Игорь Романов: Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка, картина, которую мы наблюдаем сегодня в России, вызывает немалое беспокойство, связанное с проблемой сохранения единства страны, целостности ее территории. Существует множество внешних и внутренних факторов, угрожающих стабильному существованию нашего государства. При этом в России и в Русской Православной Церкви нет единства взглядов на то, какое политическое устройство, какая модель отношений церкви и государства наиболее приемлемы для нашей страны в плане обеспечения целостности и неделимости нашего Отечества.
Тысячелетний исторический опыт России свидетельствует, что наибольших успехов наше государство достигало под рукой Православного монарха. При самодержавной власти Русь расширила свои пределы от вод Атлантики до Тихого океана, став, пожалуй, самой могущественной державой мира. Росло население России, приумножались ее богатства. И главное, что при Самодержавной монархии Россия стала надежным защитником и покровителем всего Православного мира.
История России после крушения Самодержавия в 1917 году и дьявольского убийства Русского Царя свидетельствует не в пользу других политических конструкций в стране. Богоборческий Советский Союз, построенный безбожниками на территории Российской Империи в результате захвата власти в стране, просуществовал всего лишь семьдесят лет, показав свою непрочность и несостоятельность. Дальнейшая демократическая история России, которая длится уже более тридцати лет, свидетельствует, что наше экономическое, геополитическое, социальное, демографическое, а главное духовно-нравственное состояние значительно слабее, чем в атеистическом СССР, а тем более чем в Российской Империи.
Однако сегодня даже среди православных патриотов порой возникают какие-то сомнения в том, что Православная монархия – это, говоря современным языком, наиболее успешная модель церковно-государственного устройства для России. Один современный общественный деятель, которого часто называют русским философом, а иногда даже идеологом власти недавно заявил, что возврат к православной монархии невозможен, поскольку все уже забыли, что это такое.
Правда, если руководствоваться в вопросе выбора политического строя тем, что люди сегодня хорошо помнят, то тогда следует возвращаться в «лихие девяностые», чего, конечно, мало кто желает.
Владыка, как Вы полагаете, сегодня монархия могла бы помочь России выстоять под ударами нарастающих разрушительных внутренних и внешних процессов? И возможно ли восстановление Самодержавной монархии в нашей стране?
Владыка Вениамин: В своем вопросе Вы сами подтверждаете преимущество монархии для России. Монархический строй, действительно, самое лучшее религиозно-государственное устройство страны. Конечно, высшей ступенью является теократия, но это практически недостижимый идеал здесь на нашей грешной земле. Теократия установится только тогда, когда зло будет изъято из этого мира и Бог будет всяческая во всем. Сегодня даже монархия труднодостижима для нашего общества. Когда-то наш народ полюбил монархию, но тогда люди были верующими. А сейчас такое падение нравов и веры кругом. А без православной веры невозможно истинное Самодержавие, настоящая монархия. Истинный монарх крепко связан с Господом. Наши Государи давали обет Богу и строили Россию по образу и подобию Царства Небесного, потому и любил их наш верующий народ и принимал всем сердцем монархию. Рассуждать о монархии нужно только с духовных позиций, это не какая-то земная политическая конструкция, наподобие демократии.
Сегодня много говорим о монархии. Есть какие-то политические, общественные организации, заявляющие о своих монархических целях и рассказывающие обществу о монархии. Но мало иметь какие-то знания и передавать эти знания другим, нужно иметь монархическое сознание, жить и гореть этим. Жить по-монархически – это, прежде всего, жить с Богом по-церковному, во Христе и со Христом. Одно дело – знать о Боге, а другое – по-настоящему жить с Богом. Можно окончить семинарию, академию, прочесть множество книг о Христе и Святых Его, быть доктором богословия, но при этом строить свою жизнь не по Евангелию, не стремясь стяжать благодать Духа Святого.
Как сегодня мы могли бы приблизиться в России к монархическому строю? Ведь невозможно этого достичь революционным путем. Нужно двигаться постепенно, без опасных призывов к сносу всей существующей системы. Кто-то считает, что сначала необходима национальная диктатура. Но любая диктатура строится на крови. Устроив кровавую диктатуру, как предлагают некоторые, как потом мы будем окровавленными руками выбирать православного монарха? Сегодня надо проповедовать дух православной монархии, прививать этот дух в церкви и за ее пределами. Нужно с церковного амвона, со школьной скамьи, с университетской кафедры и даже на армейском плацу призывать наш народ, воинов и власть меняться нравственно, укрепляться в Православии, жить со Христом. Тогда мы полюбим Царя, он будет необходим нам, чтобы с его помощью мы смогли жить по-христиански, стремясь к Царству Небесному. Тогда не диктатура, а Сам Господь поможет обрести России Царя.
