10 сентября в Институте стран СНГ состоялся Круглый Стол, посвященный 110-летию открытия концентрационного лагеря «Талергоф» для русских карпатороссов и, принятию утратившей свою легитимность Верховной Радой закона о запрете Православия в укрорейхе.
Круглый Стол был предварён молебном карпаторусским святым Алексию (Кабалюку), Максиму Сандовичу и акафистом преподобному Иову Почаевскому, которые были отслужены настоятелем храма св. Николая на Берсеневке игуменом Кириллом (Сахаровым) у установленного им Талергофского Креста у храма св. Николая.
В Круглом Столе также приняли участие Заместитель Председателя Синодального Миссионерского отдела протоиерей Александр Тимофеев, игумены Виталий (Уткин) и Кирилл (Сахаров), Председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев, руководитель «Руси Триединой» Сергей Моисеев, православные философы Евгения Бильченко и Дмитрий Куницкий и другие.
Открывая Круглый Стол, я выразил огромную благодарность о. Александру и Председателю Синодального Миссионерского Отдела епископу Евфимию – православным миссионерам и патриотам, проповедующим в зоне СВО и окормлящим православно-патриотические силы, мобилизующие их на дело православной миссии и в зоне СВО, на освобождаемых русских землях, и в тылу.
Затем я перешел к сути обсуждаемых вопросов.
Ключевое – события, связанные с Талергофом, должны быть официально признаны геноцидом русского народа. Полное замалчивание даты 110-летия открытия концентрационного лагеря «Талергоф» 2 сентября 2024 года является крупнейшей победой проекта «Украина» в России и свидетельствует о неприятном раскладе в пользу капитуляции России в виде похабного мира с прикрытием в виде «мирного плана Шольца» и т.п.
Теперь о самом Талергофе и геноциде русских Галицкой и Подкарпатской Руси. Существует тема, о которой наши оппоненты знают, но предпочитают умалчивать. Широкая же публика о ней вообще не осведомлена. Речь идет, с одной стороны, о русском национальном возрождении Галицкой и Карпатской Руси в ХIХ-ХХ веках, а с другой – об австро-венгерском геноциде русских (политических процессах над «русофилами», концлагерях и массовых казнях, унесших более 60 тыс. жизней) и о роли «украино-австрийской партии» в вышеназванном черном деле.
О масштабах русского национального возрождения в Галиции красноречиво свидетельствует собравшая более 100 тыс. подписей русских галичан петиция в Венский парламент: «Высокая палата! Галицко-русский народ по своему историческому прошлому, культуре и языку стоит в тесной связи с заселяющим смежные с Галицкой землей малоросским племенем в России, которое вместе с великорусским и белорусским составляет цельную этнографическую группу, то есть русский народ. Язык этого народа, выработанный тысячелетним трудом всех трех русских племен и занимающий в настоящее время одно из первых мест среди мировых языков, Галицкая Русь считала и считает своим и за ним лишь признает право быть языком ее литературы, науки и вообще культуры. Доказательством этого является тот факт, что за права этого языка у нас в Галиции боролись такие выдающиеся деятели, как епископы Яхимович и Иосиф Сембратович, ученые и писатели Денис Зубрицкий, Иоанн Наумович, Устианович, Дедицкий, Головацкий, Площанский, Добрянский, Петрушевич, Гушалевич, из младших же-Залозецкий, Свистун, Хиляк, Мончаловский, Иван Левицкий, Дудыкевич, братья Марковы, Вергун, Яворский, Святитский, Глебовицкий, Глушкевич, Полянский и многие другие. Общерусский литературный язык у нас в Галиции в повсеместном употреблении. Галицко-русские общественные учреждения и студенческие общества ведут прения, протоколы, переписку на русском литературном языке. На этом же языке у нас сыздавна издавались и теперь издаются ежедневные повременные издания, как: "Слово", "Пролом", "Червонная Русь", "Галичанин", "Беседа", "Страхопуд", "Издания Галицко-русской матицы", "Русская библиотека", "Живое слово", "Живая мысль", "Славянский век", "Издания общества имени Михаила Качковского", расходящиеся в тысячах экземпляров». Далее в петиции приводились требования свободы изучения и преподавания русского языка, истории и права на русских землях, входивших в состав Австро-Венгрии (Аристов Ф. Карпато-русские писатели. Т. 1. – М., 1916).
