«Столыпин» без Столыпина

Новый телесериал противоречив и неоднозначен

0
696
Время на чтение 9 минут
Фото: Снимок с экрана

С 5 ноября на телеканале «Россия» началась премьера сериала «Столыпин». Это новый взгляд на биографию Петра Аркадьевича, пишут РИА Новости. Своими впечатлениями от просмотра фильма делятся помощник главного редактора «Русской народной линии» писатель, публицист Павел Вячеславович Тихомиров и адвокат Александр Валентинович Тимофеев. (А в качестве послесловия - впечатления нашей юной зрительницы, ученицы 11 класса Татьяны Головачёвой).

 

Александр Тимофеев: Премьера ожидаема…

Сериал разочаровал. Фильм рекламировался как исторический и биографический. Но он оказался лишен историчности, а жизнь Столыпина показана эпизодами, без развития, без естественной полноты и разносторонности, которые и делают жизнь человеческую насыщенной, интересной и познавательной.

Соглашусь с одним из критиков, который метко заметил отсутствие в «Столыпине» самого Столыпина: «Только ведь сериал не о бомбистах Михаиле Соколове и Наталье Климовой, а о главе правительства России в период царствования Николая II Петре Столыпине. А его по факту нет, только одни лишь разговоры о нем, и о том, как его ликвидировать.

Но ведь зрители ожидали увидеть фильм именно о Столыпине, о его семье и его государственных реформах. Увы! Тогда бы следовало назвать проект не "Столыпин", а "Покушение на Столыпина" или просто "Покушение". Но, уверен, в таком случае его бы ожидало гораздо меньшее количество зрителей. То есть, ожидали одно, а получили совсем другое».

Мельком и впопыхах о столыпинских реформах, совсем ничего о взаимоотношениях Столыпина с монархическим сообществом, которое как раз в тот период находилось в расцвете и было необычно многочисленно. В фильме нет ни Императора, ни придворного окружения, ни Церкви. Главные персонажи сериала — бомбисты, и где-то вдалеке и мимоходом проносится Столыпин.

 «Российская газета» называет сериал масштабной исторической драмой. Драматизм, пожалуй, присутствует в фильме, но историчности и тем более масштабности, эпичности он полностью лишен.

Уверен, зритель не узнает о Столыпине из этого сериала ничего нового, ничего сверх того, что преподается в школе.

Недоумеваю… О чём же фильм? Зачем он создавался? И в чём заключается «новый взгляд» на Столыпина?

Павел Тихомиров: Прежде всего, соглашусь с тем, что в «Столыпине» собственно Петра Аркадьевича и нет как такового. Его очень мало во всей этой истории. История как будто рассказывает не о нём, а о метаниях заблудшего юноши, решившего посвятить себя революционному террору. Сам же Столыпин представляется каким-то высокопоставленным бруталом, который, впрочем, озвучивает правильные вещи. В этом смысле старый сериал значительно глубже. Но это – как потом оказалось – было лишь первое впечатление.

Не совсем соглашусь с тем, что в новом сериале совсем не отражено взаимоотношений Столыпина с придворной фрондой.

Например, для тех, кто более-менее в теме, был важен эпизод со вдовствующей Императрицей Марией Фёдоровной. Ведь в среде нашего брата, конспиролога, фигура Дагмар занимает особое место. Без неё, возможно, и Февраля бы не случилось. Сапиенти сат.

Понятно, что показать взаимоотношения премьера с монархическим сообществом очень сложно, поскольку люди оперируют стереотипами, и «хорошим» монархистам, т.е. либерал-консерваторам, противопоставляются «махровые черносотенцы», которых постсоветские граждане воспринимают вполне в соответствии с теми карикатурами, которые были созданы во время исторического материализма.

А вот полное отсутствие в кадре Императора – по-моему, это сознательный ход. Возможно, создатели картины просто поступили так из чисто эстетических соображений, дабы, с одной стороны, не штамповать очередного «картонного героя», а с другой, дабы не заниматься фабрикацией карикатуры. Подобно тому, как это было сделано в старом сериале. Когда из Государя Николая Александровича слепили образ эдакого «эскейписта», интересующегося лишь семьёй и слабо представляющего современные ему общественно-политические реалии.

Это что касается некоторых штрихов в твоей, Александр, реплике.

А вот сам фильм мне скорее понравился.

Дело в том, что в нашем патриотическом сообществе переосмысление «красного проекта» уже, на мой взгляд, перешло всякие разумные границы. И нужно людям снова напоминать о демонической сущности людей, делавших Революцию.

