Совещание у Верховного главнокомандующего, посвящённое обстановке в приграничных с Украиной областях, заставило вспомнить ГКО времён Великой Отечественной войны. Напомню, 30 июня 1941 года совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета народных комиссаров и Центрального комитета ВКП(б) был создан Государственный комитет обороны, чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти.
Решения ГКО были обязательными для всех граждан, организаций и органов власти. Возглавил ГКО И.В.Сталин, который к тому времени уже руководил Ставкой Верховного Главнокомандования, а также занимал высший партийный пост и должность председателя Совета народных комиссаров. В течение всех военных лет Государственный комитет обороны осуществлял руководство военными действиями, хозяйственной деятельностью государственного уровня, внешнеполитической работой, а также обеспечением внутренней безопасности страны.
Очевидно, что этот орган государственной власти военного времени сыграл первостепенную роль в достижении победы, поскольку координировал всю необходимую деятельность для ведения войны. ГКО определял планы экономического развития страны в военный период и ежедневно контролировал их исполнение. Непосредственное руководство боевыми действиями осуществляла Ставка Верховного Главнокомандования через Генеральный штаб.
Нынешняя война по масштабу той уступает, но по сложности обстоятельств нет. Наши тогдашние союзники перешли в стан врагов, и возглавили новый поход против России. Мы противостоим всему западу в одиночку. Задачей некогда цивилизованного запада является уничтожение России, или, по крайней мере, максимальное её ослабление. Очевидно, что в этих сложнейших условиях необходима максимальная концентрация всех усилий для достижения победы. В первую очередь организационная.
В октябре 2022 года был создан специальный совет по безопасности во главе с председателем правительства М.В.Мишустиным, который позволил более оперативно решать многие задачи. Следом был создан координационный совет для обеспечения потребностей специальной военной операции. В чём-то он напоминает Комитет Государственной Обороны. Но только напоминает. Координационный совет и Государственный комитет - это организации разного уровня. При нападении на Курскую область несогласованность наших действий была использована врагом.
Ход войны под названием «специальная военная операция» находится под постоянным контролем Верховного главнокомандующего, президента страны В.В.Путина. Владимир Владимирович регулярно проводит совещания с военным руководством и командованием, лично посещает пункты управления СВО. Но разработка общей стратегии и конкретных военных операций, как можно понять со стороны, осуществляется военными самостоятельно и представляется в виде докладов.
Соответственно, исполнение принятых решений тоже остаётся за ними. Достаточно ли это в настоящих условиях? Вопрос открытый. Известно, что во всё время Великой Отечественной войны Верховный главнокомандующий лично и ежедневно руководил военными совещаниями и контролировал принятые решения. Некоторые скажут, что так поступать человеку без военного образования и боевого опыта было безрассудно? Но, во-первых, боевой опыт у И.В.Сталина был немалый. Да, в Царской армии он не служил, но во время Гражданской войны был членом военных советов Царицынского, Южного, Юго-западного и Западного фронтов. Его учителями (не в прямом смысле, а в качестве образца действий) были генералы и офицеры дореволюционной армии. Командующими этих фронтов были: генерал-лейтенант А.Е.Снесарев, генерал-майор П.П.Сытин, генерал-майор В.Н.Егорьев, полковник А.И.Егоров, полковник В.М.Гиттис, полковник П.А.Славен, генерал-лейтенант Д.Н.Надёжный.
Начальниками штабов тех же фронтов были: генерал-лейтенант И.И.Защук, подполковник, выпускник духовного училища В.С.Лазаревич, полковник Н.В.Сологуб, полковник М.А.Баторский, капитан С.А.Меженинов, капитан И.И.Глудин, обер-офицер А.И.Кук, полковник Н.Н.Петин.
Причём вместе с Егоровым в качестве главнокомандующего и Петиным, в качестве начальника штаба, Джугашвили-Сталин воевал на трёх фронтах. Вот откуда у Верховного главнокомандующего Советской армии Иосифа Виссарионовича Джугашвили «появилось» столь объёмное стратегическое мышление, позволившее ему управлять военными, мобилизационными и геополитическими процессами сложнейшей мировой войны. Во-вторых, о правильности того решения говорят результаты.
Зная решимость нашего нынешнего Верховного главнокомандующего В.В.Путина, не сомневаюсь, что он готов взять на себя прямое управление ходом спецоперации. Помню, ещё в начале СВО, когда всё ещё шло успешно, депутат Государственной Думы от руководящей партии Е.А.Фёдоров предсказывал, что последуют поражения и будет создан Государственный Комитет Обороны во главе с Верховным. Поражения действительно последовали, но ГКО до сих пор не создан. Почему? Возможно, в верхнем эшелоне власти срабатывает внутренний стопор, унаследованный от либеральной идеологии – не делать как при Сталине. А что тут плохого? Страна одержала величайшую в своей истории победу, освободила половину Европы, по итогам войны было создано объединение дружественных нам стран.
Как видим, опыт вполне положительный. Этот победный опыт может помочь нам и сегодня.
Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»