В пятницу первой седмицы Великого поста, 7 марта, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, сообщает Патриархия.ru.
По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Неслучайно в Церкви так почитается память мучеников. Вот и сегодня перед освящением колива мы прочитали молитву святому Феодору Тирону. Конечно, имена мучеников Древней Церкви далеко отстоят от нас, так что даже обращая к ним свои молитвы, мы не можем ассоциировать себя со всем тем, что было в давно прошедшие времена, когда жили эти люди. Но ведь на протяжении всей истории Церкви страшные гонения время от времени повторялись, и, наверное, одними из самых страшных за всю историю Христовой Церкви были гонения на православный народ наш в страшные годы лихолетья, после кровавого переворота и разрушения национальной исторической жизни нашей страны. Невозможно даже перечислить имена всех новомучеников и исповедников, имже несть числа, потому что прославлено только небольшое количество из числа всех тех, кто был замучен голодом, пытками или расстрелян, о ком мы вспоминаем, посещая места, где происходили эти страшные казни.
Одним из таких мест является Соловецкий монастырь. Это место молитвы, святости, подвига, отмеченное особо изощренными мучениями тех, кто не отказался от веры. Посещая Соловки, молясь на месте расстрела святых мучеников, я вспоминал, в том числе, рассказы некоего человека, который участвовал в этих расстрелах и, вольно или невольно, указал мне место, где совершалась казнь.
Всё это свидетельствует о том, что мученичество — это не только то, что принадлежит прошлому. Мученичество сопровождает историю Церкви на протяжении всех времён. Только в какие-то моменты истории эти мучения ослабевают, Церковь перестает быть гонимой, и мы с вами должны благодарить Бога, что живём в такое время. Но когда отступают гонения, подступает другая опасность — чувство благополучия, комфорта, спокойствия, а вместе с тем ослабление нашей ревности о Господе. Всё становится привычным, понятным, нет никаких рисков, никакого страха прийти в церковь, помолиться, никто не помешает нам совершить молитву и дома. Благоприятные условия современной жизни для человека верующего в нашей стране, конечно, создают очень добрую атмосферу в обществе. Может, не все, но большинство людей, даже не будучи православными, с уважением относятся к Православной Церкви, и, конечно, нет никаких препятствий для исповедания нашей веры, посещения храма, воспитания детей в вере.
Но времена приходят и уходят. Дай Бог, чтобы на земле нашей продолжалось это спокойное течение церковной жизни как можно дольше, даже до скончания века. Но каждый человек, даже не проходя через гонения, сталкивается с искушениями, способными нарушить его внутренний духовный мир, его покой, а иногда поставить под сомнение саму веру в Бога. И очень часто бывает так, что люди светские, особенно образованные, не выдерживают эти испытания и забывают о Боге, отворачиваются от Церкви, пожимают плечами и говорят "нет, это не мое" или "это не для меня".
О чём все это свидетельствует? О том, что во времена гонений, несмотря на угрозу смерти, люди оставались верны Богу, верны Церкви, шли на мучения, на пытки, но не отступились. А с другой стороны — время благополучия, верующим никто не угрожает, а как много тех, кто пожимает плечами и, войдя в церковь, говорит: "Это не моё, я не понимаю, что здесь происходит". И так говорят люди, принадлежащие православному народу, который сформировался благодаря воздействию идей христианства через Мать — Православную Церковь. Ведь именно Церковь сформировала духовные ценности нашего народа. Те, что исповедуют и многие люди, в Бога не верующие, — например, патриотизм, любовь к Отечеству, готовность пожертвовать жизнью своей за други своя.
Откуда это всё? Из животного мира? От эволюции? От борьбы за существование? Да нет, это всё от Христа, это Его слово, это Его истина, который преломляется в сознании даже малорелигиозных современных людей. Все должны помнить, в том числе люди, слабо или совсем в Бога не верующие, что эти истины, которые сегодня положены и в основу законодательства, и в основу общественных и личных отношений, — это всё свыше, это от Бога. Это Его истины, которые вошли в плоть и кровь человечества, в его сознание, в культуру, в мировоззрение. Вот поэтому мы смело можем говорить, вне зависимости от того, что Россия считается светским государством, что это страна глубоко религиозной традиции, которая отобразилась и в истории, и в психологии нашего человека, всего нашего народа, как и в законодательстве, в культуре и во многих других проявлениях человеческого творчества. Вновь обращаясь к Феодору Тирону и сонму мучеников и исповедников, в том числе Церкви Русской, мы можем свидетельствовать, что их жертвы, их страдания не проходят напрасно и не могут пройти. Как сказано, "кровь мучеников — семя христианства", и это правильные слова. Потому что обращение к подвигу мучеников всегда возгревает ревность о Боге, если только человек имеет доброе сердце, открытое к состраданию, и разум, способный анализировать и воспринимать исторические факты не как нечто прошедшее и не имеющее отношения к настоящему, но как то, что может и должно влиять на формирование нашего мышления, нашей жизненной философии и определять направление нашей жизни.
Вспоминая святого великомученика Феодора Тирона, мы вспоминаем сегодня всех мучеников, в том числе новомучеников и исповедников Церкви нашей. Мы просим их ходатайств пред лицом Божиим, чтобы не оставлял Господь землю нашу Русскую, чтобы укреплял веру в нашем народе и сознание необходимости быть вместе с Богом, для того чтобы идти правильным жизненным путём, избегая ошибок и козней диавольских, которые часто приводят человека к самым тяжёлым и мучительным испытаниям. Молитвами святого великомученика Феодора Тирона и всех мучеников да хранит Господь землю нашу, землю новомучеников и исповедников Церкви Русской, дает крепость духовную народу нашему, укрепляет всех нас в Православии и единомыслии. Аминь».