«Русская народная линия» проводит традиционный опрос авторов по итогам года. «Как бы Вы охарактеризовали 2024 год? В условиях Специальной военной операции, как изменилось наше общество в этом году? Какие позитивные и негативные тенденции отметите в уходящем году? С какими чувствами встречаете Новый 2025 год? Что ждёт мир в ближайшее время? - на эти вопросы отвечает доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов:
Для меня уходящий 2024 год – год не сильно сбывшихся ожиданий. Были некие процессы, которые не привели к качественным изменениям. Как говорил старик Гегель, количество не перешло в качество. А качество очень нужно. Не обязательно оно должно выражаться в возвращении к покою, комфорту и стабильности. Нет, может быть наоборот нам нужны потрясения для того, чтобы мы встряхнулись, ожили и заслужили что-то в этой жизни.
На мой взгляд, нам необходимы испытания как лекарство.
Даже если рассуждать чисто рационально, то в 2025 году могут быть потрясения, которые для кого-то окажутся слишком тяжёлыми и непереносимыми. Но хотелось бы верить, что мы выдержим грядущие потрясения.
Прежде всего, это связано с международной обстановкой – на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии, где всё только начинается.
Я полагаю, что, скорее всего, мы наблюдаем начало большой войны, которую уже сегодня называют Третьей мировой войной.
Также в 2025 год нас ждёт новый фактор – фактор Трампа. Он подаёт себя в качестве миротворца, но судя по тому, какие он собирается предпринять шаги, войдя в Белый дом 20 января 2025 года, может произойти обратное – обострение ситуации.
Теперь о ситуации в России. Как экономист я вижу, что в российской экономике накопились и даже переизбыточествуют противоречия и дисбалансы. И даже несмотря на то, что 20 декабря совет директоров Центробанка не повысил ключевую ставку, всё равно она остаётся на высоком уровне – 21%, что совершенно несовместимо с жизнью предпринимателей.
Поэтому, скорее всего, в 2025 году мы будем иметь стагфляцию – сочетание инфляции и даже не стагнации, а кризиса, потому что при столь высокой ключевой ставке многие предприятия уже дышат на ладан и готовятся к банкротству.
Инфляция неизбежна, потому что ключевая ставка её как раз и разгоняет, увеличивая издержки компаний на обслуживания долгов. Таким образом, перекладывая издержки на потребителей, рост цены и так далее. Вот такую я вижу картину на 2025 год.
Будем уповать на милость Божию к России!