В воскресенье, 9 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Свято-Владимирском соборе Херсонесского мужского монастыря города Севастополя митрополит Симферопольский и Крымский Тихон произнёс проповедь после Божественной Литургии:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня первая Неделя, когда Церковь готовит нас к особому периоду в Церковном году, к особому периоду в нашей жизни, повторяющемуся из года в год, но необычайно важному – к Великому посту.
Неделя о мытаре и фарисее. Очень часто, особенно с годами, мы задумываемся: а почему же те или иные невзгоды происходят с нами? Почему те или иные ужасные порой трагедии происходят в нашем Отечестве? Есть ли этому какие-то общие причины или это дело случая, разнообразного, не поддающегося ни какому анализу? Чистые случайности?
Святая Церковь, проводя нас по пути Великого поста и подготовляя нас к нему, говорит, что в случаях наших тяжёлых испытаний – внутренних, человеческих, испытаний в нашей судьбе и испытаний в стране есть причина – это причина, которая может быть в нас самих. Это причина может быть вовне и устремляться на нас, совершая тяжелейшие изменения в нашей жизни. И порой эту причину мы не можем устранить, но хотя бы должны понимать, как её преодолеть.
Это причина, конечно, наши ошибки. Ошибки, которые в Церкви называются грех. Это может быть ошибки всего народа. И даже люди, которые эти ошибки не допускали и всё понимали, но они разделяют вместе с народом судьбу общую. Здесь главное – терпение, мужество и понимание того, как сохраниться в этой страшной буре, как действовать правильно, как найти правильный выбор.
Мы говорим, сегодня вспоминаем и о Новомучениках и Исповедниках Российских Церкви Русской. Это воскресенье посвящено именно им. И Крым сполна познал, что такое трагедия Гражданской войны, что такое та смута революционная, которая буквально разрушила Россию. Особым промыслом Божиим она была сохранена, поднята – это особый разговор. И здесь у нас, в Крыму, тоже множество мучеников и исповедников, известных и неизвестных. Известных мы знаем – взять хотя бы святителя Луку – исповедника.
Неизвестных – мы знаем о них, о тех офицерах, которые решили остаться в России, не уезжать в эмиграцию, и какая их последовала мученическая кончина – наверное многие из вас знают: их обманули, сказали, что обеспечат им свободу, деятельность. А на самом деле всех их загнали на баржи и баржи затопили здесь в Чёрном море.
Отчего это всё происходит? Человек в случае его ошибок, народ в случае ошибок всего народа – выбирает неверный путь, неверную цель, точнее сказать. Цель личного, эгоистического существования, даже если это закамуфлировано под стремление к общему благу.
Меня как-то поразили слова революционеров. Мы знаем, что главу русской Революции Ульянова, его представляли нам как именно одного из самых заботящихся о народе людей. А на самом деле всё это было не так: в своей беседе со старым большевиком Георгием Соломоном (это зафиксировано), он сказал: «Россия? А что мне Россия. Мне, господа-хорошие, на Россию наплевать. Она должна быть взрывным устройством для разрушения всего существующего миропорядка».
А закамуфлировано это было словами заботы о народе. И так было множество раз.
С такой же ненавистью говорил о России и основоположник той теории, которая возобладала как главная идеология в Советском Союзе – и Маркс, и Энгельс. Просто с ненавистью, если почитать их заметки 1895 года, 1894 года – «загнать Россию за Урал», «разбомбить Архангельск», «разбомбить и сжечь Одессу».
Это внешние враги, явные совершенно, которые народ воспринял как своих благодетелей и как маяки в жизни. И естественно постепенно-постепенно эти ложные ориентиры и ложные маяки заводили народ в тупиковое состояние, в состояние, когда он сам начинал разрушать себя. Чем это кончилось? Трагедией 1917 года и торжеством тех, о ком мы вспоминаем сегодня – новомучеников и исповедников, тех, у которых хватило ума, сердца, веры всё это осознать, понять правду и несмотря ни какие опасности, несмотря на то, что им грозили смерть, заключение, пытки – всё равно свидетельствовать об Истине. А истина была в том простом и известном каждому человеку, который так или иначе соприкасался с верой, а тогда это было большинство людей, вернуться не к закону человеческому, не к человеческим измышлениям, а к Закону Божию. Но когда большая часть народа уходит от этих истин – совершается трагедия.
Есть такие слова удивительные в Священном Писании: Даст тебе Господь по сердцу твоему (Пс.19:5). Если ты хочешь чего-то хорошего, Господь даёт тебе хорошее. Если ты хочешь чего-то вредного для себя, Господь всячески тебя отвращает от этого, пытается вразумить, как родители вразумляют детей, но порой это не получается. И оставляя ребёнку свободу – родители дают ему возможность совершить малые ошибки, чтоб потом понять, насколько страшно не слышать правду и опыт, не слышать тех, кто уже прошёл эту жизнь и желает тебе добра. Но дети-то в те моменты, когда они стремятся к тому, что они хотят, что они считают правдой – они же ведь неуправляемые. И все мы прошли через этот период, все мы, так или иначе, это испытали.
Что спасает от ошибки? Только одно – то, что называется в Церкви смирением. Это не забитость, не слепое подчинение обстоятельствам жизни – ни в коем случае! Смирение – это мир с Богом, с самим собой, с ближними и с обстоятельствами жизни, когда ты видишь, что ты должен их пройти. Смирение было у Христа, когда Он знал, что Он должен пройти этот Крестный путь ради высшей цели.
Смирение было у апостола Петра. Вчера мы слушали Евангелие на Утрене. И в этом Евангелие поникший апостол Пётр, который был полон самомнения и гордыни в своём пути, сказал: «Если все предадут Тебя – я не предам Тебя» (Мф.26:33).
И всякая гордыня, и всякое без исключения возношение приводит к падению. Нам надо это помнить в своей духовной жизни.
Как только мы начинаем возноситься – по любому поводу – по поводу своих талантов, по поводу каких-то успехов. Порадоваться? Да, конечно, надо. Нужно обязательно порадоваться. Но надо помнить: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс.2:11). Это закон! Как только наша радость становится излишней и превращается в гордыню, в возношение над другими людьми – я лучше, не как прочие люди – то это закон – преддверие тяжелейших испытаний и падений. Поэтому-то Святые отцы говорят нам: внимательно относитесь к себе.
И вот Пётр вознёсся перед своим же собратьями – апостолами: даже если все они предадут Тебя – я Тебя не предам! И что же случилось? Он трижды предал своего Учителя. И когда, как мы читали вчера на вечерней службе, Христос явился апостолам у озера Геннисаретского и среди них был Пётр. И Он сказал: Пётр, ты говорил, что ты Меня любишь больше, чем другие. Помнишь об этом? Любишь ли ты меня? (Ин.21:15) И Пётр не сказал «люблю», он сказал: «Господи, Ты всемогущий и всевидящий, Ты знаешь, что несмотря на все мои ошибки я люблю Тебя!»
И господь говорит ему: Паси овцы моя (Ин.21:17). Не словом, а делом покажи эту любовь. И трижды Он спрашивает, и трижды всё также отвечает Господь. И тогда поникшему Петру Господь говорит: «Иди за Мной» (Ин.21:19). Перед этим говоря ему о том, что тебя возьмут и поведут, куда не хочешь, тебя повлекут на мученическую смерть, так же как Христос мученическую смерть претерпел. И говорит: иди за мной по этому пути (Ин.21:20-22).. И апостол направляется за Ним, ощущая свой грех, ощущая то, что он должен его искупить и видит Иоанна Богослова, который идёт вслед за ними. Ну, а этот то что, он не так предал Тебя, как я? Именно из Любви и из смирения: я виноват, а он то, что? Когда Господь говорит, чтобы Иоанн Богослов тоже шёл за ним. А господь отвечает ему: Ты о себе думай, ты иди по мне, а остальное всё, судьба каждого человека – в руках Божиих. Как Господь распорядиться – так и будет происходить, если человек искренне отдаётся воле Божией.
Вот также и мы, когда мы видим какие-то тяжелейшие проблемы в нашей жизни – есть только один путь – мир с Богом, мир с ближними и мир с самим собой. Тогда только либо изменяются обстоятельства жизни, либо мы получаем от Бога самое настоящее откровение в том, почему и зачем происходят те или иные вещи, которые так порой больны для нас.
Ведь человек может претерпеть всё, если он понимает, что это неслучайно, что это не игра случая, что в этом есть высший, пусть не до конца ведомый, но высший смысл. Всё это происходит, потому что так надо! И тот, кто говорит нам, что так надо – терпи – мы ему верим. Если это скажет человек недостойный доверия - ну и что, кто он такой? А если мы видим, когда это исходит от Самого Бога Всемогущего, и это всей душой воспринимаем. И не просто веруем, а знаем, что это от Него. Вот тогда можно преодолеть всё.
Сегодняшнее Евангелие тоже учит нас смирению – смирению мытаря. Жизнь в мире, с Богом, с самим собой и ближним и есть высочайшая цель христианской жизни.
Помните, как говорил преподобный Серафим: Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи. Вот этот великий мир и путь к нему и есть главный урок Великого поста.
Ещё раз повторю: это не фатализм! Это ни в коем случае не подчинение обстоятельствам, не апатия, наоборот – это высшее творчество и высшая деятельность, и высшая мудрость.
А как это стяжается людьми? Об этом весь Великий пост – и его повествование, и его практика в нашей жизни – в жизни каждого из нас.
Желаю Вам, дорогие братья и сёстры, молитвами святых новомучеников, которые сохранили себя как христиан, как верующих людей, как людей, живущих с Богом, несмотря ни какие личные и внешние трудности, сохранили самое главное – идти по этому пути. И к Пасхе Христовой увидеть то Торжество Правды, то Торжество Истины Божией, которое открывается в душе каждого человека, который вслед за новомучениками, вслед за святыми отцами, вслед за Самими Христом находит путь смирения, истинного смирения – не смиренничанья, не глупой покорности, а высшей мудрости человека – смирения, мира и идёт этим путём всегда непобедимый и всегда избирающий правильные решения в этой жизни. Храм вас всех Господь, помощи вам Божией!