Мы слишком привыкли к исповеданию нашего Символа веры. Эти слова часто скользят по поверхности нашего сознания, не потрясая нас чудом истины. Однако все, что мы произносим, превосходит наше естественное восприятие. Как мгновенен этот переход от слов «воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы» к словам «и страдавша, и погребенна». От Рождества — сразу к страданию на Кресте. Как если бы ничего не происходило в промежутке между этим. Все Евангелие как будто исчезает. Тридцать три года жизни на земле Сына Божия, о которых Символ веры ничего не говорит. Или, вернее, все заключено в слове «Крест». Это потому что Крест является единым и единственным измерением Бога на земле. Крест — посередине земли, это Господень час (Ин. 12, 23). Здесь суть всего.
Мы помним из Евангелия, как апостол Петр исповедал Божество Христа. И Христос в ответ назвал его камнем, на котором Он созиждет Церковь Свою. Но вслед за этим Господь отвергает Петра как камень соблазна. «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн (камень преткновения на Моем пути). Ты мыслишь не о том, что Божие, но что человеческое». Что же такое сказал Петр, чтобы услышать в лицо обвинение от Господа в окамененном нечувствии неверия? Просто апостол Петр осмелился в естественном добром порыве своего сердца сказать Христу, что Ему следует уклониться от Своего Креста и смерти и не идти в Иерусалим. «Ты мыслишь не о том, что Божие». Человек всегда ошибается в том, что есть Бог. Бог есть полнота любви. Любви до конца, то есть готовности умереть за того, кого любишь: «Нет больше той любви» (Ин. 15, 13).
Наше время, более чем какое-либо другое, искушаемо соблазном умалить Бога до нас. Мы хотим, чтобы Бог был как мы, чтобы Он заботился о Себе. В мире появляется все больше такой духовности, таких «богословов», которые хотят запретить Богу быть Богом: «Пусть Он будет подобен нам. Пусть сообразуется с нашими человеческими мыслями. Мы хотим иметь Бога по нашему росту, Бога, придуманного нами».
Бог распятый — то, что исповедует Церковь, — свидетельство, что «Его мысли — не наши мысли, и Его пути — не наши пути». Он любит до конца, до смерти. В Нем нет никакой тьмы, нет ни малейшего проявления себялюбия. Он приносит Себя в жертву за нас. И это — непостижимо, это не перестает нас поражать.
Но разве Бог может быть другим? «Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь Моя». Это то, что Он повторяет каждый день, чтобы мы могли однажды услышать, что Он хочет нам сказать. И Крест Его раскрывает нам, что есть человек. Как только Он скажет, что Ему «надлежит много пострадать и быть убиту», тотчас обратится Он к апостолу Петру и ко всем христианам, которые когда-либо будут: «Если кто хочет следовать за Мной, да возьмет свой крест и да следует за Мною». И для нас крест — подлинное наше раскрытие. «Кто душу свою погубит, тот оживит ее» (Лк. 17, 33).
Слова Христовы всегда — против течения. Мир вокруг нас и мы сами несомы этим потоком, устремленным навстречу смерти. Однако люди бегут креста. Современный мир, более чем за все предшествовавшие века, более, чем за всю историю существования человечества, проповедует пустую яркость, наслаждение как цель жизни. «Надо быть самим собою, надо жить свободно — так, как хочется». И все вокруг беспощадно требует, чтобы все приняли такой взгляд на жизнь. Но, несмотря ни на что, слово Христово остается всегда спасающим нас: «Кто хочет последовать Мне, да возьмет крест свой».
Себялюбие — по-прежнему карикатура на любовь. Любовь к себе ведет прямым путем к презрению другого, к желанию господствовать над другим. Единственная любовь, достойная именования любви — та, что устремлена к служению другому, ради его подлинного блаженства. Не может быть истинной любви там, где нет отвержения себя ради другого.
Бог говорит с нами Крестом Христовым, открывая нам, что есть подлинный человек. Воистину, Крест есть знамение совершенной любви. Как мог апостол Петр, как могли мы пытаться воспрепятствовать Господу взять Свой Крест? И как мог апостол Петр, узнав о силе Креста Господня, как можем мы не ответить на Его любовь своею любовью?
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

