Яркое солнце осветило каменистый холм, именуемый в народе Ареопагом, название которого с греческого языка можно перевести как «гора Ареса». Арес был одним из двенадцати богов олимпийцев, и почитался в народе как бог войны. В отличие от своей сестры – богини Афины, также богини войны, он был вероломен и кровожаден. Тем более удивительным становится тот факт, что этот холм избрали для своих заседаний судебные органы власти древних Афин. В идеальном представлении суд являет собой беспристрастную субстанцию, для которой важно не просто осудить кого-либо, но и оправдать. Тут налицо несоответствие места и образа его использования. Или же это намеренное решение афинян, для которых суд был местом только осуждения, без права покаяния и оправдания.
Тот день запомнился древним грекам надолго. Ведь в Ареопаг был приглашен путешествующий проповедник по имени Павел. Многие уже были наслышаны о нем, его учении и чудесах. Ареопаг – совет мудрейших жителей Афин собрался в полном составе (это порядка трехсот человек, и в их числе бывшие правители-архонты в количестве девяти человек), что говорит о том, насколько для них был важен разговор с Павлом. И, наконец, пришел Павел со своим учеником Силой. После обычного приветствия распорядитель собрания предоставил слово апостолу Павлу. Апостол вышел в центр зала и начал свою речь. Она не была похожа на то, что слышали греки до этого. В ней было нечто новое, неслыханное. Павел прекрасно изъяснялся на греческом языке. Неудивительно, ведь он был лучшим учеником в академии раввина Гамалиила. «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано “неведомому Богу”. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 22 – 23).
Так начал свою речь Павел. Затем рассказал им об основах христианского мировоззрения и закончил свое повествование картинами будущего Страшного Суда и всеобщего воскресения мертвых. До этих последних слов афиняне весьма благодушно восприняли речь проповедника, но последние слова они не смогли принять в силу своей философии, и даже стали насмехаться над Павлом: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17, 32). Заранее предвижу вопрос: это же не логично, собраться, чтобы потом так быстро разбежаться? А кто сказал вам, что это место для Истины? Не забывайте о его названии. Собрание, начатое с такой помпезностью, вдруг потеряло всякий интерес к новому учению и люди стали расходиться, но не все.
В числе членов Ареопага был некто именем Дионисий. Он не только не ушел из собрания, но вместе со своей женой Дамарой и рядом других заинтересовавшихся, нашел апостола Павла и попросил его об аудиенции. «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17, 34).
А что, собственно говоря, мы знаем об этом человеке? Понятно же, что простому человеку не предложили бы должность в верховном трибунале Афин. Дионисий родился в обеспеченной аристократической афинской семье. С детства получил прекрасное, всестороннее образование. И уже в двадцать пять лет удивлял многих своими познаниями. Был направлен в город Гелиополь, что в Египте, для получения тайных знаний, а именно астрономии, математики и медицины. Находясь там вместе со своими другом Аполофаном, стал свидетелем страшного солнечного затмения, которое случилось в день распятия нашего Господа Христа. И там, будучи еще не христианином произнес весьма пророческие слова: «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается». Получив высшую учительскую степень и философский плащ, он возвращается в родной город Афины, где после нескольких лет работы на разных административных должностях, он получает приглашение стать членом Ареопага. Вскоре последовала его женитьба на очень образованной женщине по имени Дамарь. Итак, мы видим, что это очень достойный человек. Он был свободен от предрассудков, и потому смог углядеть в учении апостола Павла ту Истину, к которой стремился всегда. Три года он обучался христианскому учению у одного из самых красноречивых проповедников – апостола Павла. Был поставлен им в епископы города Афин. А дальше ему посчастливилось познакомиться с Божией Матерью в Эфесе и стать свидетелем её тихой кончины. Вот как он описывает эту встречу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Когда был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если б у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
Дальше его неукротимый дух позвал его на апостольскую проповедь. И мы видим его в числе тех, кто проповедовал слово Истины в Галлии, то есть на территории современной Франции. Здесь он примет свою мученическую смерть за имя Христово. Ему отсекли голову, так как он был римским гражданином. Ученик апостола Павла закончил свою земную жизнь, как и его учитель. На месте его захоронения возник храм, который мы все знаем, как Сен-Дени. Это начало города Парижа и усыпальница французских королей.
Осталось много текстов, приписываемых Дионисию Ареопагиту. Все они известны под названием Ареопагитики. Конечно, нельзя сказать, что там нет ничего аутентичного, но выделить высказывания самого Дионисия крайне сложно.
Будем же и мы стремиться к источнику знаний – Богу, как это делал на протяжении всей своей жизни Дионисий Ареопагит. С праздником, дорогие друзья.
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории