В митрополичьем корпусе Александро-Невской Лавры 7 февраля 2025 года состоялась всероссийская научная конференция с международным участием «Современная псевдотрадиционная религиозность: между радикализмом и экстремизмом». Она была организована Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургской епархией Русской Православной Церкви, Мариупольским государственным университетом им. А.И. Куинджи, Санкт-Петербургской академией Следственного Комитета РФ, Московским педагогическим государственным университетом, Институтом теологии Белорусского государственного университета, Межрегиональной общественной патриотической организацией «Вечно Живые». Конференцию поддержали Комитет Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, Экспертный совет Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России), Научно-образовательная теологическая ассоциация НОТА, Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политике в Санкт-Петербурге, Отдел по взаимодействию с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, сообщает наш корреспондент.
Конференция была посвящена исследованию феномена псевдотрадиционных религиозных движений, их идеологий и практик. Были озвучены гуманитарный и конфессиональный подход к таким вопросам, как: традиция и псевдотрадиция: проблема разграничения понятий; псевдотрадиционализм и современная новая религиозность; религиозный радикализм, религиозный экстремизм и религиозный мотивированный терроризм в современной глобальной повестке.
Начальник Отдела по взаимодействию с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Владимир Иванов приветствовал участников и подчеркнул необходимость активного продолжения исследований в области религий, ведь, как и всё, что связано с гуманитарной составляющей, религиозный ландшафт постоянно меняется: отдельные религиозные движения появляются, другие – исчезают. Подчас религиозный фактор активно используется в политической или даже экономической повестке.
Протоиерей Константин Головатский, председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии напомнил о воздействии новых, нетрадиционных для России религиозных образований, на молодежь и её вовлечение в радикальные, а иногда – экстремистские движения. Также большую опасность представляют неоязыческие группы, коммерческие культы и псевдореальности, созданные с использование технологий ИИ.
Соорганизатор конференции, кандидат богословия, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, директор АНО «Центр этнорелигиозных исследований» протоиерей Александр Пелин остановился на религиозных аспектах мировых геополитических процессов. Согласно с последними исследованиями известного социологического Pew Research Center, религиозный ландшафт мира претерпит существенные изменения до 2050 года. Согласно данным центра, наибольший рост покажет ислам. Численность мусульман вырастет на 73%, и впервые, в истории сравняется с числом христиан (примерно по 2,9 млрд. человек, сейчас мусульмане – на втором месте). Число христиан будет тоже расти, но медленнее, чем число мусульман. При этом наибольший прирост и те, и другие покажут в странах Африки к югу от Сахары (третьей по величине после США и Бразилии станет христианская община Нигерии). Буддизм и индуизм останутся в стабильном состоянии (при этом в Индии, хотя индуисты и сохранят большинство, будет самая большая мусульманская община в мире). Иудаизм и различные «этнические религии» будут терять позиции. Доля нерелигиозного населения также сократится. «Так что, вы, уважаемые будущие религиоведы и теологи, – обратился к ним отец Александр, – точно не останетесь без куска хлеба. Работы только прибавится!»
Протоиерей предложил внимательнее следить за политической конъектурой, которая очень существенно влияет на изменения, в том числе и в религиозной сфере. Как пример, отец Александр привел выступление нового вице-президента США Джей Ди Вэнса на Международном саммите по свободе вероисповедания 5 февраля 2025 года в Вашингтоне, где господин Вэнс дал понять, что новая администрация прекратит использовать деньги налогоплательщиков для продвижения атеизма за рубежом или поддержки дел, подрывающих религию. «В последние годы слишком часто международное участие нашей страны в вопросах свободы вероисповедания было искажено и искажено до абсурда, – сказал Вэнс. – … Как Америка дошла до того, что мы отправляем сотни тысяч долларов за границу [неправительственным организациям], которые занимаются распространением атеизма по всему миру? Это не то, как выглядит лидерство в защите прав верующих, и оно заканчивается с этой администрацией».
Также отец Александр коснулся религиозно-политических изменений в постсоветских странах и странах ближайшего Зарубежья, которые показывают, что использование религиозного фактора в противостоянии с Россией только нарастает, и, по крайней мере, ближайшее три года нас ждут крайне существенные изменения в этой сфере.
Соорганизатор конференции, заведующий кафедрой истории религий и теологии, директор института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена профессор Александр Прилуцкий свое выступление посвятил эсхатологическим религиозным группам православного генезиса. Ученый совершенно справедливо заметил, что пока еще не до конца изучен феномен, что является триггером для активного роста эсхатологических настроений в российском обществе. Так, вопреки ожиданиям, СВО не породило сколь-нибудь значимых эсхатологических институций, тогда как эпидемия Ковид19 – напротив, породила целую массу конспирологических теорий с религиозным и политическим подтекстом. Протоиерей Александр Пелин, участвуя в дискуссии, заметил, что в первом случае абсолютное большинство населения страны поддержало Президента в решении начать специальную военную операцию, об этом свидетельствует и социологические исследования. Во-втором же случае, эпидемия Ковида явилась внезапно, без понятных объяснений, и власти сами выглядели весьма растерянными, о чем свидетельствовали странные и, подчас сумбурные решения, которые они принимали. Неизвестность, непонятность, «тайность» всегда порождает массу домыслов и слухов, что является богатой почвой для фантазии, в том числе, о «мировых заговорах» и ожидании конца света.
