Через несколько дней опять пришел Иисус в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
В течение Поста Господь зовет нас молиться более истинной молитвой. То, что произошло с евангельским расслабленным, может произойти и с нами. Надо, чтобы это событие помогло нам понять, что такое подлинная молитва, и начать жить этой молитвой — молитвой сердца. Она заключается в том, чтобы мы искали Господа с такой же настойчивостью, как эти четыре человека, — с решимостью преодолеть все препятствия и предстать пред Ним такими, какие мы есть, в нашей очевидной немощи. Очевидной, потому что она вынуждает нас принести к ногам Господа все наши нужды, все наши болезни. Но чудо в том, что Господь идет дальше и глубже — до той болезни, которая сокрыта в наших сердцах. И об этом должна быть, прежде всего, наша молитва.
Господь не забывает наши телесные немощи, но исцеляет прежде всего наш грех, наше греховное состояние. Можно понять соблазн книжников: «Только Бог может отпускать грехи». Это действительно так, и мы тоже это знаем, обращаясь к Отцу нашему Небесному, чтобы Он простил нам наши грехи. Дар прощения исходит от Отца, и потому Христос открывает Своим совопросникам новую тайну, говоря, что «Сын Человеческий принял власть отпускать грехи». Сын Человеческий — это значит Сын Отца Небесного, ставший истинным Человеком, чтобы взять на Себя грех мира, грех каждого из нас. Также Сын Сей Возлюбленный принимает от Отца в Своем человечестве власть давать жизнь, власть воскресения, и может отпустить грех. Но это может быть понято только тогда, когда Христос совершит спасение, отдав Свою жизнь любовью на Кресте.
В этом и заключается Благая Весть, которую Он возвещает Своим апостолам в первый день Воскресения. «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся». В этом — свет, полнота откровения о спасении. Дух Святой, принятие нами Его и есть исцеление нашего состояния греховности. Постараемся понять что Христос исцеляет наше состояние греховности, то есть расположенности ко греху нашего сердца, из чего и проистекают все наши недолжные помышления, слова и поступки, наша духовная инертность, все, что ранит других и прежде всего Господа, живым образом Которого они являются, даже если этот образ не имеет ни вида, ни доброты.
Наш грех в том, что мы утратили общение — таково состояние нашего безлюбовного сердца, оно закрыто от других, занято только собой, мы — расслабленные, в разрыве с нашим Господом и чадами Отца нашего Небесного. Эту нашу пустоту может заполнить только Дух Святой. Он и есть Общение, Творец общения, Он дает нам жизнь и свет, давая Себя нам. Христос сообщает нам Его от Отца. Дух Святой восстанавливает наше общение с Отцом Небесным и с другими людьми, и это происходит «семьдесят раз по семь», как говорит Христос в другом Евангелии (Мф. 18, 22). С изумлением и радостью будем воспринимать этот дар света, потому что только от него наша молитва может непрестанно устремляться ко Господу.
Что же дало возможность Спасителю предложить это неожиданное прощение грехов расслабленному? Вера. Вера четырех человек, которые принесли его, и его собственная вера. Верою мы отвечаем на великий дар Христовой любви, без конца предлагаемой нам Отцом Небесным. Вера — это принесение себя Его милосердию любви, всегда превосходящего наше несчастье. Наша вера — сила ее — зависит от правдивости нашего сердца. Наше глубокое сердце — место, где хочет жить наш Бог — Отец, Сын и Святой Дух. Здесь мы должны быть правдивыми, то есть готовыми признать, что мы неспособны любить и жить без Бога. Наша молитва — наша главная устремленность к Тому, Кто любит нас. Вера рождается из сердца сокрушенного и смиренного.
С какой точностью и глубиной раскрывается нам сегодняшнее евангельское событие! Все происходит в доме Петра в Капернауме, где остановился Господь. Христос — в центре, Он «проповедует слово». В доме собралось множество народа, и народ толпится у дверей. И вот, мы видим четырех людей, несущих расслабленного.
В этом событии — три чуда. Первое — в том, что этот больной, желающий исцелиться от своей немощи, прежде исцеляется от болезни, которая является источником всякой человеческой немощи, — от греха. Поистине, это чудо, потому что он не пришел сюда, чтобы получить прощение от грехов, но то, что подвигло Господа, была вера — этого человека и тех, кто нес его. Вот чудо, которое относится к нам, если мы сумеем его принять. Там, где единство сердец, там, где любовь, Господь исцеляет наши глубокие немощи. Поистине, любовь Отца нашего Небесного не имеет границ и может исцелять в самом корне наши греховные наклонности. Дух Святой восстанавливает единство сердец. Если мы живем в единомыслии, в постоянном стремлении к правде и миру, Дух любви, даже если мы благодатно еще не ощущаем Его в нас, входит в наши сердца и дарует нам оставление грехов. Только любовь во Христе может истребить грех, потому что грех это отсутствие любви.
Второе чудо — свет Христов, который обнаруживает наш грех, как это произошло с расслабленным. Господь показывает нам, что значат наши немощи. Наше греховное состояние — состояние расслабленности, мы оказываемся неспособными двигаться, потому что сосредоточены на себе. Каждый может проверить это на себе и на других: когда человек замыкается на себе, когда отгораживается от всех, тогда ожесточается, происходит внутренний паралич, и только Христос может его исцелить.
Третье чудо — в том, что это Божественное исцеление происходит через человека, через человеческое. Можно понять соблазн книжников перед «богохульством» Христа. «Только Бог может оставлять грехи». Именно так. Христос отпускает нам наши грехи, потому что Он — наш Бог. Не издали отпуская нам наши грехи — так мы не исцелимся, но отдавая Себя, отдавая нам Любовь, Которая есть Воплощение Его, оттого что Он человек, потому что Он облекся в наше немощное грешное человечество. В этом чудо. Христос — Агнец Божий, вземляй грехи мира, наши грехи.
Эта Божественная сила любви, оставляющая грех мира, Христос, истинный Бог и истинный человек, передается людям даром Духа Святого (Ин. 20, 21—25). Через Своих апостолов и их восприемников таинством священства Христос продолжает оставлять грехи силой любви Святого Духа. Вот чудо непрестанно совершающегося таинства покаяния и примирения. В Церкви Божией рукоположенным Богом священником мы были крещены во Христа. И мы можем всегда приходить к Богу с покаянием и примирением с Ним и с нашими братьями.
Но не забудем, что будучи прощеными грешниками, мы тоже посылаемся Им как миротворцы. Это возвращает нас к первому чуду сегодняшнего события: нашим царственным священством крещения мы можем открыть другим свет любви, явленный нам. Церковь, которой мы являемся, как четыре человека из Капернаума, призвана нести ко Господу всех расслабленных, которые окружают нас. Нами, нашим единством с ними, нашей взыскующей верой, новая жизнь может коснуться их сердец и исцелить их. Поистине, свет Христов просвещает всех.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России