В этот же день Церковь отмечает память св. благоверного князя Андрея, по сути, первого русского царя. Не случайно цареубийцы приурочили убиение Царской Семьи ко дню его памяти. Династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре (первый царь – Михаил) и в Ипатьевском доме завершила свой земной путь. Случайно ли это? Конечно, все продумано у врага рода человеческого.
Убийство задумывалось в течение значительного времени, и большевистские главари были в курсе этого. И, конечно, это убиение было совершено ритуальным образом. Отец Николай с острова Залит говорил, что ему было открыто в видении, какие ужасные муки претерпела Царская Семья, что был отнюдь не расстрел, это было прикрытием. Приезжали специальные люди с длинными бородами, в длинных одеяниях. Было ритуальное убиение с пусканием крови, издевательствами, мучениями. Тела Царственных Мучеников сожжены, и как говорил отец Николай – «убийцы пили вино с пеплом Царственных Мучеников».
О нашем последнем царе Николае, этой благородной личности, человеке сильной воли, очень много можно сказать. Иногда людям спокойным, которые не подвержены вспышкам раздражения, приклеивается ярлык слабовольных. Император говорил, что порок раздражительности он победил. В детстве, когда в играх наступало какое-то недоразумение, какая-то несправедливость по отношению к нему, он подавлял в себе вспышки гнева, удаляясь в соседнюю комнату, читал книгу, и потом возвращался, как ни в чем не бывало. У него была сильная воля, твердые намерения. Это как железная рука в бархатной перчатке – все было обходительно, тактично - удивлялись некоторые министры, что их освобождали от должности. Вроде бы царь не гневался, не вспыхивал, не кричал, но накапливался негатив и в какой-то момент такое решение принималось. Подобно Суворову Николай II прошел все ступени воинского служения – от взводного до полковника. Дальше он себя не продвигал по карьерной лестнице – только генерал мог возвести в генеральский чин, а он для себя от скромности этого не сделал, оставался полковником до конца своих дней. Проявил настойчивость, когда встал вопрос о браке с Гессенской принцессой Аликс. Не вполне были расположены к этому браку родственники царя, его родители, но он добился своего, и брак был заключен. Это был очень крепкий брак, пятеро детей родились, и, судя по переписке Царственных Особ, между ними были очень теплые, добрые отношения, Царица была первой советницей Царя. В чём только её не упрекали: что она высокомерна, что она чуть ли не ведет закулисные переговоры с Германией о сепаратном мире. Даже приходили уже после свержения Царя проверять, где эти провода, где эти тоннели, по которым шли эти переговоры.
Конечно, ничего подобного не было. Она говорила: «Я чувствую себя матерью этого народа». Царица Александра очень прониклась Православием, будучи по рождению, крещению лютеранкой. Несмотря на то, что ее отец отнесся к переходу в Православие отрицательно, она все-таки стала православной, любила посещать храмы, монастыри, общаться с духовными лицами, с другом Царской Семьи Распутиным Григорием Ефимовичем - тоже оклеветанной личностью в нашей истории.
Сто с лишним лет прошло со времени убиения Царской Семьи, а их светлый облик и духовная высота остаются – это закономерность. Как бы люди ни пытались исказить историю, нанести грязь на могилы каких-либо героев, а все равно правда Божия, как зеленая трава сквозь толщу асфальта пробивается. Так происходит и с благоверным царем Иоанном Грозным, и с генералиссимусом Иосифом Виссарионовичем Сталиным, и старцем Григорием Распутиным.
Царь Николай освоил все отрасли военного искусства: и в кавалерии, и в артиллерии, в инженерном деле и др. Когда 1 августа 1914 года началась война, он записал в своем дневнике: «Моя совесть чиста, я сделал все, чтобы не допустить войны». Иногда говорят: «Вот, ввязались в войну, за эту Сербию. Зачем?» Во-первых, это наш ближайший союзник. По сути, кто такие сербы? Малые русские. А самое главное, что Германия знала о планах перевооружения Русской Армии к 1919 году, и спешила опередить события, искала повод для войны. Не Сербия, так другой нашли бы повод. Выдали заведомо неисполнимый ультиматум – требования к Сербии. Особенно возмутительно, что чиновники Австро-Венгерской Империи требовали согласия на их участие в расследовании убийства эрцгерцога Фердинанда. Да, в ответ на всеобщую мобилизацию Германия 1 августа, 6 августа – Австро-Венгрия объявляют нам войну, также позже Турция и Италия, которые были на стороне этих двух держав.