Столь же динамично стал развиваться процесс возвращения униатов в православие (на крупные церковные праздники до 400 крестных ходов прорывалось через австрийскую границу в Почаевскую лавру).
В ответ на рост русского возрождения в подвластных ей областях Австро-Венгрия развязала геноцид.
Сначала было проведено несколько показательных процессов над священниками и мирянами, переходившими в православие и говорившими по-русски. Это так называемые «Процесс Ольги Грабарь» (1882), первый и второй Мармарош-Сигетские процессы (1912-1914) над закарпатскими крестьянами, целыми селами переходившими в лоно Православной Церкви (более 90 человек осуждены, тысячи же крестьян несколько лет жили на осадном положении), процесс Максима Сандовича и Семена Бендасюка (1914), процесс доктора богословия Ф. Богатырца и «Дело братьев Геровских» на Буковине (1912-1914).
Затем, когда разразилась первая мировая война, начался массовый антирусский террор. Была создана сеть концлагерей. (Самый известный из них – Талергоф, близ г. Грац в Австрии.) В первое время было уничтожено более 60 тыс. человек, более 100 тыс. бежали в Россию, еще около 80 тыс. было уничтожено после первого отступления русской армии, в том числе уничтожено около 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к православию и России. Эти сведения приводит польский депутат Венского парламента А.Дашинский. Все русские депутаты этого парламента были расстреляны («Временник», Львов, 1938).
Вот что писал об этих событиях галицко-русский историк В. Ваврик: «Австро-мадьярский террор сразу на всех участках охватил прикарпатскую Русь... Наши братья, вырекшиеся от Руси, стали не только прислужниками Габсбургской монархии, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа... они исполняли самые подлые, постыдные поручения немецких наездников. Достаточно взять в руки украинскую газету "Дiло", издававшуюся для интеллигенции, чтобы убедиться в этом окончательно. Сокальский уезд был поленом в глазах "украинских патриотов", поэтому доносы с их стороны сыпались на русских людей, как град из черной тучи... Педагог Стенятинский выдавал видных, деятельных крестьян в околице... В селе Маковисках на своих прихожан доносил священник-униат Крайчик. В селе Сосница "мужи доверия" украинцы Михаил Слюсарь, войт Михаил Кушнир и другие донесли на своих односельчан, на основании их доноса крестьян повесили... Двоих – Николая Смигоровского и Андрея Гардого мадьяры-уланы привязали к своим седлам и волокли четыре километра до села Задубровы и обратно, потом повесили на вербах. В Станиславской тюрьме на Дуброве расстрелы шли с утра до вечера... Талергоф... В дневниках и записках талергофских невольников имеем точное описание этого австрийского пекла. Первую партию русских галичан пригнали в Талергоф 4 сентября 1914 года. До зимы 1916-го в Талергофе не было бараков. Сбившийся в кучу народ лежал на сырой земле под открытым небом, выставленный на холод, мрак, дождь и мороз... Священник Иоанн Мащак под датой 11 декабря 1914 года отметил, что 11 человек загрызены вшами. По всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели и без того люто потрепанные мученики, происходила "анбинден" – славная немецкая процедура подвешивания за одну ногу. Изъятий не было даже для женщин и священников...Но все-таки пакости немцев не сравнятся с издевательствами своих же. Немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами в душу славянина-русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем, вроде официала полиции г. Перемышля Тимчука, доносчика и палача, который выражался о родном народе как о скотине. Он был правой рукой палача Пиллера, которому давал справки об арестантах. Тимчука, однако, перещеголял другой украинец – униатский попович Чировский, обер-лейтенант австрийского запаса... Все невольники Талергофа характеризуют его как профессионального мучителя и палача». (Ваврик В. Терезин и Талергоф. – Филадельфия, 1966).
