Сегодня мы слышали Евангелие о Страшном суде. И настоящий воскресный день именуется Неделей о Страшном суде. Следующий воскресный день, после которого начинается Великий пост, именуется Неделей изгнания Адама из рая. Это начало бытия человеческого. Страшный суд – конец существования человека на этой земле. И будет новая земля, обновленная Благодатью Святого Духа. А на ней будут жить люди, которые, как мы сегодня слышали в Евангелии, сподобятся наследовать Царство Небесное.
Непостижимым Промыслом Божиим святыми отцами в Церкви установлен годовой круг богослужений, в котором основные двунадесятые праздники находятся «под числом», то есть совершаются в определенный день. И только Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, а также «праздников Праздник» – Воскресение Христово, Пасха, и День Святой Троицы празднуются всегда в воскресный день, который каждый год приходится на разные даты. Это установление Первого Вселенского Собора. В свое время так промыслительно сложилось, что и Ветхом Завете еврейский Песах – прообраз будущей Пасхи – тоже праздновался в разные дни года. Позже со Светлым Христовым Воскресением постепенно связали Великий пост – самый строгий и самый длинный из всех постов, который начинается за семь недель до праздника Пасхи.
Святые отцы напоминают нам о том, с чего началось жительство на земле. А началось оно с греха, с непослушания Творцу, с преступления заповеди Творца. И дальше все больше и больше грех стал распространяться. Как сказано, стали расти плевелы. В притчах Господь не раз напоминал о том, что растет пшеница, но растут и плевелы. То, что все мы в разные моменты жизни или скорбим, или мучаемся, или чего-то боимся, произошло из-за грехопадения. От этого пошли болезни и смерть, которая всех настигает в этом мире и которую, в общем-то, все боятся. Это все только разговоры о том, что ничего не страшно. Когда смертный час приходит, человек по-другому и мыслит, и чувствует. Кто оставался в живых и потом не кривил душой, тот эту истину свидетельствовал.
Мне лично приходилось беседовать с человеком, который прошел войну. У него не было руки и ноги, но при этом он еще трудился. Он мне, тогда еще молодому человеку, сказал: «Знаешь, неверующих нет, это все только говорят, что всё нипочем. А когда начинается бомбежка или артобстрел, летят снаряды, гранаты, тогда всё по-другому. Почти все начинают креститься. И вид у них совсем не геройский. Просто они не видят себя в это время, им не до того, каждый старается избежать смерти. Но что происходит у него в душе, один Бог знает».
Одним словом, все нестроения в мире происходят вследствие греха. И поэтому, как напоминание об этом источнике всякого зла, то есть грехе, каждый начинает свой постный подвиг с воспоминания изгнания Адама из рая. Если бы не было греха, все было бы по-иному: не было бы ни войн, ни ссор, ни разврата, а были бы честность, чистота и верность. Не нужно было бы столько средств выделять на вооружение, потому что обороняться было бы не от кого. Всевозможная злоба, ругань – все это плоды греха.
Но на исповеди мало кто исповедует свои грехи – назовут вкратце, и то частично. А в основном жалуются. Или вопросы задают: как быть и что делать? Живут без Бога, не думают о том, что каждому надлежит здесь прежде всего исполнять волю Божию. И не ищут этой воли Божией о себе, а поступают так, как вздумается. А вздумается что? Откуда приходят эти мысли, откуда это состояние? Оно приходит, а потом уходит куда-то. Но жизнь-то идет, уже с кем-то живут, а с кем, даже сами еще не знают. Не раз приходилось расспрашивать:
– Вы венчаны?
– Нет.
– А муж-то верующий?
– Не знаю.
Теперь, правда, стали говорить: неверующий. Хотя и это не совсем верно. Видимо, этот вопрос просто не обсуждался, поскольку не представлял интереса. Какая-то вера наверняка есть. Какая – это другой вопрос, но что-то есть. Печально то, что это раньше не интересовало человека, потребность такая появилась уже потом. И когда начали рассуждать, то увидели: вот, оказывается, из-за чего все происходит, – из-за неверия, из-за того, что человек не знает и даже не хочет ничего знать ни о Боге, ни о заповедях Божиих. Так называемая «автономная нравственность», когда каждый сам себе законодатель.