Да, признавая системные проблемы империи и т.д. и т.п.

Александр Тимофеев: Я бы не стал говорить, что сериал столь плох, что у него вообще нет достоинств. Достоинства есть, на одно из них ты, Павел, уже обратил внимание. Имею в виду великолепный эпизод — встреча Столыпина с вдовствующей Императрицей Марией Фёдоровной. Эпизод замечательный и совершенный, и я бы не изменил в нём и малейшей детали.

Есть и другое достоинство — образ государственного деятеля, честного и неподкупного, являющегося любящим многодетным отцом, верным супругом, храбрым мужчиной и православным христианином. Качества редчайшие в наше время! Но, Столыпин показан более нравственным человеком, чем образцовым государственным деятелем. Вместо величия личности быковатость и самоуверенность, хотя на фоне нечленораздельно мычащих оппонентов (лишённых разума и дара слова по прихоти создателей сериала) киношный Столыпин может показаться большой величиной. Образ, созданный авторами и актёром, симпатичен, но лишен харизмы, величия и внушительности.

Готов согласиться с твоим предположением, что режиссёр осознанно не показывает Императора Николая II. Действительно, кинематографистам до сих пор не удалось создать адекватный, правдивый образ Царя. По обыкновению киноделы, отечественные и зарубежные, впадают в одну из двух крайностей: Николай II выходил милым семьянином (как бы сказали подростки: няшным) и никудышным государственным деятелем, либо образцовым семьянином, но уже дальновидным, деятельным правителем, по своей энергичности и вездесущности не уступающий Петру Великому. Оба образа лживы.

Увы, скромные достоинства сериала не позволяют считать сей фильм ценным произведением и главным образом из-за отсутствия в нём атмосферности. Словцо модное, но не лишенное глубокого смысла. Нет в сериале исторической обстановки. Столыпин помещен в безвоздушное пространство, свободное от живых людей и конкретных исторических обстоятельств. И слышно в этой пустоте нудное столыпинское завывание: дайте мне двадцать лет покоя…

А ведь главная ценность хорошего исторического произведения — книги, фильма, картины заключена в помещении конкретного человека в конкретные исторические обстоятельства. Тогда и Иоанн Грозный, и Пётр Первый и даже Сталин уже не кажутся неадекватными безумцами с патологической душой.

В сериале же картонный Столыпин помещён во внеисторический вакуум — скучно и непознавательно.  

Павел Тихомиров: Да, согласен, Олег Клишин, представляя Столыпина, показывает аристократа, а Александр Устюгов – какого-то викинга. Вместе с тем, если говорить о режиссуре, то многие крылатые фразы, принадлежавшие Петру Аркадьевичу, в новом сериале звучат гораздо сильнее и проникновеннее. Конечно, можно объяснить это возросшими за прошедшие два десятка лет киношными возможностями и определённой «набитостью руки», но тем не менее, Столыпин в старом сериале аристократичен, но не убедителен, а в новом – неаристократичен, но убедителен.

Поэтому, если говорить не об исторической правде, а о мастерстве донесения посылов, то тут новый фильм удался.

Согласен с тем, что нет тут ни панорамы, ни атмосферы. В этом смысле старый сериал несравненно сильнее. Богров там полноценный персонаж, революционеры показаны колоритнее – есть среди них и фанатики, есть и подлецы, есть и просто дурачки, бесящиеся с жиру, есть там, в конце концов, и Савинков, и Азеф. Разложение тоже показано гораздо убедительнее. Изображающий фавна танцор, эстетично кривляющийся под Дебюсси, и накокаиненная публика – это и есть Серебряный век.

В новом фильме всё проще. Революционеры – это просто подонки, а декадентство сводится к водке и собранию каких-то футуристов.

Но, если говорить о дидактичности, то так – доходчивее. Да, проще. Но не стоит переоценивать уровень наших юных современников. Так что если перед создателями сериала ставилась некая педагогическая задача, то, пожалуй, они с этой задачей справились вполне.

Всё сконцентрировано вокруг мятущейся фигуры вымышленного персонажа. Это и даёт возможность выстроить развитие характера, это и позволяет смоделировать процесс покаяния конкретной личности – герой ведь сбегает из под ареста не ради спасения, но ради того, чтобы попытаться во что бы то ни стало предупредить Столыпина о готовящемся покушении.

