Славянство. Прошлое, настоящее и варианты будущего

Текст доклада для Международного Фонда Славянской письменности, Москва, 30.01.25.

0
2
Время на чтение 8 минут
Фото: Zavedení slovanské liturgie

Когда мы говорим о славянском единстве, то мы либо умиляемся прошлым этого единства, либо строим робкие планы на будущее этого единства, либо сетуем на то, что сегодня говорить о Славянском единстве просто смешно.

Прошлое Славянского единства

Вспомим вторую половину XIX века, время, когда казалось, будто идеалы славянского единства вполне реализуемы на практике.

Как их можно было реализовать? Дать возможность развиваться национальной культуре. Культуре пробудившихся народов. Помочь славянам освободиться как от османского пленения – на Славянском юге, так и от немецкого – на Славянском западе.

Это пробуждение было невозможно ни раньше, ни позже.

Ибо нужно понимать, что до «Весны народов» люди – хоть славяне, хоть немцы – мыслили категориями политического легитимизма и религиозного самосознания. А уже потом отождествляли себя с племенем, т.е. с языком и кровью.

А тогда сложились условия, когда у европейцев на смену бывшей ранее основой самосознания религиозности пришла политизированность. И идеология стала именно тем, что заменило угасшую в европейцах христианскую веру. Я имею в виду веру не как личную встречу каждой конкретной души со Спасителем, а веру – как основу культурной самоидентификации.

Но если в ХХ веке национальное самоопределение нередко деградировало до неких шовинистических форм, а то и вовсе угасало, вытесняемое либеральными или коммунистическими идеями, то тогда, в XIX веке было не так.

Национальные интеллигенции славянских народов стремились разбудить своих соплеменников, и искали поддержки. Поддержать могла Российская империя. Славянская Христианская держава.

Тут сразу же оговоримся, что говоря о славянском уповании на Россию, речь, конечно же, шла далеко не о всех представителях славянской интеллигенции.

К сожалению, русско-польские отношения всегда были и, увы, остаются мягко говоря весьма далёкими от братских. Возможно, если бы при разделе Речи Посполитой в Петербурге были более дальновидные политики, то они бы не стали аннексировать собственно польские земли, ограничившись землями с малоросским и белорусским населением. И тогда поляки, попав в рабство немцам Германии и Австрии, уже совсем иначе воспринимали бы Россию. Возможно, тогда Россия, а вовсе не Франция, воспринималась бы польскими патриотами в качестве маяка.

Но, опять же, мы прекрасно понимаем, что в XVIII веке (т.е. задолго до «Весны народов») никто не мыслил категориями национальными. Мыслили категориями политического легитимизма и конфессионального самоопределения, поэтому разделяли поверженные протсранства примерно так же, как в Африке и позже на Ближнем Востоке – чуть ли не по географическим меридианам.

Да и на Балканах было не всё просто с пророссийскими настроениями. Одно дело – Болгария и Сербия (с тогда ещё неотделимым от общесербского самосознания народом Черногории), и совсем другое дело – южнославянская область империи Габсбургов, где работали люди очень профессиональные.

Имею в виду и грамотную работу представителей Ватикана, плодотворно потрудившихся на ниве фабрикации политической нации хорватов, куда вовлечены были огромные массы славян-католиков, и о том, что противопоставляя славян мадьярам, немцы воспринимались как своего рода гаранты соблюдения законности. Что, впрочем, и было, орднунг имел место, нравился он кому-то или нет.

Кстати, говоря о фабрикации Хорватской политической нации в конце XIX века, нужно вспомнить и о том, что этот процесс был бы вряд ли возможен, если бы не произошло унификации сербско-хорватского языка на основе «гаевицы» и «вуковицы». Реформатор современного сербского языка Вук Караджич своими новинами оторвал Сербский язык от Русского и Болгарского и создал предпосылки для довершения дела хорватского просветителя Людевита Гая по унификации хорватского языка на основе штокавщины, что и привело к созданию основы для формирования единого югославского культурно-языкового пространства. Нет нужды напоминать, что «югославянские эксперименты» привели в конечном итоге к тому, что сегодня сербы отброшены на полтора столетия назад.

