В среду, 4 сентября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий встретился в епархиальном управлении с ректорами вузов, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
Присутствовали наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин, ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный храмов при вузах протоиерей Петр Мухин, руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела Наталья Родоманова, ректоры - СПбГУ Николай Кропачев, Политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской, Педиатрического медицинского университета Дмитрий Иванов, Института кино и телевидения Екатерина Сазонова, Северо-Западного медицинского университета имени Ильи Мечникова Сергей Сайганов, Гидрометеорологического университета Валерий Михеев, Института культуры Александр Тургаев, Химико-фармацевтической академии Игорь Наркевич, Университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов, Межвузовского студенческого городка Александр Белокобыльский; начальники военных учебных заведений - Военно-космической академии имени Александра Можайского Анатолий Нестечук, Военной академии войск нацгвардии Андрей Кийко, Университета МВД Игорь Амельчаков.
«Сердечно вас приветствую на нашей традиционной встрече в начале учебного года с пожеланиями успехов, вдохновения и всяческих благ от Господа, - сказал владыка. - Отрадно свидетельствовать, что на высоком уровне поддерживается сотрудничество епархии с вузами северной столицы. Этому способствуют взаимоуважительные и конструктивные отношения, которые сложились между духовенством и ректорами. У нас присутствует общий взгляд на процессы, которые протекают в обществе и мире, на отношение к традициям и ценностям народа, а главное - на цели в воспитании молодого поколения. Получение высшего образования играет большую роль в судьбе человека. Благодаря ему он получает квалификацию, навыки, умения, становится специалистом в интересующей его области, что позволяет ему не просто занять свое место в жизни, в обществе, но и получать удовлетворение от труда. Период обучения - важный этап в формировании человека как личности. Формирование это не может обойтись без духовной составляющей. Её игнорирование приводит к плачевным последствиям, о чем красноречиво говорит пример западной цивилизации. Заботится о комфортной и достойной жизни людей, несомненно, важно. Но сводить все исключительно к материальным благам, к погоне за удовольствиями неверно. Это путь к духовной деградации, к духовной смерти. Вытеснение религии из общественной жизни, замена традиционных нравственных ценностей идеей свободы, к сожалению, стало тенденцией в государствах, которые ранее были оплотами христианской культуры. А начинаются эти разрушительные процессы с неправильного воспитания детей, со школьной, а потом и университетской скамьи, где псеводоценности пропагандируется и прививаются».
«Растёт доля молодых людей, которые стремятся продлевать свое "детство" - то есть избегать ответственности, в том числе связанной с семейной жизнью и рождением детей, жить ради самих себя, в свое удовольствие - то есть, по сути, страдать социальным инфантилизмом, - продолжил архипастырь. - Как пишет в статье о новой воспитательной модели ректор Российского православного университета, Александр Владимирович Щипков: "Инфантилизм - это прежде всего отказ от ответственности. Призыв жить сегодняшним днем, в виртуальном мире, не брать ничего близко к сердцу, утешаться гаджетами, модой, анимацией. Тем более что само понятие "взрослость" серьезно искажено. Общество соблазна и спектакля в принципе несовместимо с ответственностью и нравственностью, а без них невозможно взросление. Борьба с инфантилизмом, выращивание взрослых людей - вот одна из главных задач, которую придется системно решать на государственном уровне". Поэтому для современного российского общества, для сохранения нашего суверенитета - как экономического и политического, так и духовного, необходимо особое внимание уделять вопросам духовно-нравственного воспитания, религиозной составляющей в образовании. Конечно, наше государство является светским, и этот принцип не оспаривается. Но мы знаем, какую важную роль сыграла православная вера для формирования российского государства, для развития культуры, языка, общественной жизни. Духовные ценности, которые разделяет верующий человек - это не абстрактные идеи, это то, что находит реальное отражение в его жизни. Благодаря евангельским ценностям - милосердию, любви к ближним, жертвенности, целомудрию - русский человек неизменно преодолевал испытания и разного рода исторические вызовы, сумел сохранить свою национальную идентичность и одерживал победы над врагами как внешними, так и внутренними. Эти ценности воспитывались в семье, доносились из уст учителей и наставников, конечно, о них проповедовали в храмах. Таким образом, благодаря воспитанию и образованию человек получал верное представление о добре и зле, о жизни и смерти, о том, что временно, а что вечно».