Мы видим условного государственника-созидателя и условного революционера-разрушителя. А достоверные детали – Азеф с Савинковым или демонстрации той или иной идейной позиции (хоть «распутиниада», хоть, напротив, демонстрация национального состава боевиков)… всё это, возможно, отвлекло бы от эпичности противопоставления антагонистов.

 

P.S.

А вот реакция представителей младшего поколения.

Слово нашему автору – ученице 11-го класса г. Железногорска Курской области Татьяне Головачёвой:

История, Российская империя, жизнь, несправедливость, жестокость, любовь - всё это о сериале «Столыпин» . Уверена, что у сериала есть все шансы набрать популярность. Но не благодаря отличному сюжету или чему-то особенному, а потому что сериал получился об исторической личности, которую знают все.

При просмотре сразу возникает вопрос по поводу такой краткости. В сериале всего лишь 6 серий, неужели создателям было неинтересно рассказать зрителю больше о такой интересной личности? Тем более, я уверена, что рассказать было что, а история сократили настолько, что толком я и не успела впитать в себя всю атмосферу.

С другой стороны, они не затянули сериал, как могли бы. Но 6 серий - подозрительно мало о таком выдающемся человеке, который сделал немало для нашей страны. Да и сама история начинается уже тогда, когда Петр Столыпин имеет 6 детей, и о личной жизни, по сути, мы ничего и не узнаем, а мне вот интересно было бы. Ведь очень важна нравственная подоплёка, которая закладывается в юношестве. Подробнее прочитав о Столыпине из книг, узнала, что их история знакомства с женой была весьма интересна. Но как я понимаю, цель создателей заключается в том, чтобы отразить время реформ Столыпина.   

Актёрский состав сыграл здесь главную роль. Все они так хорошо вжились в свои роли, что я ощущала, что действительно смотрю что-то историческое и, должно быть, особенное.

Роль Алексея досталась Юрию Насонову, он присутствует буквально в каждом эпизоде. И несмотря на то, что актер здесь показан в негативной роли, он почему-то вызывает некую симпатию. И вообще, смотрится в кадре хорошо.

Ещё выделю - Стасю Милославскую, Александра Яценко, Екатерину Чаннову.

Хочется написать ещё о декорациях и месте съемок. Похвалю сериал за атмосферу. Лошади, кареты, дамы в длинных платьях и эффектных шляпках, интерьеры роскошных ресторанов и убогость нищенских лачуг. Всё это помогает зрителя перенестись в ту самую эпоху.

В общем и целом, сериал очень хороший, да, возможно романтизирован, так как Столыпин был человеком весьма настойчивым и имел тяжёлый характер, но всё же в кинокартине показана очень важная часть его жизни, его огромный вклад в историю нашей могучей страны.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Ответ на 4, Очевидец:

Спасибо, очень интересная реплика.
Маленькое замечание: Богров был не анархистом, а персоналистом по убеждениям. Формально состоя в боевом крыле Социалистов-Революционеров Савинкова.
Павел Тихомиров / 15.11.2024, 18:45

