1 Кор. 10:23–28; Лк. 21:8–9, 25–27, 33–36
За упокой: 1 Сол. 4:13–17; Ин. 5:24–30
Сегодня, в субботу поминовения всех усопших, которая именуется субботой Вселенской, Святая Православная Церковь предлагает нам два евангельских чтения. Одно – для всех живущих, второе – Евангелие заупокойное, которое читается при погребении. Ибо те, кто уже перешел в иной мир, себе помочь не могут. Им может помочь только молитва живущих здесь – даже молитва нас, грешных, приносимая в церкви.
Есть вещи, которые иногда остаются вне нашего внимания: Церковь – это Тело Христово, глава ее – Христос, и молитва Церкви – это молитва тех, кто находится в Церкви в духовном смысле. Не в телесном, не в виде тех, кого крестили, хотя при крещении человек и становится членом Церкви. Но, согрешая, он отделяется от нее. Если он живет не по законам Божиим, а по своей воле и по законам своей плоти, то он оказывается вне Церкви. Также, согласно апостольским правилам, если три воскресных дня подряд православный человек не был в храме без уважительной причины, то он отделялся от Церкви.
Молитва перед Таинством Покаяния, которую читает священник, напоминает нам об этом: «Примири и соедини его (кающегося) Святей Твоей Церкви». Если человек не был бы вне Церкви, для чего нужно было бы молиться «соедини…»? Если бы он не был во власти греха, который воюет против Бога, тогда для чего было бы говорить «примири»? Есть такие слова в Послании апостолов: …любы мира сего вражда Богу есть, иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4:4).
Когда говорится о молитве Церкви, то имеется в виду Церковь святых. Но кто свят, знает один Бог. Есть рассказ о том, как к одному подвижнику привели бесноватого отрока. Старец говорит:
– Изыди из создания Божия.
А ему в ответ:
– Выйду, если скажешь, кто праведник, кто грешник.
Он пытался вызвать подвижника на грех осуждения, потому что сказать «это грешник» – значит уже вынести ему приговор. Подвижник ответил очень просто:
– Грешник – это я. А кто праведники – один Бог знает.
И диавол вышел из этого человека, потому что он не мог терпеть смирения.
На проскомидии, когда вынимаются частицы из просфор, поминаются имена и живых, и усопших. Затем священник в конце Литургии опускает эти частицы в Чашу и произносит такие слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих». Молитвами святых, молитвами Церкви омываются грехи. Посему Церковь и установила особые дни поминовения усопших, хотя молиться о них можно всегда. Существуют такие появившиеся от лукавого суеверия: якобы нельзя поминать покойника ночью или вечером. Но понятие ночи, вечера – это просто понятие места, где вы находитесь. А на другой стороне нашей планеты может быть ясный день, когда здесь ночь. А где-то утро, а где-то вечер, и все это условные понятия. В Царстве Небесном нет ночи, там всегда день, поэтому поминовение личное возможно всегда и можно поминать покойников в любое время суток.
А что касается нашей земной жизни, то есть праздники, в которые не принято поминать усопших, потому что такое поминовение часто связано с воспоминанием о покойном и может привнести грусть, омрачить радость праздника. Мы все-таки люди и поэтому подвержены печали. Но это установление касается церковного богослужения. Если праздник – все здесь живущие празднуют. Все равно на каждой Литургии священник поминает и живых, и усопших, потому что Церковь едина – земная и небесная. Установление о том, как следует поминать усопших, связано именно с чином богослужения в определенные дни. Но ведь даже и в «Праздников праздник и Торжество торжеств» – Пасху – в тропаре как раз усопшие и поминаются: «Христов воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Тем, кто во гробах, то есть усопшим, Христос дал жизнь.
Молитва об усопших есть величайшее благодеяние, которое человек может сделать отошедшему в мир иной. У нас обычно говорят о благодеянии здесь, в этом мире – кому-то материально помогли, кого-то вылечили. Большей частью все эти разговоры идут о здесь живущих и об этой земной жизни, как ее прожить. Но эта жизнь есть подготовка к будущей жизни, и не материальное благосостояние или даже здоровье является главным, а спасение души. Больше того, святые отцы говорят: здоровье – драгоценный дар Божий, а болезнь – бесценный дар Божий. Болезнь напоминает всем нам о нашей немощной плоти и о предстоящем исходе из этой жизни.
Когда плоть здорова – она веселится, человек ее ублажает. А когда она начинает досаждать – там болит, здесь болит – он уже и не знает, куда от этой плоти деваться. Ведь откуда безумные мысли о самоубийстве? От желания избавиться от плоти. Да, самоубийца избавится, но только от плоти. Это тяжкий грех, и Церковь не молится о самоубийцах. Она призывает милосердие на всех усопших, но это как Господь изволит. Но поименно о них Церковь не молится.
Земная жизнь дана человеку для того, чтобы он подготовился к будущей. Человек может быть живым телом, но мертвым душой. И поэтому Евангелие, которое читалось по усопшим, нам так и говорит: …грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин. 5:25). Человек здесь оживает и начинает жить другой жизнью. Это как раз и есть: «примири и соедини его Святей Твоей Церкви». Человек начинает жить жизнью Церкви. И все крестившиеся – в младенчестве или во взрослом состоянии – духовно становятся членами Церкви. Но они должны еще воцерковиться своим подвигом, стать действительными членами Церкви во всей полноте, насколько это возможно. Именно к этому призывает нас Слово Божие, потому что в Церкви возвещается нам путь спасения. Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14:6). Так говорит Господь. И в Слове Божием мы получаем назидание, как нам жить. Для этого даны нам и богослужения, особенно богослужебные дни приближающегося Великого поста. Тогда нам напоминается о том, как мы должны жить, и приводятся примеры, к чему приводит беззаконная жизнь и что совершает с человеком Благодать Божия, когда он оставляет грех. Это примеры многих святых и прежде всего Марии Египетской, которой устанавливается особое празднование на пятой седмице Великого поста.