«Сегодня в вопросах воспитания молодежи есть свои сложности - и, наверное, одна из главных заключается в неконтролируемом потоке информации, который окружает молодых людей - в первую очередь, в интернете и социальных сетях. Тем важнее давать альтернативу иной раз царящей там бессмыслице и пустословию интересными содержательными лекциями, живым словом, и конечно, вдохновляющим примером наставников. Нельзя отрицать, что устремления у молодых людей правильные. Юные сердца тянутся к познанию, ищут справедливости, желают свободы. Но даже ставя такие возвышенные цели, можно ошибиться и промахнуться. Слово "грех" в переводе с греческого языка как раз и означает промах, ошибку. То есть намерение может быть и благое, но человек по ряду причин промахивается в достижении столь же благой цели. Так бывает, к сожалению, и у молодых людей. Им хочется начать свободную самостоятельную жизнь, как-то себя реализовать, но случаются осечки, грехи, и цель не достигается. А для того, чтобы достичь цели, как раз всего вышеперечисленного - и свободы, и справедливости, и знания, нужно иметь точку опоры. Таковой для человека является Бог. И помощью людям, а особенно людям молодым, в нахождении этой точки опоры служат духовные ценности, которые передаются благодаря наставникам и учителям. Отрадно, что в настоящее время в нашем государстве большое внимание уделяется воспитанию молодежи в уважении к этим ценностям. Слава Богу, они сохраняются и передаются. Главное, что несмотря на отрицательное влияние западной культуры, которое заботами руководства страны в нашем обществе снижается, молодежь все больше интересуется историей русского народа, его культурой и его верой. Это особенно важно в нынешнее судьбоносное время, когда проходит специальная военная операция, требующая мобилизации в том числе духовных сил. Наше общество призвано быть единым перед лицом реальных внешних угроз. И важную роль в этом призвано играть молодое поколение», - отметил правящий архиерей.
Митрополит Варсонофий подчеркнул, что один из символов такого единения в нашем городе - общегородской крестный ход по Невскому проспекту в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, 12 сентября, и в этом году отмечается 300-летние перенесения его мощей из Владимира в Санкт-Петербург. Владыка пригласил преподавателей и студентов на крестный ход.
«Князь Александр жил в сложные для Отечества годы, когда вместе с внутренними усобицами происходили иноземные вторжения. В молодом возрасте он явил пример непоколебимой стойкости, мужества в испытаниях, силы духа и воли, и конечно, беззаветной любви к Отечеству. Его пример сегодня особенно важен для каждого жителя нашей страны, для молодежи, для военных, для тех, кто защищает ее рубежи в зоне боевых действий. Этот пример пусть вдохновляет нас, полагать силы на благо Родины, призывая к этому своих подопечных, учащихся - тех, кто в свое время будет открывать новые славные страницы нашей истории», - завершил владыка приветственное слово.
2.
«А для того, чтобы достичь цели, как раз всего вышеперечисленного - и свободы, и справедливости, и знания, нужно иметь точку опоры. Таковой для человека является Бог. И помощью людям, а особенно людям молодым, в нахождении этой точки опоры служат духовные ценности, которые передаются благодаря наставникам и учителям. Отрадно, что в настоящее время в нашем государстве большое внимание уделяется воспитанию молодежи в уважении к этим ценностям.»
///////////////////////
Разномыслие, насколько, известно, в Православии не запрещается и те, кто препятствуют тому – служат явно не Творцу и должны об этом знать, чью бы т.н. «честь мундира» не пытались «защищать»?
Так вот, что касаемо утверждения в фрагменте текста… Вопрос… А разве через т.н. духовные ценности познается Бог?
1.
«Мне очень нравится принцип власти в Иране, где над технократической верхушкой стоит духовный орден «стражей революции», задающий концептуальный вектор, которому беспрекословно следуют технократы. Самое же удивительное, что это...»
Вот та же встреча с ректорами вузов митрополита Варсонофия - ну не «прообраз» ли мечты автора публикации иль… что-то здесь не так?