«Столыпин» без Столыпина

Новый телесериал противоречив и неоднозначен

0
19
Время на чтение 7 минут
Фото: Снимок с экрана

С 5 ноября на телеканале «Россия» началась премьера сериала «Столыпин». Это новый взгляд на биографию Петра Аркадьевича, пишут РИА Новости. Своими впечатлениями от просмотра фильма делятся помощник главного редактора «Русской народной линии» писатель, публицист Павел Вячеславович Тихомиров и адвокат Александр Валентинович Тимофеев.

Александр Тимофеев: Премьера ожидаема…

Сериал разочаровал. Фильм рекламировался как исторический и биографический. Но он оказался лишен историчности, а жизнь Столыпина показана эпизодами, без развития, без естественной полноты и разносторонности, которые и делают жизнь человеческую насыщенной, интересной и познавательной.

Соглашусь с одним из критиков, который метко заметил отсутствие в «Столыпине» самого Столыпина: «Только ведь сериал не о бомбистах Михаиле Соколове и Наталье Климовой, а о главе правительства России в период царствования Николая II Петре Столыпине. А его по факту нет, только одни лишь разговоры о нем, и о том, как его ликвидировать.

Но ведь зрители ожидали увидеть фильм именно о Столыпине, о его семье и его государственных реформах. Увы! Тогда бы следовало назвать проект не "Столыпин", а "Покушение на Столыпина" или просто "Покушение". Но, уверен, в таком случае его бы ожидало гораздо меньшее количество зрителей. То есть, ожидали одно, а получили совсем другое».

Мельком и впопыхах о столыпинских реформах, совсем ничего о взаимоотношениях Столыпина с монархическим сообществом, которое как раз в тот период находилось в расцвете и было необычно многочисленно. В фильме нет ни Императора, ни придворного окружения, ни Церкви. Главные персонажи сериала — бомбисты, и где-то вдалеке и мимоходом проносится Столыпин.

 «Российская газета» называет сериал масштабной исторической драмой. Драматизм, пожалуй, присутствует в фильме, но историчности и тем более масштабности, эпичности он полностью лишен.

Уверен, зритель не узнает о Столыпине из этого сериала ничего нового, ничего сверх того, что преподается в школе.

Недоумеваю… О чём же фильм? Зачем он создавался? И в чём заключается «новый взгляд» на Столыпина?

Павел Тихомиров: Прежде всего, соглашусь с тем, что в «Столыпине» собственно Петра Аркадьевича и нет как такового. Его очень мало во всей этой истории. История как будто рассказывает не о нём, а о метаниях заблудшего юноши, решившего посвятить себя революционному террору. Сам же Столыпин представляется каким-то высокопоставленным бруталом, который, впрочем, озвучивает правильные вещи. В этом смысле старый сериал значительно глубже. Но это – как потом оказалось – было лишь первое впечатление.

Не совсем соглашусь с тем, что в новом сериале совсем не отражено взаимоотношений Столыпина с придворной фрондой.

Например, для тех, кто более-менее в теме, был важен эпизод со вдовствующей Императрицей Марией Фёдоровной. Ведь в среде нашего брата, конспиролога, фигура Дагмар занимает особое место. Без неё, возможно, и Февраля бы не случилось. Сапиенти сат.

Понятно, что показать взаимоотношения премьера с монархическим сообществом очень сложно, поскольку люди оперируют стереотипами, и «хорошим» монархистам, т.е. либерал-консерваторам, противопоставляются «махровые черносотенцы», которых постсоветские граждане воспринимают вполне в соответствии с теми карикатурами, которые были созданы во время исторического материализма.

А вот полное отсутствие в кадре Императора – по-моему, это сознательный ход. Возможно, создатели картины просто поступили так из чисто эстетических соображений, дабы, с одной стороны, не штамповать очередного «картонного героя», а с другой, дабы не заниматься фабрикацией карикатуры. Подобно тому, как это было сделано в старом сериале. Когда из Государя Николая Александровича слепили образ эдакого «эскейписта», интересующегося лишь семьёй и слабо представляющего современные ему общественно-политические реалии.

Это что касается некоторых штрихов в твоей, Александр, реплике.

А вот сам фильм мне скорее понравился.

Дело в том, что в нашем патриотическом сообществе переосмысление «красного проекта» уже, на мой взгляд, перешло всякие разумные границы. И нужно людям снова напоминать о демонической сущности людей, делавших Революцию.

Да, признавая системные проблемы империи и т.д. и т.п.

Александр Тимофеев: Я бы не стал говорить, что сериал столь плох, что у него вообще нет достоинств. Достоинства есть, на одно из них ты, Павел, уже обратил внимание. Имею в виду великолепный эпизод — встреча Столыпина с вдовствующей Императрицей Марией Фёдоровной. Эпизод замечательный и совершенный, и я бы не изменил в нём и малейшей детали.