А вот свидетельство еще одного узника Талергофа, М.А. Марко: «Жутко и больно вспоминать о том тяжком периоде близкой еще истории нашего народа, когда родной брат, вышедший из одних бытовых и этнографических условий, без содрогания души становился не только на стороне физических мучителей части своего народа, но даже больше - требовал этих мучений, настаивал на них... Прикарпатские "украинцы" были одними из главных виновников нашей народной мартирологии во время войны» (Галицкая Голгофа. – США, Изд. П.Гардый, 1964).
Украинство, являющееся политическим униатством, всегда утверждалось методом геноцида. Принятый закон о запрете Православия в укрорейхе приведет к новому Талергофу и колоссальной победой противника является то, что в СМИ на эту тему говорили пару дней и все, а об исповедническом подвиге митрополитов Черкасского Феодосия и Запорожского Луки, отвергших самый опасный вариант предательства Православия путем подчинения УПЦ Константинопольскому Патриархату и призвавших православных христиан к исповедничеству.
Почему эта позиция замалчивается? Потому что она является скрытым призывом к России освободить Новороссию и Малороссию и этим спасти Православие.
20 сентября вступит в действие закон о запрете УПЦ, то есть откроется новый «Талергоф». Нет никаких 9 месяцев для «окончательного самоопределения», у Госкомитета по этнополитике есть право инициировать судебные процессы в течение месяца, удар будет нанесён по исповедникам митрополитам Феодосию и Луке, что, по мнению режима Зеленского, доломает УПЦ и заставит ее перейти в Константинопольский Патриархат, который ради этого подредактирует «Томос», как это лоббирует небезызвестный Кирилл Говорун. Но это будет иметь обратный эффект, и тогда откроют новый Талергоф. Некоторые наши братья, чтобы избежать нового Талергофа, предлагают в качестве «меньшего зла» передать УПЦ временно в Сербскую Церковь. Но нет ничего более постоянного, чем временное. И это будет таким же расколом, как и иные мифические альтернативы Русской Победе. И это не спасёт от нового Талегроф.
Клирик Ивановской епархии, кандидат политических наук игумен Виталий (Уткин) выступил с глубоким докладом о катастрофических последствия похабного мира с укрорейхом в случае его заключения: «СССР проиграл войну в Афганистане. Ведь поражение не сводится к капитуляции, потере территорий, контрибуциям и передаче лидеров страны суду противников. Очень мало войн заканчиваются такими поражениями, какое потерпела, например, Германия в 1945 году. Поражение в большинстве случаев – недостижение поставленных целей, ослабление. Например, Россия потерпела поражение в Первой мировой войне, так как не достигла своих целей, не оказалась в числе победителей. Потом, правда, потеряла и территории. Россия потерпела поражение в русско-японской войне, так как не достигла своих целей, а потом, опять же, потеряла и территории. Россия потерпела поражение в Крымской войне. За поражениями во всех этих случаях следовала внутриполитическая трансформация. В случае Первой мировой и Афганской войн - катастрофическая. Таковы наши отечественные исторические закономерности. Если бы Киев и большая территория Украины были бы под нами по итогам нынешнего противостояния, ореол УПЦ в её борьбе против ПЦУ (неканонической в силу разрыва апостольского преемства) и существующим там ныне режимом укрепил бы нашу общую церковную идентичность. Тогда подчеркивание исторической роли Киева и "святости" УПЦ в её "мученичестве" имело бы большой позитив для нас. Но в случае, не дай Бог, очередного в истории недостижения нами военно-политических целей и исторически-неизбежной в таком случае внутриполитической трансформации (может быть, даже те самые "три дня" о которых писал Розанов и которые мы помним по 1991 году) – опять же, упаси Господь, все наши нынешние восхваления православного Киева окажутся орудием против Русской Православной Церкви. Ведь Фанар так или иначе найдёт формулу вовлечения УПЦ в своё пространство. Повторю, что пока таковой формулой представляется Киевский экзархат, как преемник Киевской митрополии Константинопольского патриархата под прямым управлением Фанара. Не надо высмеивать Фанар и считать греков дураками и маргиналами. Не дураки и не маргиналы. За ними серьезнейшие мировые силы. И тогда, в критический момент, при отмене, как я писал вчера, Фанаром томоса 1589 года, нас ждёт серьезнейший раскол. Внутри Русской Православной Церкви. И у этого раскола, как считаю, есть внутренний фундамент. Внутрицерковное украинство и всё, держащее "фигу в кармане", окажется тогда ориентированным на Киев. На "мать городов Русских". На "святых мучеников и исповедников", нашедших "каноническое решение". Еще раз - не дай Бог. Поэтому для сохранения уже нашего собственного внутрицерковного единства нужна победа. А это - когда под Россией Киев и бОльшая часть территории Украины. Иначе может быть иначе. Не дай Бог».
