В притче о талантах мы снова видим точное обозначение ценности времени, труда и таланта. Бог не дает никому жизнь, не давая возможности достигнуть в ней успеха. С самого начала Он кладет в колыбель или в сердце каждого человека один или несколько талантов. Никто не рождается лишенным дара.
Но предоставление даже одного таланта означает ответственность: мы должны этот талант умножить. Никто не должен оставить и малое таким же, каким оно ему вручено. Это позволяет нам понять одну подробность, которую Господь часто подчеркивает в Евангелии: задержка господина, позднее прибытие жениха, долгое отсутствие царя. Речь идет не столько о продолжительности времени, сколько о возможности каждому из нас осознать свою ответственность. Время дается нам, чтобы придать ценность — нашим трудом — вверенному таланту. Наступают сроки представления счетов.
Господь обращает наше внимание на третьего человека, получившего только один талант. Этот человек преувеличенно возмущенно говорит о том, что его господин требует от него то, чего он был лишен. Он настолько помрачен, что обвиняет своего покровителя в жестокости — в том, что он жнет, где не сеял. Такова вечная рефлексия человека боязливого и мелочного. Он ставит Бога на один уровень с собой. Вначале он завидует дарам и успеху других, потом он прячется под предлогом, что слишком малы возможности, данные ему Богом. Как если бы Бог был скуп на дары. Один талант — в ту эпоху это было пусть небольшое, но богатство. Оно соответствовало плате за шесть тысяч дней работы. Эти деньги, чтобы умножить их, надо было во что-то вложить. Конечно, это вложение требует немного смелости и воображения, хотя бы каплю надежды. Но несчастный отказывается от всякого риска. Он замораживает то, что имеет. Так ведут себя люди, не желающие развивать дарования, которые им от природы даны. Они скорее сокрушают их, чем возвышают. Они закапывают их в землю, они себя закапывают в землю. Прежде всего потому, что посвящают все свои способности только земному, не рискуя устремлять их выше. В земных делах непреложно действует закон: кто не вкладывает — обнищает. И в небесных — кто не умножает вверенный Богом талант, заслуживает участи бесплодной смоковницы: «Сруби ее: на что она и землю занимает?» Церковь растет не только благодаря деятельности святых гениев. Маленькие люди, вооруженные своей доброй волей, своей простотой, очень много делают для ее сияния. Господи, дай мне быть верным Тебе в малом!
Притча о талантах сурова. Бог требует больше, чем Он дает. Он дает нам несколько зерен, а требует возвратить урожай. Не слишком ли велико это требование? Нет. Потому что в зерна пшеницы, которые Господь сеет в нас, Он вкладывает необычайную силу роста и развития. Талантам, которые Он нам вверяет, Он сообщает таинственную силу умножения. Он не требует от нас сразу всем рисковать. Не надо бояться. Но разве, делая что-то, я не узнаю, что у меня есть способности на большее? Разве, живя по вере, я не чувствую себя всегда более смелым, чем раньше? Сила веры зависит от жизни по вере. В вере, как в любви, — не подсчитывают, не экономят, иначе можно все потерять. В вере, как в любви, в конечном счете, всем рискуют. И, о чудо! Когда думают, что отдали все, внезапно обнаруживают, что можно давать еще и еще. Кто не верит в любовь Христову, не годится для неба. Что будет с ним? Вне рая он будет вечно томиться и смертельно скучать — нет ему пути к радости о Господе. Но и на небе требуется труд и принятие ответственности. Не зря Господь говорит: «Над многим тебя поставлю». Все святые это знали прекрасно. Уходя на небо, они обещали творить добро оставшимся на земле. Господи Иисусе Христе, молитвами Богородицы и всех святых, помилуй и спаси нас!
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России


3. Ответ на 2, Vladislav:
2. Ответ на 1, Александр Волков:
1.
"В земных делах непреложно действует закон: кто не вкладывает — обнищает. И в небесных — кто не умножает вверенный Богом талант, заслуживает участи бесплодной смоковницы: «Сруби ее: на что она и землю занимает?»
///////////////////////
Вопрос… А как оно будет "выглядеть" "симбиозе"?
Вот, к примеру, рассказ Патриарха Кирилла в параллельной теме, по сути, о "вложениях"…
"До революции дед Василий Степанович работал машинистом на Казанской железной дороге и получал большую зарплату, однако семья жила очень скромно. «И когда бабушка, его жена, стала выяснять, в чём дело, оказалось, что бόльшую часть денег он отправляет на Афон и в другие монастыри, — рассказал Предстоятель. — Поэтому семья жила небогато, хоть и не бедствовала».
"Когда в России взяла верх новая власть, деда посадили, — продолжил рассказ Святейший Патриарх, — и бабушка ему говорит: "Слушай, на кого ты нас оставляешь? Шесть человек детей, как я их прокормлю?" И дед отвечает: "Я иду страдать за Господа — и волос с вашей головы не упадет" (ср. Лк. 21:18). И бабушка рассказывала, как брала зерно из последнего мешочка и пекла лепешечки, пока не увидела, что это зерно кончается. "Собрала я детей, — говорила бабушка, — испекла лепешечки и сказала: дети, а завтра нам уже будет нечего есть, и мы должны готовиться к тому, чтобы умереть. Вот давайте сейчас эти лепешечки съедим, помолимся и ляжем". Мой отец хорошо помнил эту историю и подтверждал, что так и было. Легли, заснули, и вдруг какой-то громкий стук в дверь. Бабушка вскочила: "Кто там?" — "Хозяйка, открывай, товар привезли". Она впопыхах открывает дверь, выходит — никого нет, а рядом стоит большой мешок, и в нём зерно. Что это было — чудо Божие или просто какой-то добрый человек? Но благодаря этому мешку ваш покорный слуга сегодня разговаривает с вами. Потому что Господь действует через людей».
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/09/26/byt_vsegda_na_storone_pravdy
PS
Здесь, правда, возникает еще один немаловажный "вопрос", однако оставим его "кадром" - во избежание "традиционного" "прещения" в комментировании к известным "темам"….