5 октября 2024 года в России отмечается День учителя. Учитель – это не просто профессия, это призвание, миссия. Многие выдающиеся учёные, писатели, поэты посвящали себя преподавательской деятельности, были хорошими учителями. Об этом рассказывают документы и материалы на портале Президентской библиотеки, сообщает пресс-служба библиотеки.
В издании русского писателя Василия Авенариуса «Ученические годы Гоголя. Школа жизни великого юмориста» (1904) говорится о двух современниках – Гоголе и Жуковском, и о том, как Василий Андреевич Жуковский побудил молодого писателя из Малороссии стать преподавателем.
Василий Авенариус пишет, что по средам у русского литературного критика, поэта и журналиста Петра Александровича Плетнёва «сходились на чашку чая его сослуживцы-педагоги и приятели-литераторы. Одним из усерднейших посетителей этих вечеров стал теперь и Гоголь. Сам почти не раскрывая рта, он тем внимательнее наблюдал и слушал. Всего охотнее, конечно, слушал он Жуковского».
Василий Андреевич Жуковский был известен не только как поэт и друг Пушкина, но и как «домашний педагог царской семьи». Он был учителем наследника престола Александра Николаевича – будущего императора Александра II. Однажды во время дружеского собрания у Петра Плетнёва одним из педагогов было «выражено сожаление Жуковскому, что он в последние годы из-за своей службы при наследнике-цесаревиче не дарит ничего нового литературе». А Жуковский заметил, что «никакой службы нельзя сравнить с ответственной задачей – воспитать будущего монарха к управлению миллионами жизней».
Лучшего наставника для будущего царя трудно было найти, как по душевным качествам, так и по учёности. Чтобы изучить метод знаменитого швейцарского педагога Иоганна Песталоцци, Жуковский ездил в Швейцарию. Вернувшись в Россию, Василий Андреевич составил план обучения для своего царственного воспитанника, которому тогда было всего 8 лет. Об этом Жуковский рассказывал: «До его двадцатилетнего возраста я рассчитывал закончить воспитание и эти 12 лет распределил на три периода: первый – отрочество, от 8 до 13 лет – учение приготовительное, второй – юношество, от 13 до 18 лет – учение подробное, и третий – от 18 до 20 лет – учение применительное, когда воспитанник более действует сам, нежели приобретает от наставника». На последнем этапе обучения Жуковский делал акцент на прочтении классических книг, говоря: «Хорошие книги – вернейшие друзья человека».
В одну из встреч у Петра Плетнёва Гоголь выждал, пока все гости удалятся, и обратился к хозяину дома с просьбой «быть отцом родным и пристроить его где-нибудь по учебной части». Пётр Александрович предложил Гоголю попробовать свои педагогические способности в Женском патриотическом институте в качестве преподавателя истории.
Плетнёв лично отрекомендовал ученицам нового преподавателя, попросив их заниматься хорошо. Впоследствии одна из учениц описывала Николая Васильевича в своих воспоминаниях как «бледного белокурого молодого человека с неизмеримым хохлом, с большим острым носом, с быстрыми карими глазами и с порывистыми, торопливыми движениями». О Гоголе-учителе она пишет: «Преподавание его было нервное, отрывочное. Одних событий он едва касался, о других же слишком распространялся; главной заботой его была наглядность, живость представления». На уроках он показывал рисунки, изображавшие либо памятники древности, оружие, одежду, домашнюю утварь древних, либо готические соборы и замки. На одной и той же лекции в порыве фантазии он мог переноситься из Рима в Грецию, а оттуда в Египет. «Одна картина сменялась другою, – говорится в тех же воспоминаниях, – едва дыша следили мы за ним и не замечали того, что оратор в пылу рассказа драл перо, комкал и рвал тетрадь или опрокидывал чернильницу».
Педагогическая деятельность занимает видное место и в богатой, разнообразной духовной жизни великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Об этом педагог Николай Тулупов рассказывает в своей книге «Л.Н. Толстой как педагог» (1911). «На протяжении 60 лет, с перерывами и в разных формах, то как рядовой школьный учитель, то как педагог-публицист, то как редактор педагогического журнала, то как составитель азбуки и книг для чтения, то как педагог-мыслитель, работает Толстой в интересах школы и подрастающего поколения».
Автор книги пишет о том, с каким увлечением Лев Толстой принялся за составление азбуки для детей. «Кроме чисто литературной части, переводов, переделок и оригинальных рассказов, Лев Николаевич задумал дать целый ряд научно-популярных рассказов из естественных наук и для этого просматривал массу учебников, советовался со специалистами по каждому отделу, сам проделывал большую часть опытов, которые описывал». Писатель хотел разместить в книге астрономические сведения. «Он занялся астрономией, увлёкся ею и проводил целые ночи, наблюдая звёздное небо». Азбука вышла в свет в ноябре 1872 года. Толстой писал: «Я так уверен, что я воздвиг памятник этой азбукой».
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с раритетным изданием 1872 года «Азбука графа Л.Н. Толстого».
Интересна педагогическая деятельность выдающегося русского учёного, основоположника современной космонавтики, впервые обосновавшего возможность межпланетных сообщений и использования для этого ракет, Константина Эдуардовича Циолковского. Об этом в книге «Циолковский» (1940) пишет Борис Воробьёв. «В училище его радостно встречали ученики, полюбившие чудаковатого, но прекрасно преподававшего свой предмет учителя. Геометрия и алгебра отныне не казались им скучными. Действительно, педагог он был на редкость добросовестный». За Циолковским в школе утвердилась репутация «сумасшедшего» изобретателя, так как он говорил, что наступит время, когда «корабли понесутся по воздуху со страшной скоростью, куда захотят». Несмотря на то, что вследствие перенесённой в детстве тяжёлой болезни Циолковский частично потерял слух, большую часть своей жизни Константин Эдуардович посвятил преподаванию. В автобиографии, опубликованной в издании «Грёзы о земле и небе», учёный писал: «Через мои руки прошло около 500 человек учеников и 2000 девиц, окончивших среднюю школу. Я прочёл не менее 40 тысяч лекций (по глухоте я не любил спрашивать и поэтому придерживался лекционного метода). Учащиеся очень любили меня за справедливость и неутомимость в объяснениях. Ну и занимательные опыты я не скупился показывать; на эти опыты шла часть моего жалования. Преподавал я математику или физику (редко и то и другое), но случалось давать уроки космографии и химии».
Больше информации о знаменитых педагогах и наставниках можно найти на портале Президентской библиотеки:
Коллекция «История образования в России»
Раздел «Педагоги и наставники»
Раздел «Толстой Лев Николаевич (1828–1910)»
1.