Директор института Хо Ши Мина СПбГУ профессор Владимир Колотов, рассказал о технологиях и стратегиях взлома традиционных религий через внедрение в традиционные общества НРД.
Старший преподаватель РГПУ им. А.И. Герцена Алексей Камалдинов подробно осветил магические и эзотерические мотивы в дискурсе современных курсов личностного роста. Не являясь в собственном смысле религиями, создатели конструкций по достижению успеха или заработка быстрых денег используют в том числе широко известные методы симпатической магии, фетишизма и др., чтобы выманить у незадачливых клиентов достаточно крупные суммы денег. Так, чтобы поучаствовать в «Марафоне желаний» Елены Блиновской, которая в настоящее время находится под следствием, нужно было заплатить десятки и даже сотни тысяч рублей.
В своём докладе старший преподаватель Санкт-Петербургского юридического института Константин Ерофеев рассказал о периоде хрущевских гонений на Церковь. Откровенно враждебные действия против РПЦ были инициированы партийными структурами, ответственными за идеологию. При этом однозначного запроса на сокращение количества храмов в СССР у общества не было. В докладе рассказывалось о резком увеличении тиражей пропагандистской атеистической литературы, количества фильмов, лекций. Докладчик отметил явные нарушения против законных прав и свобод верующих, даже с учётом законодательства того времени. Несмотря на ряд тактических успехов в атеистической пропаганде, власти не смогли ликвидировать церковные структуры. Хрущевские гонения были завершены с позорным отстранением от власти самого Н.С. Хрущева.
Руководитель Московского регионального отделения МОПД «ВЕЧНО ЖИВЫЕ» Дмитрий Пахомов отметил, что политическое измерение религии – это историческая данность. В Византийской и Российской империях, к примеру, предпринимались попытки наладить симфонию между светскими и духовными властями. В исламских империях де-факто и де-юре разделение между светскими и духовными властями было вообще условным. В условиях современной России, в которой на законодательном уровне закреплён принцип светскости государства, сформировались уникальные алгоритмы взаимоотношений между органами государственной власти и традиционными религиозными организациями, зиждущиеся на исключительных принципах взаимоуважения. Любые попытки, изменить этот status quo, как со стороны властных структур, так и со стороны – религиозных радикалов может привести к серьезным последствиям, и ослабить общероссийское единство.
Научный эксперт МОПД «Вечно Живые» Николай Шеляпин рассмотрел истоки движения «Нью Эйдж» в России, а также подробно остановился на реальных угрозах российскому обществу, которое несут последователи данных лженаучных представлений. По представлению последователей «Новой Эры Водолея», в ближайшие годы должны произойти следующие изменения в обществе: 1) повторное открытие дохристианской «древней духовности»; 2) мировое объединение религий Востока и Запада; 3) попытка открытия естественной наукой наличие души у человека; 4) признание нормой не поддающихся объяснению способностей человека, таких как телепатия, телекинез, контакты с «инопланетными существами», ясновидение и пр. Фактически данное направление превращается в новую магию и является примером «вторжения неоязычества» в современную жизнь, о котором писал Карл Ясперс, в частности, таким образом объясняя феномен появления оккультного третьего рейха в Германии.
Старший преподаватель РГПУ им. А.И. Герцена Алексей Гайдуков Викторович коснулся понятия проблемы «традиции» в новом славянском язычестве.
Подводя итоги конференции, профессор кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена Дмитрий Головушкин, указал, что пора нам уже в научной среде возродить идею профессора Артура Маркаряна, который считал необходимым введения новой научной дисциплины «традициологии», которая бы позволила более четко разграничить понятия традиции и псевдотрадиции. Тема эта не только не потеряла своей актуальности, но и важна как никогда, особенно в свете 809 Указа Президента России.
Протоиерей Александр Пелин предложил будущим ученым: религиоведам и теологам подумать над хартией чести будущих исследователей религии. Уж слишком большая ответственность подчас ложиться на религиоведов-экспертов. «Принцип: не навреди, которым руководствуются врачи, должен быть и принципом деятельности теологов-религиоведов. К сожалению, часто приходиться сталкиваться с тем, что не созревший ум, неокрепшая или корыстная душа сподвигают выпускника религиоведческих факультетов на создание квазирелигиозных организаций или коммерческих культов. Причем, бесчисленные ныне маги, астрологи, таррологи и пр. хвастают корочками бакалавра или магистра религиоведения. Нужно подумать, как этому положить конец».
После организованного чаепития, работа конференции продолжилась студенческой секцией.