Пользуясь случаем, хочу высказать несколько слов в защиту православных южных славян.

Недруги славянства любят зубоскалить на тему того, что, дескать, «братушки» у нас неблагодарные.

Так говорят либо люди, некритично воспринявшие известную книгу Константина Леонтьева, либо люди вообще весьма далёкие от понимания славянской темы.

Обида сербов на Сан-Стефанский проект перекройки Балкан вполне понятна. Ведь поскольку предполагалось, что границей сфер влияния между Россией и Австрией будет сербско-болгарская граница, то совершенно понятно, что границу эту наши дипломаты отодвинули насколько можно на запад. В результате получилось так, что именно немцы стали восприниматься сербами и греками как те, кто наведёт порядок. И именно из-за этого немецкий «орднунг» показался тогда жителям Балкан важнее русской крови, пролитой при освобождении Болгарии.

 

А что же сегодня?

Итак, мы видим, что упования части славян на Россию было обусловлено надеждами на помощь от великой славянской христианской страны.

Можно ли рассчитывать на нечто подобное в будущем?

Особенно, если учесть, что Россия изо всех утюгов неумолкаемо твердит, что наша страна, якобы, уже не Христианская и не Славянская, а многонационально-многоконфессиональная. Очень хорошо помню реакцию наших дорогих друзей из Сербии на эту пропаганду. И на то, насколько их поразило состояние сознания нашего студенчества – этих несчастных молодых людей, зомбированных пропагандой «Азиопства». То же самое и с нашим Православным Христианством.

Это первое.

Второе. Если в Европе после «Весны народов» прогрессивная общественность мыслила категориями национального возрождения, которое воспринималось в качестве одной из главных общественных идей, то совершенно логично, что все участники «Большой Игры» воспринимались именно исходя из того – какую роль они играют в деле национального возрождения. Помогают – как Россия, или мешают – как Турция и Австрия.

Сегодня – после того, как все угомонились от ликования по поводу победы в Холодной войне – пришло время столкнуться с новым вызовом. С новой исламизацией – куда более опасной для Европы, нежели это было в героические эпохи, с новой деградацией – подобной тому, что переживал Рим эпохи упадка.

И альтернатива этому – новая «старая нормальность».

Эту новую «старую нормальность» принесёт остатку белой Европы не Москва, а Трамп. Он уже стал олицетворением контрреволюции.

У Москвы был шанс стать альтернативой как Евросодому, так и Арабоисламу, о чём участник этой конференции профессор Зоран Милошевич проповедовал ещё лет 15 назад.

Но, видать, «кишка тонка».

Альтернативой Арабоисоламу стал Эрдоган, а альтернативой Евросодому – Трамп.

Поэтому я на сегодняшний день не вижу ни одной причины, по которой Российская Федерация, на всех парах движущаяся в сторону «Евразийской конфедерации», стала бы каким-то маяком для Славянства. Которого, кстати, и не существует.

Да, есть Сербия. Да, есть Словакия. Наверное, есть славянские настроения в Болгарии и Словении. В Хорватии.

Есть, конечно, Польша.

Но ни о каком едином Славянстве нет речи.

Если в Словении есть какое-то славянское самосознание, то в Праге – судя по тому, что рассказывают знающие люди – увы и ах. Сербы и Хорваты – откровенные враги, Сербы и Болгары – подспудно неприятели. Будущее Боснии – это интеграция в неоосманский мир, будущее «монтенегров» и «македонствующих» - туманно и вряд ли оптимистично.

Будущее Польши – это, скорее всего, формирование по заказу Лондона некой альтернативы как разлагающемуся Евросодому, так и Русскому миру.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что среди населения славянских республик запроса на Славянство нет.

Славянство пока что не воспринимается как некая альтернатива Глобализации – как некогда Славянское возрождение воспринималось как альтернатива немцам и османам.

 

Есть ли будущее у Славянского единства?

Но всё может измениться тогда, когда возникнет потребность формировать новый центр пересборки Европы.

Поскольку политические инженеры в современной РФ всячески насаживают модель мультикультурности, то славянская культура идёт через запятую в одном ряду с культурами малых народов, населяющих Федерацию, и не случайно наши коллеги из славянских стран, приезжающие в Россию, с недоумением вопрошают: а Славянская ли страна – Россия?

