«14 августа — церковный праздник, "медовый Спас". Почему в кавычках? Убедитесь сами — раскройте церковный календарь любого формата, книжного или электронного — никакого "медового Спаса" вы в нем не найдёте», - пишет известный православный миссионер и публицист, председатель комиссии Ивановской митрополии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иеромонах Макарий (Маркиш) в статье «Сладкая горечь», опубликованной в газете «Известия».
«В эти дни, - напомнил он, - когда годовой круг миновал вершину лета, пчеловоды средних широт России обычно откачивают из ульев первый мёд. Следуя очень древним обычаям, они приносят (точнее сказать, приносили когда-то) первые плоды своих трудов Господу Богу. В ветхозаветную эпоху подобные пожертвования были средством существования для всего священнического сословия. У нас в стране в былые времена это была существенная поддержка для монастырей и сельского духовенства.
А сегодня много ли среди нас пчеловодов, особенно в городах? Очевидно, что нет. Но накануне "медового Спаса" люди усердно вносят «финансовые пожертвования» в кассы продуктовых магазинов, несут баночки с медом в приходские храмы, где священник читает над ними некую малопонятную для них молитву. До её смысла, как и до самого богослужения, "медоносцам" нередко нет дела. Священник окропляет баночки с медом святой водою, после чего с чувством глубокого удовлетворения мёд уносят домой».
«И ровно то же самое происходит через пять дней с яблоками в великий праздник Преображения Господня, который по той же неразумной схеме именуют "яблочным Спасом". Грустно и даже горько», - признался отец Макарий.
«Что же в самом деле это за день — первый день августа по старому стилю? Какие вехи церковного календаря, а значит, и всей церковной жизни, стоят за ним?
Первое и самое очевидное — начало Успенского поста, краткого двухнедельного периода подготовки к Успению Пресвятой Богородицы, - пояснил пастырь. - Пост той или иной продолжительности всегда предваряет важнейшие события церковного года — Воскресение и Рождество Христово, праздник в честь апостолов Петра и Павла, Успение Пресвятой Богородицы Марии.
И вот как раз с началом Успенского Поста и связано первое реальное событие этого дня, вкратце именуемое Изнесением Креста. Летняя пора в южных городах была временем тяжких эпидемий. В Константинополе был обычай: две недели подряд, до самого Успения, проходить крестным ходом по улицам столицы имперской Византии с молитвами о защите и избавлении от болезней.
С этой целью тот самый Святой Крест, на котором был распят Спаситель, торжественно выносили из императорского дворца. Так продолжалось вплоть до XIII века, когда вместе со множеством других святынь Крест был похищен при разграблении Константинополя крестоносцами 4-го Крестового похода».
«И теперь первый день Успенского поста, на утрене особо украшенный Крест — как символ того единственного Креста — выносится на середину храма с коленопреклонением и пением незабываемой стихиры: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…". Происходит это по тому же чину, что и в великой праздник Воздвижения Креста 27 (14) сентября. А после Божественной литургии совершается освящение воды, что символизирует защиту от болезней и других вредоносных воздействий», - рассказал отец Макарий.
«Другая метка церковного календаря в этот день — Празднество Всемилостивому Спасу (Спасителю) и Пресвятой Богородице. От него, очевидно, и пошло прозвище "медового Спаса". Оно также укоренено в исторических событиях, причем в двух сразу, приблизительно одновременных, в XII веке: военных победах великого князя Андрея Боголюбского и византийского императора Мануила I Комнина.
Однако сладость триумфа в обоих случаях перекрывается горечью трагедии. Князь Андрей был убит изменниками, а турки нанесли армии Мануила такой разгром, от которого Восточно-Римская империя не смогла до конца оправиться», - напомнил он.
«Есть и третье событие, отмечаемое 14 (1) августа: Память мучеников Маккавеев. Во II веке до Рождества Христова в Иудее царствовал сирийский правитель Антиох IV Епифан, активно насаждавший идолопоклонство и чуждые обычаи (совсем как у нас в недавнем прошлом…). Под лозунгом религиозного возрождения поднялось народное восстание, во главе которого стал Иуда Маккавей (маккава — по-арамейски молот). Это имя перешло к другим участникам восстания; в результате Иудея обрела независимость, но вскоре была завоевана Помпеем Великим.
Во Второй Маккавейской книге Ветхого Завета описан мученический подвиг семи братьев и их матери в самом начале восстания; они были примером для многих поколений христианских мучеников и почитаются Церковью наряду с ними.
Но вернемся к мёду. Мы смотрим на него равнодушно, между тем как прежде мёд был главным носителем желанной, но, увы, не духовной сладости и очень значительным символом. "Земля, где течет млеко и мёд" была целью ветхозаветного порыва к свободе. Памятно грозное предсказание Господа Бога: "Я введу их в землю… где течет млеко и мёд, и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой".
Надо бы услышать Его и нам — пока сладость не стала горечью», - призвал отец Макарий.