Идея Рождественских Чтений состоит в организации и проведении церковно-общественного форума, «объединяющего духовенство, представителей власти, научной, культурной общественности и педагогического сообщества» (см.: утверждены тема и сроки проведения XXXI Международных Рождественских образовательных чтений). В наше неспокойное время проведение подобных мероприятий может только приветствоваться, однако, к сожалению, в последнее время на Рождественские Чтения стали приглашать тех, кто духовно разъединяет наше общество и страну, а именно сектантов — пятидесятников, адвентистов, баптистов и партнеров иностранных агентов.
Уважаемый читатель не ослышался. Дело в том, что присутствие в числе выступающих «на равных» на православных Чтениях вместе с православными людей совсем не православных становится, к сожалению, некой странной и вызывающей беспокойство «традицией». Так, в рамках Рождественских Чтений 2023 г. на Круглом столе «Социальное служение религиозных общин — межконфессиональный обмен опытом» выступил Бендас Константин Владимирович, епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской, президент Фонда поддержки христианской культуры, науки и образования с докладом «Социальное служение как жизненная потребность и образ жизни христианина». Организаторы стыдливо умолчали, что он пятидесятник, а пятидесятники занимаются активно прозелитизмом среди верующих Русской Православной Церкви и представляют в России самое многочисленное направление в неопротестантизме.
Следует отметить, что на Рождественских Чтениях 2023 г. принимали участие представители организации, сотрудничающий с иноагентами и сторонниками ЛГБТ*. На Круглом столе «Социальное служение религиозных общин — межконфессиональный обмен опытом» принимала участие Садикова Елена Евгеньевна, директор Кризисного центра «Китеж». А партнёрами «Китежа» выступали: Консорциум женских неправительственных объединений — сформирован на спонсорские средства Агентства США по международному развитию, Фонда Сороса, Фонда Макартуров, Фонда Форда и других подрывных организаций; Центр «Анна» (иностранный агент); Центр «Насилию.нет» (иностранный агент).
Минюст в 2020 г. признал некоммерческую организацию «Насилию.нет», выполняющей функции иностранного агентства. В частности, ей вменяют, по признанию директора этой организации, пропаганду ЛГБТ*: «нас признали некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агентства. Скажу так: 95% нам прилетело за законопроект против насилия, а 5% — за пропаганду ЛГБТ*» (Минюст признал центр «Насилию.нет» иностранным агентом).
Руководитель этой организации А. Ривина выступала экспертом конференции «"Секспросвет" — 18+», занимала должности в российском филиале НПО Transparency International, работала исполнительным директором НКО Фонд "СПИД.Центр" (создан ВИЧ-инфицированным журналистом, который известный своими признаниями в нетрадиционной ориентации (см. здесь и здесь). Эта организация нарушала российское законодательство и подвергалась штрафам за нарушение требований законов об иноагентах (Центр «Насилию.нет» и его руководителя оштрафовали еще на 400 тысяч рублей).
Центр «Анна» (иностранный агент) финансируется в том числе иностранным фондом Charles Stewart Mott Foundation в форме грантов. С 2008 по 2015 гг они получили 530 000 долл. США: 2008-2010 г - $150 000; 2010-2012 г - $150 000; 2012-2014 г - $150 000; 2014-2015 г - $80 000.
В Рождественских чтениях 2025 г. на Круглом столе «Социальное служение религиозных общин — межконфессиональный обмен опытом» запланировано участие представителей неопротестантского «христианского центра "Встань"» и адвентистов (Полная программа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений). Кстати, в Программе Чтений не указано, что это «христианский центр».
С докладом на этой секции выступит Белякова Нина Владимировна, психолог-консультант центра «Встань» на тему «Духовно-психологическая помощь людям пожилого возраста». У этого центра два сайта. На одном указано, что духовным наставником центра выступает баптистский пастор Виталий Серафимович Глущук, а душепопечителем — Константин Владимирович Калинкин, директор Совета христианских евангельских церквей. А на другом сайте партнёром программ центра назван английский межконфессиональный христианский консультационный центр Network Counselling and Training (г. Бристоль, Великобритания).
Кроме того, на этой секции выступают: Леухин Александр Владимирович, руководитель социальной службы «Церкви Адвентистов Седьмого Дня» с докладом «Проекты Церкви АСД по оказанию помощи во время гуманитарных бедствий». Причем, слово Церковь написано в Программе с прописной, как и Православная Церковь. И еще один адвентист — Протасевич Борис Геннадиевич, ректор «Заокского Адвентистского университета», т.е. ректор Заокской духовной семинарии адвентистов, которая готовит будущих миссионеров для обращения в адвентизм, в т.ч. православных, с докладом «Духовно-нравственное воспитание молодежи в работе учебных заведений Церкви АСД».
Непонятно, какое отношение имеет доклад ректора адвентистского духовного учреждения о духовно-нравственном воспитании молодежи в их учебных заведениях к социальному служению?!
На пресс-конференции, посвященной XXXI Международным Рождественским образовательным чтениям в 2023 г. представитель от организаторов Рождественских Чтений заявил: «вопрос многонациональностей и многоконфессиональностей нашей страны нашел свое отражение в форуме международных Рождественских чтений. На многих площадках у нас принимают участие представители традиционных для России конфессий. Находим общие точки, определяем, какие ценности должны защищать и сохранять…» (в ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная XXXI Рождественским чтениям).
Однако, пятидесятники, адвентисты и баптисты — это не традиционные конфессии для России. Самыми первыми в России появились баптисты, и первое крещение русских в баптизм произошло в 1867 г., т.е. по историческим меркам это весьма мало и значимого вклада в культуру, развитие науки и хозяйства Российского государства неопротестанты не внесли в отличие от лютеран.
Что же касается конфессий, с которыми Русская Православная Церковь может вести диалог, то требования к ним прописаны в принятом Архиерейским собором Русской Церкви документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:
«6.1. Связи Русской Православной Церкви с инославными христианскими общинами в странах СНГ и Балтии должны осуществляться в духе… прекращения прозелитизма на канонической территории Русской Православной Церкви.
6.2. Русская Православная Церковь утверждает, что миссия традиционных конфессий возможна лишь в тех условиях, когда она осуществляется без прозелитизма и не за счет «переманивания» верующих, особенно с использованием материальных благ».
В настоящее время пятидесятники, баптисты, адвентисты занимаются прозелитизмом среди православных, поэтому сотрудничество с ними в рамках Рождественских Чтений идёт в разрез с «Основными принципами отношения Русской Православной Церкви к инославию».
Пятидесятники, баптисты, адвентисты не относятся к инославию, а согласно указанному документу причисляются к сектам: «6.3. Православная Церковь проводит четкое различие между инославными исповеданиями, признающими веру в Святую Троицу, Богочеловечество Иисуса Христа, и сектами, которые отвергают основополагающие христианские догматы». Судя по тексту догматы не ограничиваются верой в Святую Троицу и Богочеловечество Христа, т.к. отсутствует местоимение «эти» в отношении «основополагающих догматов».
Еще одно принципиальное отличие между инославием и сектами лежит в области экклесиологии. Православная Церковь на основании апостольского правила 50; 7 правила Второго Вселенского Собора и 95 правила Шестого Вселенского Собора не признает крещение, совершенное в одно погружение (более детально по этому вопросу см.: Конь Р.М. Православная оценка крещения в неопротестантских ересях: исторический и канонический аспекты // Диакрисис. – 2024. – № 3(23). – С. 37-39). Следовательно, Крещение, совершенное в неопротестантизме (пятидесятничестве, баптизме, адвентизме) в одно погружение, а не в три погружения, Церковью не признаётся. Получившие такое крещение при присоединении к Православию принимаются через церковное Таинство Крещения, т.е. принимаются как некрещённые. В то же время Церковь признает крещение инославных, т.е. исторических протестантов (лютеран, англикан), поэтому неопротестанты не могут приравниваться к инославию.
Привлечение пятидесятников, баптистов, адвентистов к работе Рождественских Чтений, в которых принимают участие представители высшей государственной власти, способствует тому, что сами православные содействуют формированию в России их образа как респектабельных религиозных групп. Православные в регионах России сотрудничают с государственной властью и совместно отбиваются от назойливых пятидесятников, баптистов, адвентистов, которые хотят подключиться к социальным проектам в рамках работы с силовыми ведомствами, армией, в частности с УВД и ФСИН. Теперь же они получат сильный аргумент в пользу своего внедрения в государственные структуры, т.к. с ними сотрудничает Русская Православная Церковь.
Кроме того, в структуре Русской Церкви существуют специальные комиссии и отделы по антисектантской работе, церковные миссионеры трудятся над обращением и возвращением в Православие отпавших в секты. Сектанты, разочаровавшиеся в еретических учениях, желающие стать православными, проходят нередко весьма тернистый путь выхода из секты, обращаются в лоно Православной Церкви, обретая в ней Истину, подлинную евангельскую свободу и спасение. В епархиях и на общецерковном уровне проводятся сектоведческие конференции, на которых миссионеры делятся опытом по преодолению пагубных последствий для души пребывания людей в сектах.
И вдруг оказывается, что представителей сект, которые занимаются прозелитизмом среди православных, принимают на Рождественских Чтениях, которые проводятся на общецерковном уровне, для обмена опытом. Как это понимать?
Роман Михайлович Конь, заместитель председателя Комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы; член Миссионерского отдела Московской (городской) епархии, доцент Сретенской духовной академии
*Запрещенное в России движение