Конечно, политических инженеров понять можно.

Перед ними стоят конкретные задачи, и они пытаются эти задачи решать исходя из того ресурса, который они могут задействовать. И ситуация в Европе конца XIX века, и ситуация в Европе середины ХХ века благоприятствовали тому, чтобы Россия, а позже – Советский Союз, использовали Славянство в качестве одного из инструментов решения внешнеполитических задач.

Сейчас ситуация принципиально иная.

Тем не менее, хотелось бы, чтобы специально обученные люди, которые, надеюсь, тоже слушают то, что тут проговаривается, понимали, что если супостаты всерьёз возьмутся фабриковать некую альтернативу Евросодому, то вполне возможно, что эта альтернатива будет иметь внешние формы либо новой Речи Посполитой, либо новой Австро-Венгрии. И эти специалисты непременно займутся решением славянского вопроса.

Я с этим уже сталкивался на Украине 12 лет назад, накануне победы второго Майдана.

Когда мой друг – русин по национальности – объяснял мне: насколько Российский фольклор не похож на всё то, что роднит природных славян Восточной Европы. То есть славянофильство вполне может быть использовано в качестве разновидности русофобии.

О чём идёт речь.

Возможно, что сложится такая ситуация, когда славянам восточной Европы будет предложена некая альтернатива тому, во что стремительно превращается ЕС. А ЕС может в конечном итоге превратиться либо в Еврабию, либо, что более вероятно, в некий «четвёртый Рейх», когда немцы, доведённые до отчаяния разрушением экономики и засильем мигрантов, наконец, восстанут. И это восстание будет, разумеется, идти под флагами национально-консервативными. А учитывая уровень дехристианизации современной европы, несложно предположить – какие именно формы примет это новое национальное пробуждение Германского мира.

Ещё раз подчёркиваю, под «Четвёртым Рейхом», конечно же, подразумевается вовсе не обслуживание Ротшильдов/Рокфеллеров в рамках НАТО, а именно восстание против разложения и против мигрантов, которое зреет в недрах Запада. И у европейцев, как подчеркнул в обсуждении А.Д.Степанов, есть уже опыт именно радикально правых режимов.

Жители Восточной Европы столкнутся либо с вызовом Еврабии, либо с вызовом «Четвёртого Рейха».

В этой ситуации славяне могут сплотиться вокруг Москвы, но могут и не сплотиться. Могут объединиться вокруг некоего центра, который будет преподнесён в качестве «центра пересборки белой христианской Европы». Это может быть либо Польша (Междуморье), либо Габсбурги

Именно поэтому полагаю, что специально обученные люди в Кремле должны всерьёз подумать о таком развитии событий.

Если, конечно, наши «жирафы» не хотят, чтобы славяне сплотились вокруг некой консервативной силы, потенциал которой может быть использован против России.

Итак, пора заняться славянской темой всерьёз.

P.S.

Материал проиллюстрирован репродукцией полотна кисти чеха Альфонса Муха «Введение славянской литургии» («Zavedení slovanské liturgie». 1912), дабы хоть чем-то разбавить безумие пошлейших картинок в стиле «долбославия родноверов», которые выдаются в интернете по запросу «Славянство».

Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской Народной Линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Читательский дневник – январь 2025
Давайте делиться впечатлениями от прочитанного!
16.02.2025
Многодетный сотрудник «РНЛ» со своими детьми участвует
в 1/8 финала телевикторины «Русский абзац. Семьи приграничья»
10.02.2025
Одно дело видеть проблемы, другое дело – видеть решения
Опасность возвращения в реальную политику религиозной мотивации
07.02.2025
«Славянское единство в меняющемся мире».
Научно-практическая конференция. Часть 2
07.02.2025
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Последние комментарии
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
19.02.2025 01:49
Сущность Дьявола и его место в общей картине мира
Новый комментарий от Elenaelena
18.02.2025 23:24
«Шаг вперед, два шага назад»
Новый комментарий от С. Югов
18.02.2025 21:50
Переговоры начались
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.02.2025 20:09
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Русский танкист
18.02.2025 19:58