Автор вышеуказанной статьи ясно и наглядно показывает, как актуальные тенденции в популярной музыке зависят от социальных процессов, народов и рас, задающих тенденции в музыке, экономической ситуации, а так же от уровня развития техники и её доступности в массах.
Первая четверть 21 века характеризуется Интернет-революцией. Массовый доступ к Интернету, к социальным сетям и мессенджерам радикально перекраивает привычные ранее устои в общении людей, распространении информации и даже в ведении бизнеса. Не миновала чаша сия и популярную музыку. Таким образом, 2010-е годы стали пока что последним десятилетием, когда для продвижения произведений популярной музыки требовалась связка «продюсер-исполнитель», требовались существенные вложения в звукозапись, раскрутку треков, ротацию на радио, организацию выступлений. Рубеж 2010-х и 2020-х открывает новую реальность - поющих блогеров. Такие либо совсем не нуждаются в продюсировании, либо лишь на этапе уже обретённой популярности, когда требуется организация выступлений.
Такие платформы как YouTube, RuTube, ВКонтакте позволяют работать с подписчиками без каких-то посредников и даже зарабатывать на донатах.
Имеется и другая сторона вопроса. Занятие песенным творчеством стало доступнее силу распространения специальных приложений для создания музыки, записи вокала, работа с которыми требует лишь элементарных познаний в музыкальной грамоте или же не требует таковых вовсе. В качестве примера можно привести онлайн-студию BandLab, где можно сочинять музыку любых жанров и степени сложности с обычного смартфона. Или же более простой генератор мелодий EasyBeat и программу для записи вокала Voloco. Таким образом, добиться качества звучания уровня студийного теперь можно лишь располагая смартфоном и гарнитурой с наушниками и микрофоном.
Многих может возмутить такой расклад, как, собственно, убивающий искусство и сводящий на нет требования к мастерству музыканта. У этой точки зрения есть много правды. Но с другой стороны, существует масса рутинных процессов, которые человек отдал на откуп техники и автоматики, чтобы освободить себя для более важного. Так, например, современное машиностроение немыслимо без Систем автоматического проектирования, САПР. Но при этом общество умеет сохранять вещи, казалось бы, отжившие, но влияние которых на культуру было когда-то определяющим. Так, до сих пор можно походить под парусом, сразиться на средневековых клинках, поездить в поезде с паровым локомотивом. Можно, наконец, купить виниловую пластинку с чистым аналоговым звуком или посетить концерт симфонической музыки и послушать произведения в том же самом виде, как они исполнялись 200-300 лет назад.
Так, на российской сцене в последние годы появились исполнители, чья популярность пришла через Интернет. В качестве примера можно привести Егора Кораблина (Егор Шип), Валентину Карнаухову (Валя Карнавал) и Марию Бойко (MIA BOYKA). Естественно, в силу своей юности эти блогеры-исполнители популярны в подростковой среде. Затрагиваемые ими темы, хоть и примитивны, но не несут деструктива, как то было у популярного недавно рэпера Моргенштерна. Данные исполнители поднимают темы влюбленности и иных сторон жизни подростков. Можно много говорить о падении культуры и “потерянных поколениях”, но, между тем, подобная ниша всегда имела свои образцы в популярном искусстве. Например, песня и клип Леонида Утёсова «Пароход».
Некоторые звёзды-блогеры демонстрируют примеры развития и осваивают более серьёзные жанровые ниши. Так, недавно Мария Бойко (MIA BOYKA) записала совместный трэк с заслуженным мэтром отечественного шансона Михаилом Шуфутинским «Оставь помаду на столе».
Другим моментом современной Интернет-революции в популярной музыке являются нейросети, что предрекал, в свою очередь в своей статье и Александр Г. Рубио. Современный искусственный интеллект уже способен на создание музыкальных произведений любых жанров, и он стал доступен для всех желающих через браузеры. В качестве примера можно привести brev.ai и musichero.ai. Появление этих нейросетей произошло так стремительно, что пока невозможно полностью оценить их влияние на популярную музыку.
Ощепков Алексей Николаевич, Русское собрание, г. Пермь.