В результате получается, говоря языком физики, броуновское движение. Каждая молекула движется куда хочет. И каждый человек идет куда хочет. Столкновения происходят именно из-за того, что люди делают, что им взбредет на ум. Это, увы, и есть окружающая нас жизнь. И в евангельских чтениях прошедшей седмицы Господь прямо говорит: …услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде (Лк. 21:9). То есть будут войны и всякие нестроения, всевозможные мятежи, революции и восстания. Подобает этому быть, потому что все идут, в основном, по пути греха. И будут на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную… (Лк. 21:26). Подобные вещи, о которых говорится в Евангелии, мы вокруг и наблюдаем. Это – следствие греховного состояния человечества.
А что дальше-то? Все это закончится, ибо будет Страшный суд. И как время Второго пришествия сокрыто, так оно и символизируется в Церковном Уставе. Оно все время передвигается – то раньше, то позже. Все эти свидетельства даны для людей. Для Бога нет времени. Для человечества же время Страшного суда или отдаляется, когда люди начинают задумываться, раскаиваться, или приближается, когда люди продолжают грешить, забывая о Боге и вечности. В таком случае это время начинает приближаться. Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о том, что будет Второе пришествие и Страшный суд и что всем нам придется давать отчет за свои дела. Но потом, в следующий воскресный день, нам говорится, что есть возможность еще до этого времени примириться с Богом через покаяние.
Грех вошел в этот мир через человека, который сам избрал его. Правда, грех изобретен не им, его первоисточник есть диавол. В том числе и поэтому Господь прощает человеку, поскольку тот не является первоисточником греха, а только принял его. И если бы человек не знал о грехе, то он бы его и не сделал. Так же как и в нашей жизни: дети, которые не знают, что такое курение или пьянство, не понимают, зачем это делать. Когда человек входит в накуренное помещение, то часто закашливается, у него глаза щиплет. В поезде в тамбуре, например, такое бывает – пассажиры вынуждены выходить туда. Специально же дышать дымом, просто так там стоять – это безумие с точки зрения здравого смысла. Но люди это делают, потому что им кто-то предложил, кто-то подсказал. Поэтому Господь прощает грехи, но нужно наше покаяние.
И поскольку все мы друг от друга набираемся чего-то и друг перед другом в разной степени виноваты, полагается в следующий воскресный день просить друг у друга прощения. И называется этот день Прощеным воскресеньем. Для того, чтобы получить прощение грехов у Бога, нужно нам самим все простить другим. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6:14). Все связано, соединено всего через одну седмицу – Страшный суд и Неделя изгнания Адама из рая. А время это каждый раз передвигается – то раньше, то позже. И нам оно опять напоминает, что смертный час каждого человека определен Богом, но человек через покаяние может его изменить. Господь дал человеку свободную волю, поэтому у него есть выбор: быть с Богом или уклониться от Бога.
Первое отпадение произошло еще в духовном мире. Затем уже и люди отвернулись от Бога – получив от Него дарования, решили жить самостоятельно. До сих пор так и происходит: дети начинают не слушаться родителей, желают жить самостоятельно, еще ничего не понимая. Вдруг их начинает тянуть еще куда-то. А окружает их грех, именно он начинает их тянуть и привлекать своей красивой оберткой. Точно так, как и запретный плод первого грехопадения. И это теперь очень наглядно. Но если человек, попавшийся на эту обертку, начинает мучиться, то у него есть возможность покаяться, исправиться. Для этого нужно всем все простить, а самому просить прощения у Бога.
