Снова мы слышим очень сильные слова Великого покаянного канона святого Андрея Критского о том, что происходит с нами. Снова мы узнаем тайну, что Господь пришел в мир, чтобы спасти тех подлинных грешников, которые обременены угрызениями совести и отчаянием, дать им избавление и изгнать печаль из их отчаявшихся сердец. Но только подлинных грешников пришел спасать Господь. Не тех, которые говорят, что у них есть только какие-то отдельные недостатки, а все остальное замечательно. И не тех, которые, как обманщики, притворяются кающимися и обвиняют себя перед другими людьми, чтобы их похвалили за ложное смирение и прославили за покаяние, которого у них нет.
Христос пришел, чтобы спасти тех, кто сознает, что он погибает, находясь в страшной и несветимой тьме греха. И если ты этого не сознаешь, то как можешь приближаться к Богу не одними только устами, слушая слова сегодняшнего канона? Если ты не видишь, что находишься в этой страшной тьме, то как можешь вместе со всею Церковью петь: «Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися»? Если ты не проснулся еще, задыхаясь от ужаса, то как можешь из глубины воззвать ко Господу? И как Он может услышать тебя, если голос твой будет звучать не из глубины твоего горя?
Господь пришел, чтобы вернуть зрение слепым. Но если ты не видишь слепоты своего сердца и не знаешь, что значит быть лишенным Божественного света, то как в то же время осмеливаешься открывать глаза другим и научать их, как жить? Как Господь вернет тебе зрение? Как услышит Он твою молитву: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения»?
Основание покаяния — осознание греха и плач, и крик о том, какое это великое несчастье. Это уверенность в том, что мы лишены истинного Света. Господь говорит нам, что Он Пастырь Добрый, Который пришел спасти заблудших. Для Него возвращение одной овцы совершается равно в такой же славе и радости, как если бы это происходило со всем стадом, со всею Церковью.
Мир, разумеется, не замечает грешника, который кается. Однако Слово Божие говорит нам, что радость большая бывает на небесах об одном грешнике кающемся, и все небо ликует, как если бы покаяние одного грешника было самым важным, самым нужным из всех дел человеческих. «Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7). Господь говорит, что «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10). И это действительно так, потому что кающийся грешник способен по-настоящему воспринять плод Креста Христова и Божие освящение.
Христос все совершил для того, чтобы Его Воскресением была дарована миру благодать покаяния. Вот почему кающийся грешник, который печалится о своих грехах, приносит радость всему небу. И о нем Господь говорит: «Нашел Я мужа по сердцу Моему» (Деян. 13, 22). Мы часто думаем, что своей правдой приближаемся к Богу, и наша добродетель, наше благочестие, наше знание, наше служение, наша ревность делают нас способными к общению с небом. Но мы забываем о том, что перед очами Божиими все обнажено, и как говорит Сам Господь, Он не обретает ничего доброго в нас, что являло бы собой какую-то заслугу перед Богом. Может быть, есть здесь кто-нибудь, кто может сказать о себе по-другому, но Господь говорит, что «нет праведного ни одного» (Рим. 3, 10), и вся наша правда — как грязная одежда блудницы. «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис. 64, 6).
Если бы мы на самом деле осознали, что Христос пришел спасти грешников, чтобы привести их к покаянию, и что вся Церковь святых умоляет нас об этом! Мы помним слова преподобного Силуана Афонского о том, что многие говорят: «Я слишком много нагрешил. Я убивал и распутничал, и разбойничал. И нет мне уже прощения». «Но Господь, — свидетельствует преподобный, — говорит: "Приди — и все тебе будет прощено"».
Если бы сегодня прелюбодейный и грешный, преступный, растленный, осатаневший мир принес покаяние Господу, то вечная радость была бы и на земле, и на небесах. И если бы наша Россия, которая, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, больше всех других народов согрешила (потому что ей больше всех было дано), принесла сегодня свое покаяние, то все изменилось бы в одно мгновение ока.
Будем размышлять об этой тайне жизни. Будем молить Господа, чтобы среди нас нашелся хоть один человек, который по благодати Христовой принес бы такое покаяние, что предстательством Церкви святых в нем изобразился бы Христос, как говорит апостол Павел. Будем молить Бога, чтобы это присутствие Христово было и среди нас. И если не будет хотя бы одного такого кающегося грешника среди нас, если не будет среди нас присутствия Христова, то мир погибнет. Он будет, как ад.
Господи милосердный! Неужели грехи наши так глубоки, что они не могут быть омыты Твоею Кровию? Неужели бремя наше столь тяжко для любви Твоей?
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России