В Свято-Троицком православном мужском монастыре 30 марта состоялась лекция Ольги Юрьевны Сергеевой, кандидата педагогических наук, доцента Чебоксарского института (филиала) Московского политехнического университета. Тема лекции — «Александра Фукс и её влияние на развитие культуры в Казанской губернии».
Александра Фукс, дочь Андрея Ивановича Апехтина и Анны Петровны, урождённой Каменевой, родилась в Чебоксарах в 1788 году. Её детские годы прошли не только в Чебоксарах, но и в деревнях, принадлежащих её отцу. Делалось это из понимания, что свежий и чистый деревенский воздух — лучшая среда для роста молодого детского организма.
Александра Фукс унаследовала от матери многие черты характера. Она была добра, но не сентиментальна. Её не забавляли птицы, не восхищали цветы, шуршание ручейка не пробуждали нежных чувств и т. д., но она могла долго стоять на берегу Волги, любуясь её величием и красотой.
Александра Фукс росла в окружении дворян Чебоксарского уезда, которые пользовались уважением и почётом. Круг их знакомых и друзей был очень широк. Ещё дед Александры дружил с семьёй Ознобишиных. Другом отца Андрея Ивановича был и Преосвященный Амвросий, горячо любивший девочку.
Получив в 1792 году должность городничего в Казани, вряд ли Андрей Иванович Апехтин сразу же перевёз из Чебоксар и дочь Александру. Сначала нужно было обустроиться в столице губернии. Анна Петровна, наверное, в эти годы была в Казани, потому что после родов сына Николая она умерла 27 ноября 1794 года всего в возрасте 23 лет.
Недолго вдовствовал Андрей Иванович Апехтин, женившись на Анне Николаевне Ниротморцевой, носившей в своём первом браке фамилию Елецкой. Мачеха Александры 22 февраля 1797 года родила сына, названного при крещении Павлом. Именно с этого года, можно предположить, 9-летнюю Александру взяла к себе на воспитание её родная тётка Пелагея Петровна Дедева.
Незаурядная барышня-стихотворка однажды ощутила лёгкое недомогание, излечить которое был вызван практиковавший в то время Карл Фукс, преподававший в Казанском Императорском университете. Обаятельная пациентка вскоре поправилась, а врач, возраст которого перевалил за четвёртый десяток, увлёкся поэтической натурой молодой особы.
Александра Фукс влюбилась в Карла Фёдоровича давно и даже маленьким нездоровьем пользовалась как предлогом, чтобы увидеться и поговорить с ним наедине, обычно на людях он бывал всегда в центре внимания.
Венчание проходило 3 июня 1821 года в церкви села Кулаево недалеко от Казани. Принадлежало оно сводной сестре Александры Андреевны, жене гвардии-подпоручика Авдотье Андреевне, вышедшей замуж за Дмитрия Неялова. Церемонию бракосочетания совершали священник Кузьма Назаров, диакон Василий Балымин и пономарь Алексей Андреев.
В церковную книгу была внесена следующая запись: «Коллежский советник Карл Фёдоров сын Фукс, холост, 45 лет, взял за себя Надворного советника Андрея Иванова сына Апехтина дочь девицу Александру Андреевну 26 лет (здесь опять неверно указан возраст, 26 вместо 33).
С окончанием ректорства в 1828 году семейство Фуксов решает обзавестись собственным домом. Такое желание назревало уже давно, потому что ректорская квартира не позволяла Александре Андреевне чувствовать себя полновластной хозяйкой.
Присмотрели несколько домов, но после всестороннего обсуждения решили остановиться на доме, расположенном на углу Сенной площади во 2-й части города. Числился он по Сенной улице, где располагался вход в дом. Выбор этого места импонировал самому Фуксу, потому что он позволял учёному общаться с разными людьми, приезжавшими на сенной базар со всех концов Казанской губернии.
Добротный каменный 2-этажный дом с куполом имел ещё деревянный одноэтажный флигель. На первом этаже располагались две лавки на три раствора, сдававшиеся в аренду. Под куполом был круглый зал, из которого дверь вела на балкон, находящийся на углу дома. На дворе имелись все необходимые службы. По оценке вся недвижимость стоила 6 286 рублей серебром. Дом был куплен у купца Михаила Верина, если судить по сохранившемуся списку 2-ой части домовладельцев 1828 года, уплативших налог за полицейскую повинность.
