25 марта 2025 года в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоялось без преувеличения знаковое для всех любителей хоровой музыки событие. Один из лучших хоровых коллективов России Петербургский Камерный Хор под управлением дирижера Елены Курносенко и солист Мариинского театра Егор Семенков (тенор) представили премьеру концерта Александра Александрова «Помилуй мя, Боже» на стихи 50-го Псалма, сообщает наш корреспондент.
Сегодня мало кто вспоминает, что этот выдающийся советский композитор, лауреат Сталинских премий и автор музыки Государственного гимна СССР получил звание регента по окончании Придворной певческой капеллы, служил регентом в семинариях и храмах, включая храм Христа Спасителя (1918—1922 гг.), и написал немало духовных сочинений. Вышеупомянутый концерт появился на свет в 1926 году и до настоящего времени ни разу не исполнялся.
Эксклюзивная премьера сочинения Александрова — лишь малая часть общедоступного концерта духовной и светской музыки композиторов — лауреатов Сталинской премии, воплощающего в жизнь одну из многочисленных идей основателя Петербургского Камерного Хора Николая Корнева. В этот вечер также прозвучали песнопения Всенощного Бдения, Божественной Литургии, песнопения Страстной седмицы и семь русских народных песен для смешанного хора Александра Александрова.
Николая Голованова называли «главным дирижером Советского Союза», он принадлежал к созвездию исполнителей невероятного масштаба, составивших славу и гордость русской музыкальной культуры. Кроме работы в Большом театре, Голованов возглавлял более 15 лет Большой симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета, он создал выдающиеся по глубине прочтения интерпретации симфонических произведений Глинки, Рахманинова, Бородина, Чайковского, Мусоргского, Глазунова и многих других композиторов.
На концерте прозвучали литургические песнопения, песнопения Страстной седмицы, 2-я часть духовного концерта «Радуйтеся Богу, помощнику нашему», фрагменты хоровых циклов «Свирели напевныя» и «Кадило цевниц златоструйных» Николая Голованова.
Сольные партии исполнили артисты Мариинского театра, лауреаты международных конкурсов Юрий Власов (бас) и Элина Рихтер (меццо-сопрано), а также солистка Петербургского Камерного Хора Ольга Ширяева.
Концерт открыл настоятель храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Шпалерной улице протоиерей Вячеслав Харинов, который обстоятельно раскрыл историю Великопостных концертов в Санкт-Петербурге, традиция проведения которых восходит к XIX веку.
Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин зачитал приветствие высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского организаторам Общедоступного концерта духовной музыки композиторов – лауреатов Сталинской премии Александра Александрова и Николая Голованова. В нем, в частности, говорится: «Ансамбль песни и пляски имени Александрова составил славу музыкального военного искусства России, а Николай Голованов, долгие годы возглавляя Большой театр СССР, добился всемирного признания русской оперы. Но мало кто теперь помнит, что и Александров, и Голованов начинали как регенты церковных хоров, потому, видимо их искусство и стало столь любимо и признано народом России.
Данное признание еще раз свидетельствует о неизменно высокой ценности преемственности традиций, связи поколений, служении родному Отечеству, которое всегда присутствовало в среде воспитанников церковных певческих коллективов.
Хочется пожелать замечательному коллективу Петербургского камерного хора и далее продолжать высокое дело по духовному музыкальному просвещению гостей и жителей нашего города, продолжать задуманное выдающимся музыкантом и основателем камерного хора Николаем Николаевичем Корневым».
Концерт состоялся при переполненном зале и был восторженно принят благодарными слушателями.
Напомним, при активном участии протоиерея Вячеслава Харинова с 2024 года в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» регулярно проходят общедоступные концерты в рамках реализации проекта «Антология русской хоровой музыки» (монументальная аудиобиблиотека русской хоровой музыки за период с XVII до XXI века).
Проект «Антология русской хоровой музыки» реализуется при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и при участии Санкт-Петербургского регионального общественного фонда развития исполнительских искусств.