Затем с докладом выступил протоиерей Александр Тимофеев, который предложил законодательно уровнять униатство и ваххабизм и запретить униатство. Он рассказал о том, как с приходом Русской Армии бегут из Новороссии униаты, раскольники и сектанты и описал проект «Ортодоксия» орудием миссионерского контрнаступления Русской Православной Церкви.
Игумен Кирилл (Сахаров) рассказал о том, как он начинал свой иноческий путь послушником Почаевской Лавры и обратил внимание на важность русинского вопроса и исповедническом подвиге современного духовного лидера карпатороссов о. Димитрия Сидора, которого судит режим Зеленского, но который не сдается.
Легендарный Православный русский журналист из Киева Светлана Пикта, которую партия похабного мира травит за то, что она является живым доказательством того, что Православный Киев ждет русскую армию, поведала о радости духовного общения с современным исповедником Православия митрополитом Черкасским Феодосием в храме которого она регентовала. Участники круглого стола отметили, что травля Светланы Пикты возымела обратный эффект, она стала узнаваемой общественно-политической фигурой. Ей пожелали занять пост уполномоченного по правам детей, как православную, русскую женщину с незапятнанной репутацией.
Затем выступил Руслан Калинчук бывший униат из Галиции, пришедший к Православию через труды святителя Игнатия Брянчанинова и перешедший на позиции Галицких москвофилов. Он считает, что даже нынешняя Галиция не является «отрезанным ломтем». Калинчук, имеющий блестящее духовное и светское образование решивший посвятить свою жизнь служению Русской церкви и миссии Малороссии по ее освобождению.
Его поддержала известный галицко-русский кинематографист Мария Титенич, отец которой был свидетелем триумфального въезда царя-мученика Николая Второго во Львов, когда вся столица Галицкой Руси встречала Русского освободителя-императора на коленях. Она предложила свой план популяризации галицко-русского возрождения, геноцида в Талергофе в киноискусстве.
Православный философ, прошедший через заблуждение украинства, а ныне являющаяся волонтером в зоне СВО Евгения Бильченко заявила, что украинство лечится только путем шокотерапии, в том числе правдой о геноциде русских в Талергофе.
Руководитель «Руси Триединой» Серей Моисеев, отметив важность популяризации правды о Талергофе, обратил внимание на важность слова каждого из присутствующих. Он привел в пример свое обращение к президенту Белоруссии Александру Лукашенко о недопустимости сноса здания в Могилеве, связанного с памятью святителя Георгия Конисского, убедившего Екатерину Вторую освобождать Малороссию и Белоруссию. Лукашенко его услышал и здание сносить не стали.
Белорусский православный философ Дмитрий Куницкий рассказал о том, что западный русизм в Белоруссии постепенно преодолевает сопротивление прозападных униатских сил, шаг за шагом отвоевывает свои позиции, что нашло свое воплощение в новом проекте «Национального исторического музея Белоруссии». Он также призвал широко отметить в следующем году 230-летие Западной Белоруссии с Россией.
Кирилл Александрович Фролов, глава Ассоциации православных экспертов, руководитель отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ
Фото предоставлены автором