Однако супруги Фуксы жили дружно, благодаря взаимному уважению и любви. И эта привязанность друг к другу с годами крепла. После обеда профессор имел немного свободного времени, когда он обычно, взяв трубку, любил посидеть у супруги и поговорить о новостях дня, о литературе и литературных занятиях Александры Андреевны. Жена и сама с не меньшим уважением и любовью относилась к мужу.
Однажды, в первые годы замужества, летним вечером на дачу Фуксов в Архангельской слободе недалеко от Ботанического сада заявился М.Л. Магницкий, бывший тогда Попечителем Казанского учебного округа. Всемогущий этот деятель, которого боялись почти все, решил оказать свою благосклонность Александре Андреевне, бывшей на даче в одиночестве. Начал он с рассуждения, почему порядочные женщины решаются выходить замуж за негодных людей. В числе таких, по его мнению, и её муж — эгоист, думающий лишь о себе и житейских удовольствиях, позабыв о Боге и о своей жене. Возмущению Александры Андреевны не было предела, и она выставила его вон, «отказав» ему от дома. Не каждый из мужчин, знавший характер М.Л. Магницкого, решился бы на такое.
Стоит отметить, что отношения А.С. Пушкина и А.А. Фукс заслуживают особого внимания. Поэтесса из Казани заслуживает уважения за то, что она подробно описала пребывание поэта в её городе. Хотя Пушкин встречался с такими известными людьми, как Перцов, Энгельгардт и Боратынский.
Охарактеризовав отношения А.С. Пушкина и А.А. Фукс, можно сделать вывод, что поэт, который сначала нелестно отзывался о поэтессе в письме к жене, затем в течение четырёх лет вёл с ней переписку и даже просил её сотрудничать в своём журнале «Современник». Это говорит о том, что Александра Андреевна была талантливой поэтессой и заслуживала уважения как неординарная личность. На этом можно завершить краткий обзор её литературной деятельности.
А. Фукс была первой русской писательницей, которая начала работать в области этнографии. Она изучала быт инородцев Казанской губернии, таких как чуваши, марийцы и удмурты. Её исследования культуры и этнографии чувашей имеют большое значение. Она работала в журнале «Заволжский муравей».
В 1834 году в журнале «Заволжский муравей» были опубликованы её эпистолярные записки о чувашах и марийцах, которые она дополнила комментариями К.Ф. Фукса. Для этого она использовала материалы, собранные в 1833–1834 годах во время поездки в Чебоксарский и Цивильский уезды. Позднее эти записки были дополнены и изданы отдельной книгой под названием «Поездка в Казань и Чебоксары».
А. Фукс также была первой, кто опубликовал тексты чувашских песен. Она включила в свою книгу тексты песен чувашского певца-импровизатора Хведи Чуваша, которые были записаны и переведены Д.П. Ознобишиным. Она высоко оценила песенное творчество чувашей и мастерство женщин.
Кроме того, А. Фукс написала этнографические записки об удмуртах, стихи, стихотворные сказки и исторические повести. Она также оставила воспоминания об А.С. Пушкине.
Завершая обзор жизни и деятельности Александры Андреевны Фукс, урождённой Апехтиной, стоит отметить, что создать в провинции центр любителей и почитателей литературы, которые стремились к живому общению с крупными поэтами, живущими в столице, под силу только очень увлечённым людям, таким как Александра Андреевна Фукс. Она посвятила более 20 лет своей жизни тому, чтобы объединить разнообразную публику вокруг одной цели — культу литературы. Она видела в этом свою цель и высшее честолюбие.
А. Фукс была не только достойной спутницей своего мужа, учёного и врача Карла Фёдоровича Фукса. Её имя, как и имя её мужа, должно быть вписано в историю Казани как выдающегося деятеля поэзии, просвещения и образования не только Казанской губернии, но и всего Среднего Поволжья.
Лариса Владимировна Иванова, историк, директор АНО «Дети Отчизны — достойная смена», Чебоксары