Есть и другое достоинство — образ государственного деятеля, честного и неподкупного, являющегося любящим многодетным отцом, верным супругом, храбрым мужчиной и православным христианином. Качества редчайшие в наше время! Но, Столыпин показан более нравственным человеком, чем образцовым государственным деятелем. Вместо величия личности быковатость и самоуверенность, хотя на фоне нечленораздельно мычащих оппонентов (лишённых разума и дара слова по прихоти создателей сериала) киношный Столыпин может показаться большой величиной. Образ, созданный авторами и актёром, симпатичен, но лишен харизмы, величия и внушительности.

Готов согласиться с твоим предположением, что режиссёр осознанно не показывает Императора Николая II. Действительно, кинематографистам до сих пор не удалось создать адекватный, правдивый образ Царя. По обыкновению киноделы, отечественные и зарубежные, впадают в одну из двух крайностей: Николай II выходил милым семьянином (как бы сказали подростки: няшным) и никудышным государственным деятелем, либо образцовым семьянином, но уже дальновидным, деятельным правителем, по своей энергичности и вездесущности не уступающий Петру Великому. Оба образа лживы.

Увы, скромные достоинства сериала не позволяют считать сей фильм ценным произведением и главным образом из-за отсутствия в нём атмосферности. Словцо модное, но не лишенное глубокого смысла. Нет в сериале исторической обстановки. Столыпин помещен в безвоздушное пространство, свободное от живых людей и конкретных исторических обстоятельств. И слышно в этой пустоте нудное столыпинское завывание: дайте мне двадцать лет покоя…

А ведь главная ценность хорошего исторического произведения — книги, фильма, картины заключена в помещении конкретного человека в конкретные исторические обстоятельства. Тогда и Иоанн Грозный, и Пётр Первый и даже Сталин уже не кажутся неадекватными безумцами с патологической душой.

В сериале же картонный Столыпин помещён во внеисторический вакуум — скучно и непознавательно.  

Павел Тихомиров: Да, согласен, Олег Клишин, представляя Столыпина, показывает аристократа, а Александр Устюгов – какого-то викинга. Вместе с тем, если говорить о режиссуре, то многие крылатые фразы, принадлежавшие Петру Аркадьевичу, в новом сериале звучат гораздо сильнее и проникновеннее. Конечно, можно объяснить это возросшими за прошедшие два десятка лет киношными возможностями и определённой «набитостью руки», но тем не менее, Столыпин в старом сериале аристократичен, но не убедителен, а в новом – неаристократичен, но убедителен.

Поэтому, если говорить не об исторической правде, а о мастерстве донесения посылов, то тут новый фильм удался.

Согласен с тем, что нет тут ни панорамы, ни атмосферы. В этом смысле старый сериал несравненно сильнее. Богров там полноценный персонаж, революционеры показаны колоритнее – есть среди них и фанатики, есть и подлецы, есть и просто дурачки, бесящиеся с жиру, есть там, в конце концов, и Савинков, и Азеф. Разложение тоже показано гораздо убедительнее. Изображающий фавна танцор, эстетично кривляющийся под Дебюсси, и накокаиненная публика – это и есть Серебряный век.

В новом фильме всё проще. Революционеры – это просто подонки, а декадентство сводится к водке и собранию каких-то футуристов.

Но, если говорить о дидактичности, то так – доходчивее. Да, проще. Но не стоит переоценивать уровень наших юных современников. Так что если перед создателями сериала ставилась некая педагогическая задача, то, пожалуй, они с этой задачей справились вполне.

Всё сконцентрировано вокруг мятущейся фигуры вымышленного персонажа. Это и даёт возможность выстроить развитие характера, это и позволяет смоделировать процесс покаяния конкретной личности – герой ведь сбегает из под ареста не ради спасения, но ради того, чтобы попытаться во что бы то ни стало предупредить Столыпина о готовящемся покушении.

Мы видим условного государственника-созидателя и условного революционера-разрушителя. А достоверные детали – Азеф с Савинковым или демонстрации той или иной идейной позиции (хоть «распутиниада», хоть, напротив, демонстрация национального состава боевиков)… всё это, возможно, отвлекло бы от эпичности противопоставления антагонистов.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Валентинович Тимофеев
Головотяпство ненаказуемо?
Местные чиновники отказываются выполнять поручение Президента о выдаче многодетным семьям обустроенных земельных участков
19.10.2024
Кибермошенничество есть наказание за отказ от личного общения
Об одном действенном способе противостояния кибермошенникам
08.10.2024
Неработающие пенсионеры всё же люди второго сорта?
В Госдуму внесли законопроект о праве многодетных семей на бесплатную юридическую помощь… и вновь позабыли о стариках
18.09.2024
Святость и хамство
У режиссёра фильма «Царь ночи» ещё есть шанс избежать позорного провала
29.08.2024
Антилибералы, отвергая суд присяжных, плюют против ветра
К 160-летию введения в России самого противоречивого института уголовного процесса
15.08.2024
Все статьи Александр Валентинович Тимофеев
Павел Вячеславович Тихомиров
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
«Нью-Йорк Таймс» готовит новое инфополе
05.11.2024
Хорватская Православная Церковь (1942-1945)
Сербская Православная Церковь во время гитлеровской оккупации Югославии. Часть 2
04.11.2024
«Книга или экранизация. Что лучше?»
В Москве завершились съёмки литературной викторины
21.10.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41