С детства, четвёртого декабря, слышал такое выражение, такую пословицу. И в самом деле, в этот день теплело, морозы отступали, видимо, давая передышку перед вхождением в настоящую русскую зиму. Впереди были и Варваринские морозы, и Никольские, и Рождественские, и Крещенские, и Афанасьевские, и Сретенские.
Введение во храм – великий праздник. По сути, с него начинается Новозаветное время. С того события, когда девочка Мария, дочь Иоакима и Анны, была встречена с цветами и зажженными свечами около Иерусалимского храма. Родители исполняли свой обет: отдать дочь на служение Богу. Божия Матерь своими детскими ножками, сама поднялась по крутым ступенькам храма, и священник Захария, будущий отец святого Крестителя Спасова Иоанна, встретил Её и ввёл в Святая Святых, куда сам имел право входить только раз в год.
Служение отроковицы было судьбоносным для всех нас: Введение Её во Храм именуется как день предвозвещения Христа, день проповедования спасения человеков. День исполнения «смотрения Зиждителева». Пресвятая Дева именуется в молитве «священным сокровищем славы Божией», которое «днесь вводится в дом Господень… Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное».
Без этого дня не было бы явления в мире Сына Божия, Спасителя всех, приходящих к Нему. Пресвятая Дева вместила Невместимого, родила его, сохранивши девство. Родился Он, как луч солнца проходит через стекло, как потом Он приходил к ученикам сквозь запертые стены.
Великие страдания предсказал Ей Симеон Богоприимец. Это и представить невозможно: стоять при Кресте, на Котором умирает Сын. А как они, Она и Иосиф искали Сына, когда пришли на Пасху из Назарета в Иерусалим, и обрели Его в храме, в «Доме Отца», как назвал он храм, из которого потом изгонял Он торговцев и меновщиков. Которые доселе пытаются захватывать дома Молитвы.
И каждый год, когда сокращается светлое время дня, и хмурое небо опускается и приклоняет нас к земле, приходит к нам как величайшее утешение – праздник Введения во храм Пречистой Девы Марии. Счастье рождается в душе: мы не оставлены Богом, Он избрал лучшую изо всех когда-либо живших людей, Деву и доверил Ей Рождение Божественного Сына.
А до Рождества Его оставалось тогда лет десять, а для нас всего-ничего - месяц. Через месяц «для людей всех торжество: наступает Рождество». И нас не удивляет, а радует то, что есть храмы, в ограде которых в праздник Введения во храм расцветает верба. Обещая нам Сияние предпасхального Вербного Воскресения и спасительной Пасхи Христовой.
Владимир Николаевич Крупин, русский писатель, лауреат первой Патриаршей литературной премии им. свв. Кирилла и Мефодия
1. С Праздником!
В смиренной жизни Иоакима, Анны и Преблагословенной,
Родившей Господа Спасителя, Творца Вселенной.
В столь нежном возрасте, трех лет от роду, в мире другой несть!
Которая и не хотела в своей жизни предпочесть
То благо радости и счастия- искать Творца,
Смирением наполнить жизнь и обрести небесного Отца.
Быть в неразрывном с Ним единстве и во всех доступных
Ей обстоятельствах, в условиях земных, усилий совокупных,
Чувств, размышлений. И научена была родительской любовию, что человек
Любой, живет лишь потому, что Богом ввек
Любим. И может счастлив быть когда
Взаимно чисто любит сам. Тогда
И Воле Пресвятой во всем храняще послушание,
Благие Его заповеди исполняя- вот такое воспитание
Дало возможность девочке без раздражения,
Без страха дом, родителей оставить ради исполнения
Обета. И посвятить всю жизнь свою, и становясь честнее Херувим, славнее Серафим
При Храме Божьем жить, [венчающим Святой Ерусалим,]
Войдя в который, без подсказки и без помощи других, безвестной
Она сознательно поднялась по пятнадцати ступеням к месту,
Где ожидал ее первосвященник, принявший Невесту,
Благословивший добрые родителей и чудной дочери обеты
Святых Святое находилось за его спиною, где Ковчег Завета
Священный не стоял давным давно, что был исполнен Заповедей, Света.
Со всех сторон окован златом и имел над крышкой Херувимов золотых.
Склонившихся, и обращенных друг ко другу лицами, посланников святых.
Глава девятая, послания Евреям Павла, в нем четвертый-пятый стих.
Первосвященника духовному открылось взору благолепие ДевИчествА
В Отроковице непорочной грань, меж красотой несозданного Божества
И тварной, богозданною, богоподобною природой человечествА.
И если влюбимся мы в дивную, несказанную красоту
И идеалом станет нам она и уврачует нашу слепоту и глухонемоту- Преградой явимся тогда мы на пути Апостасии,
И сможем к Ней прийти, как было некогда в России,
Покуда находился пояс Богородицы в ее пределах,
Афонская святыня- прикоснемся к ней, как дети, смело-
В сознаньи властно возникает образ кроткой и смиренной
Отроковицы, Девы Богородицы. Из сердца человеческого очищенной
Радостоносной вырывалась песнь и покаянной и ликующей: Душа моя,
Величит Господа, возрадовался дух о Бозе Спасе и вся жизнь- Твоя
Прошенье устремим и, докучая Пастырю, представ в мольбах:
Пресвятый Боже, возсияй в наших сердцах
Богоразумия нетленный свет и дай нам зрение,
Отверзи мысленные очи в проповданий Твоих Евангельких небесных разумение,
Вложи и Заповедей страх блаженных в нас Владыко
Да плотские поправше похоти, пройдём путём духовным, вражеского рыка
Не убоясь. Всё яже ко благому угождению
И мудрствуя, и делая, чтоб всесвятого имени славление
Не оставлять, когда нас призовешь Ты в горние родительские кровы,
Нетленного исполненные света Первозданного, трегубо воспеваемых святынь,
Святых, чей подвиг разодрал рукописанья вражьего оковы,
Дев праведных и Деву Матерь Божию- Заступницу Небесную… Аминь