На днях одно из люто националистических киевских изданий опубликовало «российский план раздела Украины». Куда катится этот мир... Еще вчера небратья дробили Россию на 80, 40, но никак не меньше 20 государств, и вот от делёжки шкуры неубитого медведя перешли к шкуре собственного национального символа — вола. Ладно, просто быка, т.к. вол — это бык кастрированный. Но предложение озвучено, грех не поддержать.
Как утверждают хлопцы из «Интерфакс-Украина», «прогноз развития военно-политической обстановки в мире до 2045 года» был подготовлен не абы кем, а Минобороны России. Если, конечно, «источники в разведсообществе» не врут. Будем надеяться, что российские генералы оттягивались в свободное от служебных обязанностей время. А на шашлычках о чём только мужики не дискутируют.
То, что мир вращается вокруг Украины, это понятно. К 100-летию разгрома нацизма, это тоже понятно. Но в 2045-м раздел только начнется или уже закончится? Есть и другие вопросы. Так, в украинском разведсообществе уверяют, что «Россия может пытаться передать этот план США через представителей иностранных государств». Т.е. еще не передала, а значит, в Минобороны РФ завелся «крот»?! Или операция — «в процессе», т.е. в утечке виноват какой-то гондурасский дипломат, которого Андрей Белоусов попросил закинуть план в Овальный кабинет. Тогда гондурасца отменяем, привлекаем сомалийца. Хотя, теперь-то, после публикации, чего шифроваться? Можно хоть DHL отправлять. Но что потом? 20 лет переговоров Дональда Трампа и Владимира Путина до 2045 года?! Сплошные загадки. С другой стороны, план уж слишком прост: взять всё да поделить. Явно не профессора ВШЭ составляли. Нет, без армейцев здесь не обошлось.
Пока автор двое суток валандался с первыми тремя абзацами (выходные с шашлычками попутали) «BILD на русском» внёс ясность: Путин сам представит «свою идею» раздела Украины «новому-старому» президенту США. Где искать «кротов», вообще страшно подумать. Поэтому закрываем тему.
Итак, незалежную порезали на три части: «Новi регiони РФ», «Проросiйське державне утворення» и «Спiрне територii». Вот со «Спорных территорий» и начнем. Стоп! А с какого это бодуна они спорные? На выборах 1912 года в 4-ю Государственную Думу Российской империи подавляющее большинство избирателей Волынской губернии (а также Подольской, Киевской, Черниговской и Бессарабской) голосовали за «Союз Русского Народа» (ага, «черносотенцев»)! Да и остальная «Украина» — за относительно приличных тогда октябристов (Гучков, Родзянко). Ну, неблагонадежный Крым, понятно, за кадетов, от которых вся революционная зараза и пошла. Но это исключение!
В общем, никаких споров. Сначала эффективный контроль Россией всей территории Украины, а затем, возможно, учёт интересов соседей (по «Интерфакс-Украина»: «Будущее этих территорий должно решаться между Россией и другими сопредельными государствами — Венгрией, Польшей, Румынией»). В любом случае предметом переговоров могут быть только пять областей: три — исторической Галиции, Черновицкая (Северная Буковина) и Закарпатье (Подкарпатская Русь). Практически то, что было по западную сторону границы России и Австро-Венгрии в 1914 году.
Карта 1
А здесь трудноразрешимые нюансы. Самый легкий — православный Кременецкий район со знаменитой Почаевской лаврой. Исторически он относится к Волыни и в 1939 году был включен в состав Тернопольской области чисто по административным соображениям. Передаём его Ровенской области (исторически это такая же Волынь, как и соседняя область с центром в Луцке, «узурпировавшая» название «Волынская»).
Не слишком сложен и вопрос с Черновцами, где накануне Второй мировой русины (украинцы) составляли 11% населения, уступая евреям, румынам и немцам (это по городу, но и по будущей Черновицкой области украинцы составляли едва половину населения). Сугубо личное мнение автора таково, что, требуя уважения к идее Русского мира, следует проявлять уважение к православному Румынскому миру. С границей России строго (!) по Днестру. А вот западнее Днестра те самые нюансы. Никакой «сдачи» Молдавии и тем более западной части Одесской области (до 1954 года — Измаильская область), Бендер, Гагаузии и болгарского Тараклийского района Молдавии быть не может.
