Как сообщалось, 23 февраля в Германии состоялись досрочные выборы в нижнюю палату парламента. Предварительные итоги выборов подвёл в интервью изданию Украина.ру известный германист, обозреватель «Российской газеты, политолог Тимофей Леонидович Борисов.
«Какими будут первые шаги Фридриха Мерца на посту канцлера? Во-первых, ему надо будет сформировать коалицию и правительство. Завершить формирование правительства в ХДС хотят к Пасхе (20 апреля). Но не исключено, что переговоры могут затянуться до мая. До этого мы будем наблюдать нестабильность в немецкой политике, поскольку у власти будет находиться старое правительство, "хромые утки" во главе с Олафом Шольцем», - отметил германист.
По его словам, «единственный вариант для Мерца это создать большую коалицию с СДПГ. Для этого надо набрать 315 плюс один голос. А у ХДС и СДПГ такое количество депутатских голосов есть. Проблемой будет подписание коалиционного соглашения, одним из пунктов которого будет поставка ракет Taurus на Украину. СДПГ сделала коньком своей предвыборной программы отказ Германии переходить последнюю черту к эскалации. А ХДС Мерца настроен на то, чтобы поставить всё, что только есть у Германии».
«Остро будет стоять вопрос и о бюджете на 2025 год. Кризис в Германии всё ощутимее, налогов всё меньше, что сказывается на доходах в бюджет. Таких проблем у Германии, которая помнит тучные и сытые годы, ещё не было. Сейчас ситуация изменилась, поэтому проблем будет ещё больше», - считает Тимофей Борисов.
«Немцы будут поставлять больше, но кратного увеличения не будет. Напомню, что в ранее согласованном бюджете на этот год Германия должна была выделить лишь 4 млрд евро, а это почти в два раза меньше, чем в 2024 году
Бюджет не был утвержден, поскольку СвДП, которая по итогам выборов не попала в бундестаг, вышла из состава коалиционного правительства. Теперь христианским демократам надо будет договариваться с социал-демократами. Новый оборонный бюджет будет увеличен, насколько, пока сказать сложно. Шли разговоры, что до 14 млрд евро. Говорят, что даже 700 млрд евро Европа готова консолидировано потратить на оборону.
Германия будет пылесосить по всему миру вооружение, поставленное ранее в другие страны, и отправлять на Украину. Среди танков это Leopard-2A4, 1А5, 2А6. Но вряд ли на Украину отправят новейшие Leopard-2A8. Это слишком дорогие танки, там слишком чувствительные технологии, не думаю, что немцы пойдут на такой риск. Другие новейшие образцы немецкого военпрома, включая САУ на колёсном шасси от бронетранспортёра Boxer, а также ракеты Taurus, если и будут поставляться, то скорее, в гомеопатических дозах и не повлияют на ход СВО», - отметил политолог.
По его мнению, «риторика и действия Трампа и его администрации в отношении Украины будут ужесточаться, поэтому немцам и другим европейцам некуда деваться. Они будут влезать в долги, пойдут на отмену правила долгового тормоза, занимать на внешних рынках и направлять эту помощь на Украину».
Германист считает, что поддержка Илона Маска, наоборот, навредила «Альтернативе для Германии»: «В Германии не любят, когда кто-то управляет немецкой партией и пытается приручить ее элиту. Я прогнозировал, что АдГ наберет 22%, но ее реальный результат 20,8%. Эти 1,2 процента она недобрала, возможно, как раз из-за поддержки Илона Маска.
Но они выгодоприобретатели номер один. В два раза увеличить свой результат в этот электоральный период не удалось никому. Хотя АдГ победители, они не смогут извлечь максимальную выгоду из своей победы. Никто с ними в коалицию вступать не собирается, но и игнорировать их уже не получится. Их голос в Бундестаге будет звучать громче. АдГ имеет потенциал для дальнейшего роста, потому что кризис в экономике продолжается.
Правительство будет неустойчивым на фоне противостояния с Трампом, поэтому АдГ имеет все шансы улучшить свой рейтинг на следующих выборах. А они могут пройти не через четыре года, а через два, если мы увидим развал правящей коалиции».
Однако АдГ не сможет блокировать проукраинские инициативы правящей коалиции в парламенте: «Им не хватит для этого голосов. Если бы они набрали 25%, то смогли бы создавать свои комиссии по расследованию, проводить разбирательства и экспертизы, делать запросы. Всего этого они лишены. Фактически они одержали полупобеду, это задел на будущее».