в листья берёзы).
Героиня, попав на Территорию Русь, стала вникать в реликтовую составляющую жизни непонятных ей людей. Была поражена тем, что на Руси, как и в древности, крестятся на купола, ходят в церкви, и при этом всерьёз озабочены задачей, которая считается приоритетной для всей Территории Святой Руси: Как научится ненавидеть свой грех, чтобы полноценно исполнить первую заповедь – возлюби Господа Бога твоего?.. Ничего подобного в их Зоне цивилизации не было. Правда лет сто назад возникала какая-то секта, в которой придумали славить ИИ. Но разошлись во мнениях. Одна часть полагала, что из имени ИИ нужно убрать слово «искусственный», так как это звучит оскорбительно. И вскоре они вывесили лозунг «Слава Вселенскому Интеллекту!». Другая группа сочла, что будет красиво, если слово «искусственный» не отбрасывать, а как-то обыграть. И они вывесили плакат: «Слава Искусу!». ИИ, обнаружив назревающий конфликт, ликвидировал активистов обеих партий. Но это было давно. Теперь же героиня так была впечатлена образом жизни на Руси, так им заинтригована, что возжелала погрузиться в их смыслы. По результатам своих исследований она предоставила ИИ отчёт. Её вывод: «На Руси более глобальная задача, чем у нас. Задача вселенского храмостроительства более масштабна, чем задача создания Homo supra Crisis. Поэтому сообщество Русь рано или поздно нас победит.
- А что это за вселенское храмостроительство? – с явным недоумением спросила Майя.
- Я и сам точно не знаю, – уклонился я. – Но что-то там героиня узнала такое, в результате чего ИИ счёл образ мыслей резервации очень тревожным и поручил Майе ликвидировать Русь или переформатировать её, подменив там смыслы.
Кризис непонимания определённых вещей подстерегал ИИ и в другой области своего бытия. В Зоне цивилизации возникла чрезмерно затратная проблемы «лишних звёзд». Выяснилось, что в галактиках, спутниках нашего Млечного пути, имеются такие звёзды, которые не дают излучения в необходимом диапазоне для получения энергии Зоной. Но это было бы ещё полбеды. Проблема в том, что эти звёзды сами вытягивают ценный диапазон излучений из космического пространства, обкрадывая ИИ. Предварительный вывод героя: звёзды-паразиты должны быть свёрнуты и уничтожены в чёрных дырах, современные технологии позволяют это сделать за счёт энергии самих звёзд-паразитов. Герою было поручено изучить риски и в качестве эксперимента начать с уничтожения некоей звезды LS19/61 (Майя переспросила: «Авдею поручили?» – «Ему», – кивнул я.)
Наши Герой и Героиня время от времени встречаются... («Майя и Авдей», – утвердительно вбросила Майя, подыгрывая мне. – «Именно, именно», – подыграл и я. – «Не пугайте меня!» – покраснела вдруг Майя). Да, встречаются, но кроме всего прочего, обсуждают интересные вопросы и приходят к выводу, что именно благодаря «человеку не системному, обитающему на Руси», не исключено, функционирует весь многосложный живой организм Земли, с её таинственным огненным ядром в сердцевине и океанами на поверхности, и что всё это завязано в одну равновесную систему даже и с самыми удалёнными галактиками.
- А где же они встречаются? – Майя решила оживить рассказ любовными переживаниями, мелодрамой. – Наверное, и препятствия какие-то им всё время мешают?
- Не без того, – согласился я. – Вот, например, однажды они встретились на руинах одного полузаброшенного города и стали искать для себя что-то вроде гостиницы. Пребывая в поиске, обнаружили на месте разрушенного квартала... остатки старого кладбища. А на кладбище – камень с православным крестом. Разобрали часть текста: «16 мая 1955 – ...» Имя прочесть не смогли, но расшифровали часть эпитафии: «... певец Святой Руси...» «Надо же! – произносит Майя. – У них и до сих пор, в ХХIII веке тоже самое...» – «А сегодня – день в день, – замечает Авдей, глядя в календарь внутри себя, у этого певца юбилей...»
Майя неожиданно вдруг предлагает: «Давай помолимся. Я научу!».
- Кому, ИИ?
- Нет. Как на Руси, Богу.
И стала она его научать. Свидание сорвалось...
Героев приглашают в «Центр коммуникаций ИИ». Мониторы там извиваются вокруг них лентами Мёбиуса. Вокруг них и внутри них. Герои задают ИИ вопросы, пытаясь уточнить задания, полученные от ИИ, его сверхмозга. На мониторах (и в головах героев) начинает пульсировать текст приказа на уничтожение LS19/61 и Руси. На кольцевых мониторах буднично и грозно посверкивает Приказ. Текст пульсирует в обрамлении красных восклицательных знаков. ИИ, можно сказать, испытывает слабость ко всему такому, яркому, броскому.
«Какая-то цыганщина у него в репе», – тихо шепчет Героиня. А вслух, помедлив, отваживается задать ИИ последний вопрос: «ИИ! Имеется ли вероятность, что планета Земля существует лишь потому, что существует Территория Русь?» Ответ ИИ, как водится, был мгновенен, кудряв, но ещё и высокомерен: «Такая вероятность как бы имеется, то есть не полностью исключена. Однако она ничтожно мала, почти ноль, или нуль, как тебе будет угодно!» – «Таким образом, – кротко констатирует героиня, – есть риск самоуничтожения ИИ при её уничтожении. Да или нет?».
В это же время Герой обсуждает тему ликвидации звезды LS19/61: «... Ты на 100% уверен, – спрашивает он ИИ, – что именно не там находится... скажем, Рай, место обитания душ, живших на земле? Это как максимум. А как минимум, ИИ, ты уверен, что звезда LS19/61 не важна в балансе космических взаимодействий для жизни на Земле и твоего собственного существования? Ведь сказано в Священном писании: и звезда от звезды разнится в славе... То есть у каждой своё назначение. А у Лермонтова, который каким-то образом из космоса видел цвет планеты Земля, слышим: «И звезда с звездою говорит». О чём их разговор, ты знаешь?
Ленты Мёбиуса, продолжая извиваться, вдруг начинают переливаться всеми цветами и доходят до фиолетового и чёрного. Ленты разрываются и на их чёрных лохмотьях повсеместно возникает одна единственная фраза золотом, исторгаемая глубинами ИИ: «Я... я... я... знаю, что ничего не знаю...» Фраза пишется и параллельно звучит на всех человеческих и машинных языках: «Я знаю, что ничего не знаю...» Наконец, уже в гробовой тишине, фраза отстукивается азбукой Морзе и всё завершается сигналом: «Три точки – три тире – три точки...» И воплем всех мониторов и лент: «Верую!! Господи, помилуй!..»
Всё, конец фабуле футуристической сказочки, – закончил я.
- Ага, – зевнула Майя. – Интересно. А что это за три точки?..