4. Пётр Столыпин. Реформатор эпохи великих потрясений

Кем был для России Петр Аркадьевич? Сын героя обороны Севастополя, генерал-лейтенанта А.Д. Столыпина, предками и родственниками которого были полководец А.В. Суворов, поэт М.Ю. Лермонтов, дипломат А.М. Горчаков, он беззаветно служил Отечеству. "Горячий приверженец порядка и законности, просвещенный политик, экономист, юрист, крупный административный талант".Петр Аркадьевич пережил десять покушений. Десятое оказалось фатальным…После смерти политика из его бумаг таинственно исчез большой и подробно разработанный план переустройства России (о его наличии рассказывали старшая дочь и ее супруг). Это была, как сейчас принято говорить, «дорожная карта» дальнейшей либерализации политической и экономической жизни страны — постепенного «разжимания кулака», в котором она была сжата. Лишь в 1956 году в Нью-Йорке вышло исследование философа и культуролога Василия Зеньковского, в котором пересказывался этот столыпинский суперпроект, хотя сомнения в подлинности не развеяны до сих пор... именно из-за этого плана и убили Петра Столыпина, ведь проект был теми рельсами, по которому локомотив под названием Россия мог бы на все парах улететь в светлое будущее. Но слишком много людей — как внутри страны, так и за ее пределами —очень этого не желали. Возникло подозрение в причастности к убийству самой полиции, председатель III Государственной Думы А.И. Гучков говорил:невозможно разобрать, кто убил премьер-министра -революционеры или полиция. Стало известно,что анархист Дмитрий Богров состоял осведомителем охранного отделения и прошел в театр по пропуску, выданному ему охранкой. Была и другая точка зрения - Столыпина убрала одна из группировок при дворе. Характерно, что сам Столыпин незадолго до смерти однажды сказал:"Меня убьют и убьют члены охраны".Богров после роковых выстрелов прожил еще 11 дней.После убийства Столыпина многие состоятельные евреи стали спешно покидать Киев, так как боялись мести. Богров принадлежал к известному в Киеве и весьма преуспевающему еврейскому роду.Его настоящее имя-Мордко Гершов.Землевладелец на одном из заседаний высказался,что«…нам нужна рабочая сила человека, нужен физический труд и способность к нему, а не образование. Образование должно быть доступно обеспеченным классам, но не массе.».На это Столыпин резко его осадил:«Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведёт к анархии…».Что касается жизни крестьян,то реформы Столыпина, вопреки советским мифам, начали приносить свои главные плоды как раз после 1911 года — благодаря законодательным актам 1911\1912 гг. В 2000 году учёные с помощью компьютеров проанализировали большие массивы данные официальной статистики землеустройства, издававшиеся ГУЗиЗ (Главным управлением земледелия и землеустройства РИ); результаты этого анализа были опубликованы в докладе «Динамика землеустройства в ходе Столыпинской аграрной реформы. Статистический анализ ».
Очевидец / 15.11.2024, 16:31

3. Ответ на 2, Рабочий:

Впрочем, нахожу время, чтобы зайти на РНЛ. А куда еще заходить?

А никуда и не надо. Для русского православного человека всё здесь, в сконцентрированной форме. Отдушина. Глоток чистого, свежего воздуха. Пища для ума, сердца и души. За что редакции, во главе с уважаемым Анатолием Дмитриевичем, огромное спасибо.
Алекс. Алёшин / 13.11.2024, 17:57

2.

Друзья!
Просто напишите имена сценариста и режиссёра (актеров не обязательно).
Поверьте, нет времени у простого человека искать это самому. Ингода не достает времени на утреннее или вечернее правило. Впрочем, нахожу время, чтобы зайти на РНЛ. А куда еще заходить?
Рабочий / 13.11.2024, 14:34

1. Даже иноагенту и беглецу Андрюше Караулову, который постоянно "топит" за Россию и Путина

не понравился этот фильм. Очевидно и ясно давным--давно, что величайший отечественный, российский и советский кинематограф --канул в историю ! Ну хорошо, хоть в историю, а не в могилу совсем !
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Валентинович Тимофеев
Судьи между Сциллой и Харибдой
КС России защитил право жертв домашнего насилия на огласку инцидентов
22.11.2024
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
Получить наследство, а не «кота в мешке»!
Госдума обязала нотариусов своевременно информировать наследников о неисполненных кредитных обязательствах наследодателя
13.11.2024
Головотяпство ненаказуемо?
Местные чиновники отказываются выполнять поручение Президента о выдаче многодетным семьям обустроенных земельных участков
19.10.2024
Кибермошенничество есть наказание за отказ от личного общения
Об одном действенном способе противостояния кибермошенникам
08.10.2024
Все статьи Александр Валентинович Тимофеев
Павел Вячеславович Тихомиров
Что не так с критикой шовинистов
Суть шовинизма выражается знаменитой фразой героя легендарного истерна: «За Державу обидно!»
17.12.2024
Почему украинцы не хотят в РФ
Украина вернётся в Русский мир только тогда, когда у нас закончится подзатянувшийся «новый НЭП»
09.12.2024
«Дьявольский сон»
Глава из романа
09.12.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Татьяна Головачёва
Рассказать о смыслах романа «Войны и мир» не в классе, а …у дуба
Школьная программа по литературе. Какая она?
30.10.2024
«Русский абзац. Семьи приграничья». Впечатления
В Москве записали 15 выпусков телевикторины
22.10.2024
Все статьи Татьяна Головачёва
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.12.2024 04:26
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
17.12.2024 21:38
Гражданская сознательность в условиях окончания СВО
Новый комментарий от Алексей Ощепков
17.12.2024 19:49
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Elenaelena
17.12.2024 19:44
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
17.12.2024 16:56
Он не прятался за спинами, шёл с открытым забралом
Новый комментарий от Русский танкист
17.12.2024 16:13