Конечно, нужны какие-то практические шаги. Надо постепенно вносить изменения в Конституцию, направленные в сторону Самодержавия. Сегодня Глава государства избирается на небольшой срок. Ему трудно успеть что-то сделать за короткое время. Он вынужден постоянно готовиться к новым выборам, принимать какие-то решения, которые будут популярны в обществе, среди избирателей. Необходимо, чтобы Президент управлял страной лет двадцать. Но нужно, чтобы Глава государства заботился о Православии, ведь без этого трудно россиянам идти путем духовного совершенствования и материального процветания своей страны. Православие – государствообразующая, культурообразующая религия в нашей стране. Самому Президенту и его помощникам нужно быть православными не только по форме, но и по своей духовной сути. Тогда народ будет подражать своему руководителю и идти за ним, как наши предки-славяне пошли за Князем Владимиром Красное Солнышко в Днепровскую Крещальную купель. Поэтому надо стараться нам избирать православного президента, тогда мы будем совершать практические шаги к православной монархии.
Монархия, к которой мы стремимся - это не только политическая форма правления, но прежде всего - религиозная. Потому наш народ и тянулся к монархии и любил Батюшку Царя. Русь издревле жила по законам Евангельским. Об этом нужно помнить нам и шире проповедовать монархическую идею в народе. Но проповедовать, прежде всего, своим церковным сознанием, своей любовью к Богу. Если мы не научимся любить Бога, то и монарх нам тогда не нужен.
Дай Бог, чтобы Россия обратилась ко Христу не на словах, а на деле, тогда и монархия у нас будет, тогда пошлет нам Господь Царя-Самодержца.
Божией помощи, сил и крепости Православной Руси на нелегком пути ее в Царство Небесное!
С известным архиереем Русской Православной Церкви митрополитом Вениамином (Пушкарем) беседовал руководитель Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», главный редактор журнала «Берег России» Игорь Анатольевич Романов. В печатном виде материал будет опубликован в 13-м номере журнала «Берег России», который выйдет в декабре 2024 года.
17. Ответ на 8, Человек:
Так полагаю.
16. Ответ на 8, Человек:
Но имеет право на пророчество будучи архиреем лету сему.
Патриарх сегодня выполняет роль Аарона. Совершается Исход Русского Народа из бритосатанинского плена. После 400 лет работы Альбиону 1613-2013 гг
У Путина много ролей. Как Нимрод, сильный ловец пред Господем с 1970 года собирает свою команду. Как Моисей, выводит нас из бритосатанинского плена. Как судья Гедеон - воюет в Сирии, как апостол Павел- запустил механизм проповеди Евангелия всему миру из Дамаска. Как Ной, (спасавший первое человечество) своим Указом от 10.08.2024 объявил о строительстве( в ближайшие 12 лет) Ковчега-империи Святой Руси для спасения человечества воссозданного Христом.
Есть такой исполняющийся на наших глазах МИФ.
15. Ответ на 11, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Если монархия, то не наследственная. Спасибо, при Романовых нахлебались. Продавали людей, как скот. А монарх- Император и будет только ОДИН. До скончанья века(ц)Патриарх Кирилл на молебне по инаугурации Владимира Путина
14. Ответ на 13, Человек:
При Петре Первом Государство перестало быть органом Церкви, ведущей людей здесь на земле к потустороннему загробному спасению души(ц)Карташев Очерки по истории Русской Церкви.
А если быть совсем точным, то проблемы с государством начались еще в Византии, после 325 года.
13. Ответ на 9, влдмр:
12. Ответ на 10, Бармалей:
11. Ответ на 6, учитель:
Если монархия, то не наследственная. Спасибо, при Романовых нахлебались. Продавали людей, как скот.
10. Мы Богу не советчики
9. Ответ на 7, Человек:
Лучше предположить, что СССР прожил столько, сколько нужно было. Учитывая отношения Сталина с Церковью, можно предположить следующее. Церковь поделилась СВОЕЙ жизнью с Византийской Империией, когда та, как и все земное болела смертью. А Сталин вернул Церкви то, чем она делилась с Империей в 325 году, совершил священное переименование- Патриарх стал по настоянию Сталина носить титул Патриарх Всея Руси. В результате этого СССР стал болеть смертью, стал непрочным, несостоятельным и исчез. То есть все проще и сложнее, чем Вы описали.
8. Ответ на 5, влдмр:
Есть Император- Владимир Путин. Надо строить Империю. Вот и помогайте Путину ее строить. Он знает как это делать. Тот , Кто его Избрал и Поставил поможет Путину строить Империю.Патриарх - не пророк. Путин - не император.