На Страстной седмице будут читать притчу о десяти девах (Мф. 25:1–13). Пять из них были мудрые, и пять – юродивые. Чертог затворился, и юродивые девы не смогли в него войти. То есть если человек, имеющий возможность, ею не воспользуется, то ему некого винить кроме самого себя. Также и в притче о званых на брачный пир (Мф. 22:1–13). В ней говорится, что человек пришел не в брачной одежде. Почему его выгнали? Может, такой одежды у него не было? А дело все в том, что по древним обычаям эта одежда выдавалась хозяином тем, кому было нужно. Этот пример символический, сейчас в жизни можно такое встретить. В монастырях, например, тем, кто приходит в шортах, дают покрывало, чтобы они прикрыли им свою срамоту. Еще Исаия пророк говорит: …и Господь открыет срамоту их (Ис. 3:17). Но некоторые свысока, без сердечного сокрушения, говорят: а я пойду так, как есть. И заходят в храм в плавках или в майках. За это пренебрежение, как говорится в притче, они и низвержены во тьму кромешную… там будет плач и скрежет зубов.
Возможность получить оправдание на Страшном суде дается через покаяние. А покаяние заключается в решимости исправиться. Нужно исповедать грех и больше его не повторять. Очень просто: сделал плохое – больше не делай. В Евангелии есть рассказ о том, как к Спасителю привели женщину, взятую в прелюбодеянии (см.: Ин. 8:3–11). И спрашивают Его, что с ней делать. За прелюбодеяние у евреев полагалась казнь. Господь молчит и пишет что-то на песке. Они и дальше приступают к Нему, говоря: в законе Моисеевом велено таких побивать камнями, а Ты что скажешь? Ведь знали же, что Господь милостивый. А Он им сказал: кто без греха, пусть первый бросит в нее камень. А кто без греха? И понемногу все, сказано, исхождаху един по единому. Все исчезли, яко исчезает дым. Господь спрашивает: где же твои обвинители? – Ушли. – Никто тебя не осудил на смерть? – Никто. – И Я тебя не осуждаю. Иди и больше не греши. Вот такова любовь Божия.
От нас самих зависит, спастись нам или погибнуть. Для спасения нам необходимо оставить греховную жизнь. Да, это непросто, потому что обышедше обыдоша мя (Пс. 117:10). Со всех сторон нас обступает грех. Друзья, товарищи, коллеги, родственники – кто угодно. Через них, хотя они даже и сами-то этого не понимают, начинает действовать диавол: что-то ты совсем замолился, запостился! Живи как все. Да, все мы поживем, только потом все равно умрем. Никто же не говорит «не живи». Но живи правильно. Зачем нужно пьянствовать, курить или еще какой скверной заниматься? А тут говорят: я не могу без этого. Это всё пустые разговоры. Как не можешь? Другие могут. Если прихватит, так сразу все бросишь, будет не до чего.
Те, кто жил в войну, в первые послевоенные годы, помнят то время, когда есть было просто нечего. И тогда постная пища, про которую сейчас говорят «есть нечего», – это была райская пища. Хлеб был – и слава Богу! Какая радость была! А теперь уже говорят: что, один хлеб? Одну кашу буду есть? Да хотя бы одну кашу. В тюрьмах люди чем питались? Умирали с голода, там было действительно нечего есть.
Что, курение необходимо, что ли? Некоторые не могут отстать от этой «соски». Да дыши ты нормально, почему не можешь нормально дышать? Другие дышат воздухом, почему ты не можешь без дыма дышать? А без пьянства? Что, невозможно жить без этого? Да спокойно можно жить. В основном-то все-таки люди трезвыми ходят. Слава Богу, теперь у всех машины, из-за этого вынуждены меньше пить. Видите, Господь «и десными, и шуийями» (по-русски это звучит как «всеми правдами и неправдами») устраивает так, чтоб не пили, – машины посылает. Раньше на велосипедах ездили. Если пьяный с велосипеда свалится, сам себе лоб разобьет, но хоть другие не пострадают. А на машине-то – и сам погибнет, и другим навредит.
