Предлагаем вниманию читателей размышление участницы литературной телевикторины "Русский Абзац. Семьи пограничья".
...Она прекрасна, весьма изменчива, нравоучительна, честна, трагична и вместе с тем – она справедлива и красива. Именно такой она предстаёт перед тем, кто увлечён ей, кто идет к ней навстречу, читая одну книгу за другой. Кто плачет, страдает, смеётся и веселится с героями её произведений. А также есть одна очень важная деталь – каким будет проводник в мир школьной литературе, как он будет знакомить путешественника с миром нравственности, какие слова он подберёт, какими дорогами поведёт, как расскажет…
И эти, казалось бы, незначительные детали составляют прекрасную картину, упусти маленькую часть, и оттенок теряется, а это значит, что теряется то прекрасное ощущение от познания к этому предмету нравственности, которое становится ниточкой на пути к любви к этому предмету. Как важно и ответственно вести ученика по этой дороге с горящим сердцем и влюбленными в литературу глазами. Вот, что действительно важно.
Между размышлениями я поделюсь с Вами, уважаемый читатель, своими впечатлениями о том, как воспринимается программа по литературе сквозь призму одиннадцатиклассника.
Ещё считаю важным упомянуть, что я искренне влюблена в филологию и литературу, в дальнейшем ставлю себе цель – стать тем, кто будет влюблять подрастающее поколение в слово, стать педагогом-филологом.
Мне очень нравятся, в общем и целом, все произведения, которые изучаются в школе. Каждое – памятник русской литературы, каждое поднимает важные, вечные проблемы, каждое учит нравственности, каждое пропитано вечностью и мудростью. Одно только «Слово о полку» чего стоит. Древнерусский памятник литературы, какой язык, какая ценность, какая гордость, какая память наших предков и как важно разобрать его по крупицам, понять каждое слово, которое несет столько смыслов и тайн. И очень важно, как учитель преподнесёт этот текст: предупредит заранее, что это очень сложно и скучно, или же позовет учеников в путешествие в Древнюю Русь, разбираясь со знаками природы и тщеславием Игоря? Одно предложение перед уроком и настрой на работу меняется.
«Война и мир» Льва Толстого. Сколько же страхов вызывает оно у школьников, сколько мифов вокруг эпопеи. Один из самых частых связан с описанием дуба, якобы если убрать его из романа-эпопеи, то произведение станет в четыре раза меньше. Но с этим оно потеряет такой важный образ жизни, одну из важных смысловых метафор. А что, если провести один из уроков не в классе, заучивая этот эпизод, а выйти на улицу, найти дуб, поднять глаза детей на крону, закрыть глаза и прикоснуться к коре многовекового великана и прочитать этот отрывок. И раскрыть то важное понимание смысла жизни, о котором писал великий Толстой. Быть может, тогда дети посмотрят совершенно по-другому на Андрея Болконского, «Война и мир» из скучного и большого произведения станет кладовой мудрости, и, быть может, кто-то из учеников задумается о важном, о вечном. Один урок может изменить ход жизни целого человека, который в ближайшем будущем может изменить мир к лучшему. «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя» — фраза, которую говорил преподобный Серафим Саровский, очень хорошо описывает эту ситуацию.
В завершении своих размышлений хочу заключить, что наша программа по литературе замечательна, но лишь в тандеме с грамотным педагогом она может обрести высокий смысл, как прекрасная роза распускает свои лепестки от любви и ухода садовника.
Головачева Татьяна, ученица 11-го класса, г. Железногорска Курской области