Лучший вариант: создание некой Бессарабской конфедерации в составе Измаила, Гагаузии, Тараклии, Бендер — государства, дружественного России. Настолько дружественного, чтобы его граждане даже не замечали разницы. Но вне границ России. А Румыния должна очень серьезно пересмотреть свои внешнеполитические приоритеты, чтобы стать привлекательной для народов Южной Бессарабии и Северной Буковины. А это работа на десятилетия. К чему такие сложности? Если кто-то еще не понял, то ответ: так надо. Не шарите в геополитике, не спорьте.
Статус пяти областей Западной Украины примерно такой же, как у Южной Бессарабии — условная независимость. Только вместо дружбы с Россией эффективный контроль со стороны России. Вообще-то, «эффективный контроль» это благопристойный синоним оккупации, но, согласитесь, звучит приятнее.
Принципиально важно то, что граница России от Черного моря до Бреста пройдёт «метр в метр» по самой «ровной» из когда-либо существовавших западных границ России — по границе 1800 года. А затем с небольшими в обе стороны отклонениями идет до Гродно (по линии нынешней польско-белорусской границы). Итого четыре пятых (!) границы-1800. А зачем нам граница-1800 и еще одна сопредельная территория с сомнительным статусом?
Карта 2
Объясняем. И это самое важное в статье. Решение каждой задачи («задачки») должно быть подчинено решению сверхзадачи. Которая в свою очередь является «задачкой» для сверхзадачи более высокого уровня и так далее. «Ради чего мы это делаем? Чтобы "закрыть вопрос"? Нет! Ни в коем случае! Каждое решение должно открывать путь к решению еще более важных для нас задач!».
Например, вопрос границ в ходе урегулирования «украинского кризиса» среди прочих важных целей (воссоединить, отодвинуть угрозы и т.п.) должен служить более важным целям. В данном случае открываются возможности для решения таких сверхзадач, как раскол противника — НАТО и нейтрализация русофобских режимов вдоль наших границ! Не за счет разбрасывания «кемскими волостями», а за счет полученного в распоряжение материала. И здесь только одна сложность.
Граница-1800 — это явное и недвусмысленное предложение Берлину воспользоваться уникальным шансом вернуть национальные границы Германии с 13 века по середину 20-го. А как же Калининград?
Чего мы вправе ждать от Германии? Во-первых, понимания чувствительности темы Калининграда для России и разделения процесса: Померания, Силезия, южная часть Восточной Пруссии и Мемельский край это одно, Калининградская область — другое. Во-вторых, собственных усилий и практических шагов: выхода из НАТО и совместных с Россией действий по ликвидации влияния этой преступной организации в Восточной, Юго-Восточной и Северной Европе.
Конституция РФ запрещает действия и призывы, направленные на отчуждение части территории РФ (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации). И если демаркация — это размежевание на местности («установка столбиков»), то делимитация понятие гораздо более широкое, это определение на картах общего положения и направления границы между сопредельными государствами путём переговоров. И нигде не оговаривается, какими участками в ходе дружественных переговоров стороны могут обмениваться в рамках делимитации, исходя из соображений взаимной выгоды: акрами, гектарами, квадратными километрами.
Площадь Калининградской области — 15 тыс. кв. км., площадь, контролируемая прибалтийскими русофобскими режимами (без Мемельского края и левобережья Немана, входившего некогда в состав Царства Польского) — 160 тыс. кв.км. Наверное, Вильно, Ковно, Двинск (Борисоглебск), Режица (название «Резекне» это же ужас какой-то), Либава (а лучше Любава, как называли город царские офицеры), Рига (старинное заимствование в русском языке из финских: «рига» — сарай для сушки зерна), Юрьев, Колывань (так называемый «Таллин») могли бы стать хорошей основой для размена.
Финляндии за прошлые заслуги (сколько лет умудрялась благодаря нейтралитету «двух мамок сосать») можно дать еще один шанс. Граница примерно по Абосскому миру 1743 года (после развязанной Швецией «войны-реванша») — у Котки. Аландские острова, Ханко и Порккала-Удд — военные базы РФ. Плюс на шведском Готланде и датском Борнхольме. Чтобы даже дурные анекдоты про «Балтику — море НАТО» и досмотр российских судов в Датских проливах никому в голову не приходили. Привет господину Киммо Ярва, мэру финского города Лаппеенранта, мечтающему, чтобы в его огород упала дорогая атомная бомба (зачеркнуто) чтобы в его городе была размещена база НАТО.