Для живущих же здесь читается первое евангельское чтение, в котором говорится о Втором пришествии, потому что завтра будет Неделя о Страшном суде. И в этом евангельском отрывке мы слышим такие слова: …блюдите, да никтоже вас прельстит; мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: аз есмь Христос, и многи прельстят (Мф. 24:4–5). Как раз отсутствие воцерковления, отсутствие твердого внутреннего и внешнего православного строя делает человека открытым к разного рода лжеучениям и заблуждениям. Такие люди обычно говорят «у меня Бог в душе». В храм не ходят, не постятся, не молятся – и у них Бог в душе. Эта отговорка, самооправдание и часто просто ложь.
Когда человек живет по своим прихотям, то в душе-то как раз другое. А вот когда он воцерковляется, то перестраивается и внешне, и внутренне. Один из примеров внешнего изменения – это соблюдение постов, посещение храма Божия. Как я уже сказал, что три дня воскресных подряд, пропущенные без уважительной причины, отлучают человека от Церкви. Не говоря уже просто о такой жизни, которая далека от православного христианина.
«Совопросники века сего» говорят часто: а где написано то-то или то-то? Например, иногда слышишь такие разговоры: «А где написано, что курение – грех?» Ну а где написано, что наркомания – грех? У апостолов в Евангелии этого точно нет. Такого слова тогда просто не было. Но если появились новые человеческие беззакония, которые не описаны в Евангелии и апостольских посланиях, то это не значит, что это не грех. А как узнать, грех это или не грех? По плодам.
Кстати, такое отношение – «а где написано?» – говорит о том, что люди отошли от духовной жизни и перешли к жизни формальной, к «букве». Упирают на то, что, дескать, там не написано, и говорят: вы фанатики. Это самооправдание и лукавство. Говорят, юридические законы появляются тогда, когда перестают действовать законы духовные. Если люди не исполняют духовные законы, тогда применяются юридические. Более того, кто-то очень хорошо сказал, что государство, в котором множество законов, правил и всяких постановлений, – это государство, в котором народ развращен. В таком государстве нужно каждый шаг ограничивать и объяснять: вот это грех. Кстати, что курение – грех, сказал Амвросий Оптинский. Был такой писатель Нилус, он покуривал, такая мода тогда появилась, да еще и себя оправдывал: «Я иногда». А преподобный Амвросий ему сказал, что одна папироса, конечно, не так страшно, а вот курение – грех».
В Евангелии есть указания, наставления для нас, живущих в этом мире, и прежде всего – да никтоже вас прельстит. И есть Церковь – столп и утверждение истины, чтобы не ходили за всякими лжехристами и лжепророками. А началось это еще в ранние времена христианства и продолжаться будет, видимо, до скончания века. Это и есть сеть диавольская, которая существует, чтобы уловить души. Люди начинают говорить о каких-то духовных вещах, будучи плотскими. Не воцерковляясь, не находясь еще в Церкви в духовном смысле, люди начинают решать ее проблемы. За примером далеко ходить не нужно – многие рассказывают, что нужно изменить в Церкви. А где они сами по жизни? В Церкви ли? Зато они считают, что другие уже не в Церкви.
Это как раз дух последнего времени, когда будет все, как Господь сказал: …аще кто речет вам: се, зде Христос, или онде, не имите веры (Мф. 24:23). Но у нас появляются всякие ИПЦ – так называемые «истинные православные церкви». Так они сами себя называют. Но это и есть то самое прельщение, о котором говорил Господь. Люди сами погружаются в ересь и других совращают на это. Об этом предупреждает Господь всех здесь живущих. Поэтому наши новомученики, которых мы прославляем, давали нам прекрасные духовные советы: знай себя, и будет с тебя. А у нас наоборот: чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
Часто люди, которые не так давно пришли в Церковь, увлекаясь своим «я», своим пониманием того, что происходит в мире и вокруг них, начинают рассуждать. Хотя еще в самих себе часто не могут разобраться. Это как раз ложное духовное состояние, о котором Господь предупреждает. И одно из первых предупреждений Спасителя – обыденное, показывающее нашу плотяность, а не духовность. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением, и пиянством, и печальми житейскими (Лк. 21:34).
Поэтому Церковь сегодня и молится об умерших. А нас предупреждает, чтобы мы готовились, – кончается евангельское чтение для всех, ныне живущих, такими словами: …бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лк. 21:36). Вот это самое главное. А предстать на суд пред Господом мы можем в любой момент жизни. Многим было даже сказано, что они доживут до Второго пришествия. Говорили об этом и святые, ныне канонизированные, но их предсказания еще не исполнились. Они уже умерли, а время еще не пришло, потому что о дне том и часе никто не знает. Это только предположение. Господь дает время на покаяние. Мы должны готовиться к ближайшему посту и свои души готовить к исходу из этой жизни. А о тех, кого Господь к Себе принял, будем сегодня приносить молитвы.
Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии