Недавно мой друг Дмитрий Валерьевич Куницкий в присущей ему манере кавалерийского наскока ревнителей благочестия припечатал всех американских христиан, Трампа в том числе.
Сразу оговорюсь – несмотря на то, что за последние четверть века я сильно поумерил свой антиэкуменический пыл, протестантов считаю, разумеется, еретиками, а образ спасения, который они проповедуют, считаю небезопасным для души. А то и душепагубным. Это – первое.
Второе. Трампа не считаю никаким предтечей врага, поскольку все мы должны помнить о том, что врага спасения следует не вычислять по неким тайным признакам, а помнить о том, что сей персонаж появится тогда, когда нужно будет срочно и эффективно решать задачу наведения порядка в атмосфере хаоса, который будет следствием «Армагеддона», т.е. мировой войны Израиля против тех сил, которые объявят «Гогом из Магога».
Говорю это для того, чтобы не угодить в категорию «жидовствующих экуменистов-модернистов». С этим у нашего брата патриота всё очень просто – раз, и угодил во враги спасения.
Так вот. Несмотря на то, что протестантизм – начиная с Лютера, Кальвина, Цвингли и оканчивая нонешними тик-ток-проповедними в стиле «христианского рэпа» – несомненно далёк от высоты святоотеческого понимания того, что такое духовная жизнь и как на неё верно настроиться, не следует всех западных христиан грести в одну кучу. Тем более, не стоит подменять их некой карикатурой, сфабрикованной нашим ревнительским (иногда – не по разуму) сознанием. Я уже однажды оказался в нелепой ситуации, когда накачавшись антиэкумнической литературой, встретился за рубежом с одним реальным экуменистом, и мои «аргументы» в основном выглядели не просто жалко, а просто были вообще «не о том». Сразу оговорюсь – единственное, в чём мой собеседник не смог ничего высказать «против» – это были вопросы эсхатологии.
Тут действительно экуменисты проповедуют по большому счёту «жидовскую ересь».
Американские протестанты – в основной массе – являются т.н. «христианами-сионистами». Это значит, что они полагают, что «Теология замещения» ошибочна, и, следовательно, «Израиль ещё не сказал своего слово в эсхатологической перспективе».
Тем не менее, несмотря на вот это самое иудейство в эсхатологии, американские протестанты вовсе не являются теми, кто продвигает «ценности» Содома и Гоморры. напротив. Они выступают против них. И как раз на торжественном мероприятии с Трампом несчастная «епископиня» выглядела весьма жалко, и баптистские авторы США полощут её уже всю эту неделю.
Для чего я это говорю.
Когда я двадцатидевятилетним неофитом бросился обличать экуменизм, то практически все мои доводы были с лёгкостью парированы.
А причина проста. У нас в Русском Православии под «экуменизмом» тогда подразумевался синкретизм, т.е. всесмешение и культура Нью-Эйдж. Вспомните это кино, снятое греками-старостильниками, которое все, наверное, смотрели. И не раз.
Ситуация гораздо хуже.
Потому что настоящие экуменисты как раз ПРОТИВ всесмешения. Против Нью-Эйдж.
И как таковые выглядят весьма симпатично на фоне безбожия и оккультятины.
То же самое с Трампом и американскими «христианскими сионистами».
Вовсе никакие они не гомосеки, а как раз наоборот.
И если кто-то из наших единоверцев будет самообманываться, то может статься так, что в какой-нибудь публичной дискуссии окажется, что его карта бита. С невероятной лёгкостью. Что аргументов-то нет никаких, если всерьёз говорить.
Но мы-то знаем, и Дмитрий Валерьевич знает прекрасно, что аргументы есть.
Но они могут идти «одним пакетом» с пропагандистской ерундой, а потому не прозвучат.
Поэтому я и говорю о том, что повторять зады нашей пропаганды – дело неполезное.
Можно сесть в лужу.
А можно и не сесть.
Но быть услышанными.
Потому что экуменисты зарубежные в отличие от нашенских церковных либералов – ребята, как правило, серьёзные. И они готовы выслушать в том числе и наше понимание тех опасностей, которые заметны, если смотреть на процессы под углом зрения православной эсхатологии.
Главное, научиться доносить свою мысль. И – повторюсь ещё раз – не подменять собеседника неким фантомом.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»