16-17 сентября на территории Патриаршего центра «Логос» Коптской Церкви в монастыре преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне (Египет) прошло Совещание Поместных Православных и Древних Восточных Церквей, сообщает Отдел внешних церковных связей.
Мероприятие состоялось по приглашению Святейшего Патриарха Коптского Тавадроса II и было посвящено вопросам упрочения единства между Поместными Православными Церквами и Древними Восточными Церквами, в первую очередь, в части имплементации результатов официального богословского диалога, имевшего место в 1989–1993 годы – во время активной деятельности Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами. Также на встрече обсуждались другие вопросы, касающиеся широкой повестки межхристианского сотрудничества.
С православной стороны в работе Совещания приняли участие делегаты от Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Православных Церквей и Православной Церкви в Америке. С древневосточной стороны – представители Коптской, Сирийской Ортодоксальной, Армянской Апостольской (Эчмиадзинский и Киликийский Католикосаты) и Эритрейской Церквей.
Московский Патриархат представляла делегация в составе: епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии, и иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям.
На открытии Совещания с приветствием к присутствовавшим обратился Святейший Патриарх Коптский Тавадрос II.
Было также оглашено приветствие Патриарха Константинопольского Варфоломея.
Заседание прошло за круглым столом в атмосфере конструктивного диалога.
В своем выступлении епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл передал Предстоятелю Коптской Церкви приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, уделяющего личное внимание вопросу межцерковных отношений, и поблагодарил за высокую организацию встречи.
Иеромонах Стефан (Игумнов) подчеркнул, что наиболее тщательное изучение упомянутых документов провела Русская Православная Церковь. В середине 1990-х годов состоялось несколько заседаний Синодальной Библейско-Богословской комиссии, посвященных формулированию позиции Московского Патриархата по данному вопросу. Итоги деятельности Комиссии резюмировали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви 1997 и 2000 годов. Их предписания реализуются через участие делегаций Московского Патриархата в последующих имеющих отношение к диалогу заседаниях, в том числе на уровне двусторонних богословских консультаций, которые проводят Русская Православная Церковь и Коптская Церковь. Ими руководствовались представители Московского Патриархата и на данной встрече.
Являющиеся на данный момент сопредседателями Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами митрополит Халкидонский Эммануил (Константинопольский Патриархат) и митрополит Эль-Кусийский и Меирский Фома (Коптская Церковь) представили информацию о предшествующих этапах и достижениях диалога и рассказали о том, что несмотря на тот факт, что с 1993 года Комиссия более не созывалась, была проведена определенная работа в рамках деятельности двух подкомиссий: по литургическим и пастырским вопросам. Они проанализировали корпус богослужебных текстов, в первую очередь Божественной литургии, и различные стороны пастырской практики Древних Восточных Церквей, придя к выводу об отсутствии в них противоречий с Православным богословием и традицией.
Состоялись дискуссии и обмен мнениями относительно перспектив продолжения диалога, итогом которых стало принятое Коммюнике встречи. В нем, в частности, отмечено, что представители Церквей «признали успешные шаги диалога и одновременно выработали конкретные меры, необходимые для восстановления полного общения, рассмотрев "дорожную карту", ранее подготовленную рабочей группой официальных делегатов в Афинах 24 – 25 ноября 2014 года» и выслушали «позицию каждой Церкви относительно "Согласованных заявлений" и вопросов, касающихся их имплементации».
«Участники единогласно согласились с тем, что:
1) две совместные подкомиссии по литургическим и пастырским вопросам продолжат свою работу.
2) двое сопредседателей Комиссии посетят Предстоятелей Православных Церквей и Древних Восточных Церквей, чтобы сообщить о положительных результатах диалога и получить их отзывы относительно подписанных Общих заявлений и Предложений;
3) будет создан совместный веб-сайт, содержащий все необходимые документы предыдущего двустороннего диалога, доступные новым членам Смешанной комиссии, которые будут назначены их Церквами, для облегчения процесса принятия решений;
4) две православные [церковные] семьи вовлекут все уровни духовенства, монахов и мирян в реализацию диалога».
Участники Совещания выступили за возвращение всех христианских Церквей к единой дате празднования Пасхи в соответствии с определениями I Вселенского Собора 325 года. В принятом по итогам Совещания Совместном коммюнике указано, что «поскольку в 2025 году будет отмечаться 1700-летие первого Вселенского Собора в Никее и христиане по всему миру отпразднуют Пасху в один и тот же день, представители Церквей – участниц Совещания выразили желание, чтобы все христиане во всем мире праздновали Пасху, следуя канонической традиции Никеи и православной пасхалии».
По окончании Совещания с его участниками вновь встретился Святейший Патриарх Коптский Тавадрос II, выслушавший отчет о проделанной работе, о результатах которой также будет доложено Предстоятелям всех Поместных Православных и Древних Восточных Церквей.
От редакции:
Несомненно, главным результатом Совещания в Египте нужно считать переход Древних Восточных Церквей (дохалкидонских) Церквей на Православную Пасхалию.
Поэтому Совещание можно с полным основанием считать внешним церковным успехом Русской Православной Церкви.
Примечательно, что на Совещании не было католиков.
Напомним, что Папа Римский Франциск и патриарх Константинопольский Варфоломей уже не раз объявляли, что они не только намереваются в 2025 году торжественно отпраздновать Пасху (в 2025 году произойдёт тот редкий случай, когда Пасха у католиков совпадает с православной), но и в дальнейшем праздновать Пасху вместе. А поскольку не последовало разъяснений, по какому календарю будет отмечаться Пасха, многие сделали вывод, что патриарх Варфоломей собирается полностью перейти на Григорианский календарь, в том числе перевести на него и Пасхалию. И впредь отмечать Пасху вместе с католиками. Таким образом искажая логику Пасхалии, поскольку у католиков Пасха порой празднуется раньше Пасхи иудейской.
Одним из элементов подготовки этой диверсии в христианском мире под руководством патриарха Варфоломея и понтифика являются церковные события на Украине, где киевские власти откровенно ликвидируют каноническую Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, пытаясь загнать её в раскольническую ПЦУ, патронируемую Константинопольским патриархатом. И уже заявлено о намерении раскольнической ПЦУ объединиться с униатской Греко-католической церковью, то есть перевести православных на Украине в подчинении Папе Римскому.
А поскольку униаты недавно отказались от использования Юлианского календаря и переходят на Григорианский календарь, то на Украине намереваются кардинальным образом решить и календарный вопрос – то есть полностью порвать с православной традицией.
В этих условиях реанимируется совещание по диалогу с Восточными христианскими церквями, где принимается кардинально противоположное решение: восточные церкви переходят на православную Пасхалию.
Надеемся, что это событие сорвёт планы патриарха Варфоломея по отказу от православного календаря в угоду союза с католиками. По крайней мере, об этом свидетельствует тот факт, что в Совещании в Египте вынужден был принять участие Константинопольский патриархат, а патриарх Варфоломей даже прислал приветствие в адрес участников конференции.
Поэтому с полным основанием конференцию можно считать нашей Победой на коптском направлении, потому что инициатором Совещания было руководство Коптской Церкви.
1.