Сейчас в добавок к распространенным греховным привычкам появились еще и новые зависимости – от компьютеров, мобильников. Разве без этого невозможно жить? Я окончил школу с керосиновой лампой, у нас электричества не было. Но я иногда выступаю, и даже перед учеными людьми, и меня, грешника, слушают. А ведь по современным понятиям я вырос как дикарь: мобильника нет, электричества нет, компьютера нет. Нас, правда, в школе хорошо учили.
Так что многие изобретения – предметы совсем не первой необходимости. Если здраво взглянуть на жизнь, они приносят не так уж много пользы. Господь попускает им быть, чтобы тем, кто действительно работает, было легче и удобнее. Или когда нужно быстро какую-нибудь информацию найти – нажал на кнопку, и не нужно в библиотеку идти. Правда, походы в библиотеку полезны. А то, если все время сидеть и никуда не ходить, разные остаточные явления в позвоночнике появятся. Сейчас почти у всех спина болит. Так что все это множество вещей, которыми человек обложил себя, – палка о двух концах. Тем более они не являются необходимыми. А сколько из-за них грешат? Просто безумие!
Грешит-грешит человек, а потом – раз, и нету его. И что тогда? Все превращается в ничто. И Неделя о Страшном суде напоминает нам об этом. А накануне была родительская суббота, мы молились об усопших. И знаем, что все мы тоже умрем. Об этом нам говорит Евангелие – и о смерти, и о Страшном суде.
И мир невидимый совершенно реально существует и действует. Мы знаем эти вещи, но не все о них задумываются. Происходят иногда такие поучительные случаи, когда люди, оснащенные всевозможной техникой, оказываются в аварийной ситуации – что-то отказывает, происходят несчастья, катастрофы. Вы знаете этот пример, когда самолет вынужден был совершать аварийную посадку где-то среди тайги. По пути вдруг неожиданно оказался забытый аэродром, подготовленный к посадке. А ведь найти такое место в нештатной ситуации не так просто, да еще надо вырулить на него, посадить самолет. Это по-человечески просто невозможно. Неужели непонятно, что это просто чудо от Бога. Да, конечно, не без участия людей все так закончилось, они тоже делали все возможное, но ведь это Господь им дал такую возможность, да еще разум дал, чтоб эту возможность использовать. При всем мастерстве, если бы не было куда сесть, – так и не сядешь. Да еще у них оказался запас горючего.
Мы иногда не задумываемся над словами, которые слышим: …аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии, аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1). Как ни берегись – не сбережешься, если Господь не сохранит. Как ни пыхти – ничего ты не построишь, если Господь не поможет. Это факт. Часто люди строят, строят, а потом вдруг – раз, и все рухнуло. Такие примеры мы знаем, и эти обрушения неслучайны. А происходит именно то, о чем сказал когда-то Паскаль: «Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире». Можно не соглашаться с какими-то научными положениями, но они есть – и никуда не денешься. Можно не знать о законе тяготения, как дети, например. Но они постепенно опытным путем его постигают, когда начинают падать, спотыкаться, иногда разбиваться.
Так и в духовной области. Поэтому еще смолоду нам нужно более серьезно относиться к своей жизни. Чем раньше человек задумается об этом, тем лучше. И нужно молиться о том, чтобы Господь устроил нашу жизнь, дал нам разумение, потому что иногда не знаешь, что делать. Но Господь-то знает, у Бога нет безвыходных ситуаций. Об этом сказано в Евангелии: …человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19:26). Вот живой пример. На месте, где мы сейчас находимся, раньше была часовня, разрушенная в богоборческие времена. А теперь мы построили храм. Я не мог себе в безбожные времена такого даже представить. Монастыри восстанавливаются. Это ли не пример силы Божией? Это и есть свидетельство того, что все делает Господь. Но мы должны быть готовы. Если мы будем молиться в этих храмах, значит, они будут жить и процветать. А если мы не оценим этого дара, то и нам самим без Бога будет плохо, и храмы могут прийти в запустение, как и в недавние времена.
Вот как много мыслей дает нам день Страшного суда. Будем стараться с Божией помощью исправляться.
2012 г.
Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии