На днях Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, обязывающий нотариусов своевременно информировать наследников о неисполненных кредитных обязательствах наследодателя, сообщает РИА Новости.
В действующем законодательстве не определен порядок информирования наследников о кредитных долгах наследодателя на момент его смерти. Зачастую наследники узнают об этих долгах лишь после принятия наследства, получив требования кредиторов. А если кредитные долги равны или превышают стоимость наследного имущества, принятие наследства становится экономически нецелесообразным, отмечается в пояснительной записке.
Новый закон обязывает нотариусов, ведущих наследственные дела, не позднее трех рабочих дней после открытия такого дела запросить в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ) информацию о бюро кредитных историй (БКИ), где хранится кредитная история наследодателя, либо об ее отсутствии. При наличии такой информации нотариус в течение трех рабочих дней со дня ее получения должен обратиться в соответствующее БКИ для получения кредитного отчета.
При этом Федеральная нотариальная палата должна обеспечить формирование и направление таких запросов в ЦККИ и БКИ, а также получение ответов на них посредством единой информационной системы нотариата. Информация из каталога и бюро через эту систему предоставляется в электронной форме на безвозмездной основе не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса.
После получения информации из ЦККИ и БКИ нотариус не позднее трех рабочих дней должен известить наследников, подавших ему заявления о принятии наследства, об отсутствии или наличии неисполненных долговых обязательств наследодателя и об их размере. Нотариус обязан сообщить наследникам о наличии таких обязательств и в случаях, когда сведения о них получены из иных источников. Нотариус извещает наследников либо письменно по известному адресу места жительства или электронной почты, либо при личной явке.
Кроме того, уточняется, что справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев будут выдаваться кредитной организацией не нотариальным конторам, а нотариусам по находящимся в их производстве наследственным делам. Соответствующие изменения вносятся в законы «О банках и банковской деятельности», «О кредитных историях» и в основы законодательства РФ о нотариате.
Закон должен вступить в силу через год после официального опубликования. Предполагается, что он поможет наследникам своевременно принимать экономически рациональные решения о вступлении в наследство или отказе от него. Это, в свою очередь, позволит снизить уровень закредитованности граждан.
Принятый законопроект проанализировал в интервью «Русской народной линии» адвокат Александр Валентинович Тимофеев:
Действительно, в соответствии с законом наследство состоит не только из имущества и прав, но и из обязанностей и долгов. И нередко возникает ситуация, когда долги наследодателя превышают его имущество, либо наследство вовсе состоит только из долгов. Прежде всего, это связано с сильной закредитованностью нашего населения. Есть случаи, когда кредитная организация даёт кредит, несмотря на явную неплатёжеспособность клиента либо на наличие у него просроченных кредитов, иногда выданных той же кредитной организацией (а это свидетельствует уже о недобросовестности такой организации, которая своими действиями загоняет заемщика и его наследников в долговую каббалу). В итоге наследники, приняв наследство, например, путём подачи заявления нотариусу, к своему неподдельному удивлению обнаруживают, что долги наследодателя превышают стоимость его имущества либо наследство состоит из одних долгов. После принятия наследства неожиданно выстраивается очередь к наследнику из бойких многочисленных кредиторов.
Из своей юридической практики мне известны подобные трагические случаи, ведь наследник, принимая наследство, всё-таки надеется прирастить своё имущество, а в итоге получает чужие долги, неожиданно ставшими его, втягивается в дорогостоящие бесконечные судебные тяжбы и несёт непомерные расходы на представителя.
Принятия обсуждаемого законопроекта давно назрело. Этот проект закона важен хотя бы потому, что он реализует право наследника либо принять наследство, либо вообще его не принимать, если он видит, что не получит ничего, кроме проблем и долгов. Ранее решение о принятии либо непринятии наследства принималось наследниками вслепую, без какой-либо возможности заблаговременно узнать, из чего состоит наследство, что зачастую приводило к принятию «кота в мешке» (нежелательного наследства).
С учётом сказанного полностью поддерживаю законопроект. Единственное, остаётся лишь выразить удивление, почему он не был принят ранее.