Карта 3
Граница-1800 — это также предложение... Варшаве получить со временем вменяемые границы. Если польский народ найдёт в себе силы покончить с извечной русофобией. Что значит «вменяемые польские границы»? Удивительно, но в Польше различают три исторических варианта своих национальных границ (не считая четвертого — имперского, Речи Посполитой).
Первый тип — границы династии Пястов с 9-го по 14 век; это границы, напоминающие нынешние — от Одера до Западного Буга. Второй тип — границы династии Ягеллонов с 14 века по 1569 год (Люблинская уния и создание Речи Посполитой); это границы уже без Померании и Силезии, но с присоединенными Галицией и частью Волыни. И никогда (никогда!) Польша не имела границ, включавших и Одер-Нейсе, и Галицию! Более того, свою нынешнюю западную границу Польша получила в 1945-м именно в качестве компенсации за «восточные кресы». Ну и на каком основании Москва будет обсуждать с Варшавой судьбу областей Западной Украины?
Строго говоря, между Пястами и Ягеллонами на польском престоле немного посидела венгерская ветвь Анжуйской династии, когда Польша уже потеряла западные земли, но еще не присоединила восточные, однако поляки не любят об этом вспоминать и называют третий тип своих исторических границ (который, ясное дело, считается позорным и унизительным) «границами Герцогства Варшавского» — кратковременного образования эпохи наполеоновских войн.
Одним словом, если Польшу не устраивают границы герцогства, то ей придется очень постараться, чтобы получить границы Ягеллонов — Галицию. Вопрос в том, как России будет выгоднее разыгрывать «галицкую карту»: то ли защищать права галичан в польском государстве, то ли поставить перед Варшавой условие исключить пропаганду какой-либо галицкой (украинской) идентичности на территории Польши. То ли добиваться... того и другого одновременно: многовековая российская дипломатия и не на такое способна.
Резюмируем. Задачей Польши на многие десятилетия должна стать (по ее инициативе!) «братская дружба» с Россией, чтобы в Германии никто не думал о каких-то других, «более справедливых» границах (с Данцигским коридором, Позеном/Познанью и т.п.), и чтобы сама Польша, наконец, вернула себе Львов. Пусть хоть с российским гарнизоном. Не то, чтобы русофобия будет полностью излечена, но на какую-то ремиссию надеяться можно.
Ну а Подкарпатская Русь превратится в «курьёз Европы». Самоназвание народа — русины. Большинство верующих — православные. «Маленькая Русь», отделенная от «Большой» землями под контролем папистов. Какие-то права Венгрии на эту территорию — чушь несусветная. В Словакии венгры составляют 8% населения, в Закарпатье — 12%: цифры сопоставимые. Буквально «слизать» словацкое законодательство в части прав венгерского меньшинства и жить не тужить.
Но как бы то ни было, решение судьбы «пяти областей» («Карпатороссии», «Рутении» и т.п., пусть даже «Галиции», несмотря на то, что две области к ней не относятся) займет десятилетия, гораздо дольше 2045 года. И надо быть готовыми к тому, что, если Румыния, Германия и Польша не вразумятся, что ж, на границе-1800 свет клином не сошелся. Но! Повторим. Другая граница, которую мы получим, увы, не помогает решать сверхзадачи к западу от нее: с Румынией, Польшей, Германией, НАТО. Просто кордон и железный занавес.
Идем далее на восток. Киев не может быть столицей «пророссийского государственного образования». Во-первых, потому что любая Украина — пророссийская, дружественная, союзная, братская, целующаяся взасос — это заход на новый круг танца на граблях. Во-вторых, в чьих руках Киев, тот и власть. А ее противники — сепаратисты и оккупанты. В конце концов, Киев — это Великороссия (см. «Киев — это Великороссия: ответ на территориальные претензии к России»). Помогаем национально мыслящим киевлянам национально мыслить вне стен «Матери городам русским» (ибо см. выше: сепаратисты), присваиваем Городу столичный статус — и дело с концом.
Столичный статус — по законам Никколо Макиавелли, который советовал французскому королю, присоединив Италию, непременно перенести туда столицу: ничто так крепко не свяжет воссоединенные земли с государством. Санкт-Петербург с Сенатом и Конституционным Судом — «Северная столица», Киев с Государственной Думой — «Южная столица», а Москва просто конституционная столица, резиденция правительства. Ой! Батьку забыл... Будем совместные заседания Федерального Собрания — Сената и Госдумы — проводить в Минске! А в Казани — форумы с участием «Глобального Юга» — больше столиц, хороших и разных. Извините, увлекся.
В общем, то, что «Интерфакс-Украина» и «BILD на русском» называют «пророссийским государственным образованием» может располагаться только западнее Киева. Пусть хоть сразу за околицей — за речками Ирпень и Стугна, там, где граница проходила больше века между русско-польской войной 1654-1667 годов и 2-м разделом Речи Посполитой (1793 год), но западнее Киева! Иначе всю эту бодягу и начинать не стоило. Это государственное образование можно даже называть «Украиной», только не с польским ударением (УкраИна), а с правильным: УкрАина, в живой речи: Украйна (см. «Воссоединения Украины с Россией не было, или «Зеленский, учи албанский»). И со столицей где-нибудь в Шепетовке, Жмеринке или Крыжополе. Чисто для прикола, чтобы спрашивать небратьев: «Ну и что вы там квакали на своих болотах, когда русский Киев уже был древним городом согласно решениям Политбюро ЦК КПСС о его 1500-летнем юбилее?».
Соответственно, всё, что восточнее Укрáины, это «Новые регионы России». Наверное, 20 лет до 2045 года укрáинцам под эффективным контролем России вполне хватит, чтобы понять, кто они, и встать на правильную сторону истории.
Тут бы и закончить, но всеми нами любимый американский сенатор Линдси Грэм* откликнулся, наконец, на призыв Зеленского: «Берите! Всё берите!» и выступил с программным заявлением: «Украина — самая богатая страна Европы» (уран, титан, литий, графит и т.п. на 7 трлн долларов) и «Эта война — из-за денег. Никто не хочет об этом говорить. Мы вернем свои деньги и обогатимся за счет редкоземельных металлов — и Украина тоже выиграет». Так в чем же дело? США ведь не собираются грабить Украину и выменивать все эти богатства за бусы, верно? Но тогда и Россия может всем этим с США торговать!
Правда, картинку подпортил украинский экономист Алексей Кущ, понятно, свидомый, тем не менее, он намекнул, что речь таки о бусах. Аналитик утверждает, что собственно сырья, которое можно извлечь в ближайшие 50 лет при комплексном освоении природных недр, на Украине примерно на 1 трлн долларов. Если его продавать, как сырье. А вот если перерабатывать с эффектом мультипликатора 1:10 (как для титана), «тогда 1 трлн дол природных запасов легким движением руки превращается в 10 трлн дол, из которых 9 трлн — добавочная стоимость в виде сложной продукции. А это рабочие места, налоги, инфраструктура, спрос на инновации (развитие науки) и квалифицированную рабочую силу (развитие образования)». Ну, последнее он пишет явно не сенатору: «проблемы индейцев шерифа не волнуют».
Проблема (для «инвестора в войну» Грэма и Зеленского-«распродавца», на что опять же намекнул одной фразой Кущ: «Тут еще важно, где пройдет линия фронта на дату прекращения войны») в том, что почти половина указанных богатств находится на территориях, уже вошедших в состав России, а если мы зайдем в Днепропетровскую область, еще только в ее левобережную часть, станет больше половины. Долго Донбасс дотационным не будет. А за Кировоградской и Черкасской областями самое интересное вообще заканчивается. Так что версию того, что «план» сочинен командой Трампа в качестве задела для будущих переговоров, отметаем: он им неинтересен.
Общее место прогнозов: Трамп не политик, а бизнесмен, и будет вести переговоры по Украине в соответствующем ключе. Что ж, прекрасно: пусть думает, как бизнесмен. Если же надеется «кнутом и пряником оторвать Россию от Китая» (см. «Ударить "в радиусе воронки от польской границы". А потом всё же поговорить»), то и это его право: пусть надеется, не надо никого расстраивать раньше времени.
Что же касается значения этого очередного «плана», то здесь закономерность давно и хорошо известна. У одной стороны неизменная формула: «Задачи поставлены, и они будут выполнены», у другой усиливающееся бурление идей, призывов, вбросов. Первая сторона сильнее, вторая — слабее.
Альберт Акопян (Урумов), публицист
*Внесен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов