Немало копий сломано в спорах о том, являются ли малороссы и великороссы субэнтосами одного народа или же двумя самостоятельными народами? Не раз говорилось и писалось о политической природе феномена украинства и идеи украинского сепаратизма.
Но на более глубинном уровне данный вопрос имеет даже не этническую, политическую и культурную природу, а природу цивилизационную.
Если идейный фундамент российской, русской, державности основан на самостоятельной модели «государство - цивилизация», что подчёркивал в своих выступлениях Президент В.В. Путин, то идейный фундамент украинства основан на выраженной европейской идентичности. Поэтому российско-украинский конфликт имеет явную межцивилизационную природу, где русская идентичность – это идентичность цивилизационная, имперская (как римская, вавилонская, древнекитайская и пр.), а украинская идентичность – национальная, в рамках концепции европейских национальных государств.
Также стоит отметить, что разделение сторон конфликта вовсе не совпадает с российско-украинскими границами (старыми или новыми), оно зависит от идеологической самоидентификации людей. Поэтому российские либералы-западники, чья цивилизационная и культурная идентичность евроатлантическая, а не евразийская, поддерживают в настоящем конфликте Украину и Запад. Многие из них просто уехали из России, а многие воюют против Российской армии в рядах войск и формирований киевского режима. Но в то же время мы можем встретить на Украине, среди природных малороссов, истинных идейных русских, кто ждёт Российскую армию или уже воюет в ВС РФ в составе специальных батальонов, сформированных из бывших бойцов ВСУ.
Корни же российско-украинского конфликта стоит искать в далёком прошлом. Тогда, когда в едином этнокультурном поле средневековой Руси произошёл цивилизационный разлом. Выраженной точкой этого разлома является период 1230-х - 1240-х годов, периода монголо-татарского нашествия и противостояния Руси с Тевтонским Орденом на западе.
Ключевыми фигурами этого периода являются Святой Благоверный князь Александр Ярославич Невский, добровольно принявший вассалитет Империи Чингизидов, и Даниил Романович Галицкий, который надеялся на военную помощь от Ватикана и европейских держав, но так и не получил её.
Евразийский выбор Александра Невского в историографии многократно осуждался со стороны прозападно ориентированных мыслителей, чьи идеологические клише не позволяют по достоинству оценить его.
Нужно помнить, что католический Запад в 13 веке уже проводил открытую агрессию против Православия. В 1204 году крестоносцами захвачен и разорён Константинополь. Кроме того, что это был центр Православной цивилизации своего времени: богословия, науки, просвещения; это был ещё и главный торговый партнёр и локомотив прогресса для средневековой Руси. Ущерб, который нанесён русско-ромейским отношениям и экономическим связям из-за агрессии крестоносцев до сих пор не оценён.
В то же время восточная Империя Чингизидов не только не воевала против Православия, но и открыто провозглашала принцип веротерпимости, что было закреплено в главном документе – Великой Яссе.
Стоит отметить, что европейский Запад дозрел до идеи веротерпимости только к 1648 году, когда был заключён Вестфальский мир. А перед этим Европа буквально истощила себя в Тридцатилетней войне между католиками и протестантами.
Западная же Русь не только не нашла должной поддержки от Ватикана, но постепенно утратила государственную субъектность: была поглощена сперва Великим княжеством Литовским, а позже и Речью Посполитой с перспективой ползучего окатоличивания.
Кроме того, цивилизационный разлом между когда-то единым народом Древней Руси усилился из-за многократных войн между Великим княжеством Московским и Великим княжеством Литовским, а позже – Русским Царством и Речью Посполитой.
В 21 веке исторический нарратив этого противостояния нашёл новое осмысление. Среди украинских и белорусских националистов тема войн с Москвой стала очень популярной. Особое место заняла память о битвах под Оршей и Конотопом, где московские войска потерпели поражение.
В свою очередь, в России наблюдается рост интереса к истории именно Московского периода, который в прошлом явно недооценивался.
Так, в перечень основных битв русской истории добавлена битва при Молодях 1572 года, о которой раньше говорилось немного в силу откровенной демонизации фигуры Иоанна Грозного и политики Опричнины. Начинают создаваться памятники самому Иоанну Грозному, которого в начале 1860-х даже не изобразили на памятном колоколе в честь Тысячелетия России. Снимаются исторические сериалы, охватывающие период от Ивана Великого («София») до Петра Великого («Собор»).
Так, вооружённое противостояние на Украине разгорается на фоне нового идейного противостояния между московитством и литвинством.
Ощепков Алексей Николаевич, публицист, философ, Русское собрание, г. Пермь