Всё наше общество нуждается в оценке по поведению

О трудностях возвращения в школу оценок по поведению

Национальная доктрина образования  Закон об Образовании в РФ 
0
16
Время на чтение 7 минут

Во вторник, 10 декабря, на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Президент России Владимир Путин прокомментировал инициативу по возврату оценок за поведение, сообщают «Известия».

«Если оценка за поведение будет возвращена, то нужно, чтобы она на что-то влияла. <…> Она должна быть равноценной с другими оценками», — сказал глава государства.

По мнению Путина, данный вопрос требуется обсуждать, чтобы с помощью комплексного инструментария решать проблему неуважительного поведения отдельных учеников.

Депутат Виталий Милонов поддержал идею о возвращении в российские школы оценок за поведение.

«Я считаю, что оценивать нужно дисциплину и на уроках, и вне занятий, например, неправильные увлечения. Если школьник курит вейп, какая может быть пятерка за поведение? Тут только тройка, потому что такие поступки — это хулиганство настоящее», — поделился Виталий Милонов с беседе с АиФ.

По его мнению, министерству образования надо продумать, как в дальнейшем оценки за поведение будут влиять на аттестат об общем среднем образовании.

В мае сотрудники Института изучения детства, семьи и воспитания по результатам мониторинга ценностных ориентаций молодежи предложили Минпросвещения проработать и вынести на обсуждение вопрос о введении отметки за поведение в образовательных организациях.

В июне с аналогичным предложением выступил глава СПЧ Валерий Фадеев. Комментируя инициативу, министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что ведомство не против введения такой оценки, однако необходимо определить критерии ее выставления.

Инициативу прокомментировал в интервью «Русской народной линии» член Изборского клуба, кандидат филологических наук, преподаватель Оренбургской духовной семинарии Михаил Александрович Кильдяшов:

Мы живём в ту пору, когда наше общество нуждается в оценке по поведению, нуждается каждый человек, невзирая на возраст. К сожалению, мы отвыкли от того, что наше поведение, так или иначе, оценивается. Напомню, раньше были товарищеские суды, партийные разборы поведения. Конечно, порой с перегибами и абсурдом, но, тем не менее, всякий знал, что некая общность призовёт его к ответу за безнравственный поступок.

И сегодня пришло время выставления оценок по поведению. Нельзя, когда одни проявляют самоотверженность и героизм, другим при этом отсиживаться в сторонке и вести себя разнузданно.

Выставление оценок по поведению должно начинаться со школьной скамьи. Но вопрос в том, есть ли сегодня у нашего общества безоговорочные нравственные авторитеты, как Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Михайлович Достоевский, святой праведной Иоанн Кронштадтский, митрополит Иоанн (Снычёв)?

Я учитель по специальности, роду занятий (окончил два факультета педагогического университета) и по своему естеству, поэтому для меня педагогический труд – моё родное поприще, моя живая жизнь и непосредственная деятельность.

Я сам из того поколения, которому в школе ещё ставили оценки по поведению. Более того, если ты не имел «пятёрки» по поведению, то уже не мог считаться отличником.

Иногда нам любят навязывать образ просвещённого хулигана и разгильдяя. Но так не бывает – есть прямая зависимость между знаниями и этикой поведения. Особенно юному человеку, чтобы учиться, надо достойно себя вести. Это дисциплинирует и помогает сосредоточиться. А разгильдяю учиться некогда.

Инициатива по возвращению оценки по поведению крайне важна, но надо трезво понимать, с какими трудностями эта инициатива столкнётся. Во время учёбы в педагогическом университете мы часто слышали от своих преподавателей: если прежде в треугольнике – ученик, родитель и учитель – родители объединялись с учителями ради того, чтобы дети стали достойными людьми, то сегодня ученики вместе с родителями выставляют учителю суровый счёт заказчика.

Если мы продолжим относиться к образованию как к сфере услуг, то получится, что оценку по поведению можно заказать как услугу. Нынешним родителям навязали западную установку на то, что детям нельзя делать замечания, иначе, де, вы их вгоняете в тоску и депрессию, «закабаляете» личность, она не может развиваться и так далее. Это поколение, которому не принято было делать замечаний, уже на студенческой скамье.

И возникает вопрос: какие оценки по поведению возможны в этом случае? Любой родитель заявит: «Вы создали для моего ребёнка стрессовую ситуацию! Вы поставили "тройку" не просто по математике, а по поведению! Вы унизили моего ребёнка!»

Я ожидаю подобных выпадов.

Однажды моя студентка, у которой были трудности с воспитанием ребёнка, спросила меня: «Что нужно сделать в первую очередь, чтобы он вырос человеком?»

Я ей ответил так: «Надо привить с самого раннего возраста два чувства – страх Божий и стыд!»

Человек должен бояться незнания, бояться подвести людей, бояться опозорить родителей, бояться предать друга. Бояться и стыдиться быть дураком. Это сопряженные чувства страха и стыда – уберегает от многих ошибок. К сожалению, эти два чувства в современном молодом поколении отсутствуют. И в этом не их вина, а ответственность родителей, которые считают, что их неправильно воспитывали, а мы, де, воспитаем своих детей по-другому.

Я сегодня наблюдаю повзрослевших детей без страха и стыда, среди которых очень мало счастливых людей. Потому что они сталкиваются с тем, что жизнь, в отличие от родителей и учителей, сурово наказывает за их поведение. А они к этому не готовы и не знают, как реагировать – у них нет щита над сердцем, у них нет тех качеств, которые стали бы твёрдой почвой под ногами.

И ещё я боюсь, что эту историю с оценками по поведению очень скоро в системе образования забюрократизируют. Что это значит? Надо выставлять оценки. А как оценивать? По каким критериям? И начнут разрабатывать критерии, ФОСы (фонды оценочных средств) и прочее. Появится так называемое портфолио по поведению, где ученики должны будут отчитываться: вейпы не курю, бабушек через дорогу перевожу… Это всё может превратиться в абсурд.

А что по-настоящему надо для воспитания детей? Ведь хорошее поведение - это не что-то эфемерное, абстрактное. Хорошее поведение – это соответствие образцу, эталону, достойному примеру.

В советское время был пионер – «всем ребятам пример». В православных гимназиях учатся дети, как и всё поколение не изолированное от искушений века сего, но, тем не менее, для них ориентир – жизни святых подвижников, верующих людей.

А для рядового ученика кто является примером? Литературные герои? К сожалению, ныне уроки по литературе так устроены, что мы не имеем возможности через них воспитывать. Литература нужна теперь как материал для сдачи экзамена. И не более.

На мой взгляд, спасение в героях Специальной военной операции. Они должны стать примером для школьников. Однако в каждую школу каждый день ты не приведёшь героя. Невозможно забросить десант из участников СВО на уроки «Разговоры о важном» во все школы.

Герои СВО, конкретные люди, должны становится образами, символами, нашим культурным кодом. Они могут дать нам ориентир для достойного поведения. Если мы ставим задачу перед учеником иметь «пятерку» по поведению, то он сам нас спросит: «А "пятёрка", как у кого? Значит, я должен вести себя, как кто? Как герой корейского мультика?»

Мы об этом должны крепко подумать.

Еще раз подчеркну, что в этом вопросе не должно быть бюрократии. Это нравственный ориентир. Это во многом интуитивное, душевное, а не рассудочное понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Ученик, приходя домой, должен осознавать, что его родители безусловно уважают Учителя. Поэтому сегодня нужно повышать учительский авторитет. Государственная воля нужна? Нужна! Положительно прекрасный образ учителя создавать надо? Надо! В семье надо правильно относиться к учителю? Надо!

Для моих родителей учитель был непререкаемым авторитетом. Когда я учился в начальной школе, мои родители с благоговением говорили о моей первой учительнице. А если на родительском собрании учителя говорили, что я как-то не так себя вёл, то дома всегда приходилось держать ответ за недостойное поведение.  

Немного отойду от темы. Обратите внимание, как популярно стало семейное обучение. Для меня это педагогический нонсенс. Я видел результаты этого «домашнего обучения» - это «провальные ученики», которые ничего не знают. От чего такая популярность семейного обучения? От того, что родители убеждены, что на свете ещё нет таких учителей, которые достойны учить их «гениальных детей».

Может быть, первую очередь нужно выставить оценки по поведению некоторым родителям, а потом уже детям.

Конечно, оценку по поведению возвращать необходимо, но пусть в этом будем больше человеческого и меньше протокольного.           

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Кильдяшов
«Пушкин умножает мощь русского оружия»
В болезненном мороке и оголтелой злобе на Украине вновь снесли памятник поэту
27.11.2024
Наступила эпоха жертвенного отношения к счастью
О счастье для русского человека в свете тематического опроса ВЦИОМ
20.11.2024
Умом громам повелеваю
Онтологическая сущность критики
15.11.2024
СВО посрамила многие установки постмодернизма
В противостоянии нейросети и СВО идёт борьба постмодернизма и сакрального реализма
08.10.2024
«СВО – время великих, грозных, божественных тайн»
О цикле документальных фильмов «Именем героев»
26.08.2024
Все статьи Михаил Кильдяшов
Национальная доктрина образования
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Павел Тихомиров
12.12.2024 11:15
Трамп за белых, Трамп за бедных!
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.12.2024 10:45
Расследование показало: Covid-19 — рукотворный
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.12.2024 10:40
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
12.12.2024 10:30
«Несчастная страна!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.12.2024 10:29
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Сергей из НН
12.12.2024 09:31
Месть и закон по-коченевски
Новый комментарий от Рабочий
12.12.2024 09:18