Николаю II было свойственно исключительное самообладание и мужество. Когда он узнал, что наш флот погиб в Цусимском сражении (эскадра проделала огромный путь, в несколько тысяч километров), он побледнел и поспешил отойти в сторону. Для него это был большой удар. Несмотря на эту катастрофу, серьезные историки считают, что в этой войне Япония не победила, а Россия не проиграла. Иногда говорят: «Слабый царь, неудачник» - и т.д., и т.п. Со старшим братом постоянно пикируюсь, посылаю ему десятки статей по поводу настоящего облика последнего русского царя, но он упорствует: «Вот с Японией мы проиграли войну, с Германией тоже». Я говорю: «Но почему все претензии к Царю?» - «Он первое лицо, он за все отвечает». Правильно ли такое утверждение? На приходском уровне – все ли зависит от настоятеля? Многое, но далеко не все. А как быть, если приходят люди, так же, как и в монастырь, из мира, с грузом негативных привычек, недостатков, пороков. Как их переделать за короткое время? Это невозможно, это большой длительный процесс. А если людей, по-настоящему компетентных, верных – острый дефицит? Так было подготовлено всей предшествующей эпохой, целый XIX век – были и декабристы, и петрашевцы, и народники, которые убивали, и наши писатели, типа неистового Виссариона Белинского, о котором Достоевский писал, что «это смрадное, тупое явление нашей русской литературы». Это безследно не проходило, качество людского материала ухудшилось. И что делать на том же приходе? Часто забывается, как сегодня забыли раздать наше приходское печатное издание «Берсеневские страницы». Сколько недоразумений возникает, трапезника не найдешь, дежурные все забывают, пономари что-то накуролесят. Ну что, виноват настоятель во всем? Надо людей подбирать, а если их нет, если острый дефицит людей? Поэтому далеко не все зависит от первого лица, тем более в огромном государстве. Не случайно Николай I говорил: «Россией правят столоначальники, а вовсе не царь». Также говорили: «Бог его знает, как Россия управляется, Сам Бог ею управляет». Такая огромная страна, столько народов, столько религий, конечно, по-человечески это невозможно.
Императору Николаю было свойственно методически достигать поставленных целей, то есть не вспыхнуть: догнать, перегнать Америку, а все просчитывалось. Сколько можно приводить потрясающих цифр: и километраж железных дорог, и выработка чугуна, добыча угля, нефти и прочие показатели были впечатляющими. Самый главный критерий эффективности управления – это демография. Если сейчас у нас по разным данным – миллион и даже больше вымирает, в основном, славянское, русское население, то при Николае II – на два-три миллиона в год оно увеличивалось. За 23 года его правления на 62 миллиона увеличилось население страны. Приезжаем в деревню в Тверскую область, еще лет 15 назад там местных уже не было, но были дачники. Сейчас приезжаешь – одна семейная пара на всю деревню. Где люди?
Император долго обдумывал, он стоял на страже Самодержавия, ему отец это завещал. Он чувствовал свою ответственность перед Богом за страну, и это самосознание было обусловлено тем, что мы огромная страна, какая демократия, какая болтология - тут часто необходимо прямое действие. Вот сейчас читаешь: сотни предложений, как улучшить то, как улучшить это. А президент по Конституции ограничен в своих правах. А для самодержавного государя было свойственно прямое действие, он мог одним указом что-то предписать, отменить и так далее. А когда нужно оперативно действовать, то это очень важное обстоятельство. При Николае II у нас налоги были в два раза меньше, чем во Франции и Германии, и цены, соответственно, на предметы первой необходимости были самые низкие. Только Америке уступали, мы входили в пятерку самых развитых мировых держав. Царь говорил: «Нет той жертвы, которой я не принес бы во имя действительного блага и для спасения России». Он знал, что его ждет – было пророчество Авеля о том, что будет печальная кончина его и его семьи. Он это знал и говорил: «Не беспокойтесь, до 1918 года ничего не случится». Он знал, когда намечено уничтожение его и его семьи. Родился в день праведного Иова Многострадального, что было очень символично, потому что много скорбей выпало на его долю. Известный советский поэт Михаил Кольцов говорил в 20-е годы: «Где тряпка, где слабовольное ничтожество, ничего подобного, посмотрите на поступки Николая. Сколько было противоположного тому, что всячески старались распространять». Очень много зависело от окружения, и мы знаем факты, что не все сообщалось императору, была настоящая информационная блокада.
Уже все по швам трещит в Петрограде, а ему сообщают: «Все под контролем, все в порядке». Не хотели как-то себя принижать, а на самом деле все давно уже было не так благополучно. Николай II удивлялся: «Какие реформы?! Идет война жестокая, надо сначала завершить ее, а потом какие-то реформы проводить». Так было и в 1905 году, когда грянула первая русская революция, когда поднялась волна в церковной среде за преобразования. Император начертал резолюцию о том, что он по праву считает неблаговременным в настоящее время проведение Поместного Собора для решения актуальных вопросов церковной жизни. Но было создано Предсоборное Присутствие для тщательной подготовки Собора, который произошел уже после свержения Самодержавия в августе 17 года и первым Патриархом после восстановления патриаршества был избран митрополит Тихон.
Ещё хотелось сказать, что наш последний царь отличался, как и Суворов, добрым отношением к воинам, поистине, он был отец солдатам. Феноменальная память. Он знал на память многое, как и наш Президент поражает знанием каких-то процентов инфляции, состояния ЖКХ, роста товарообмена с какими-то государствами. Николай II знал, вплоть до фамилий полковников, расположения войск, все перемещения. Сталин тоже в этом плане отличался. А вот, такой факт из его жизни: когда он был в Крыму, в Ливадии, хотели ввести солдатскую форму. Он, как отец Отечества, Хозяин Русской Земли (как он написал в переписном листе), сам одел эту солдатскую форму и 40 верст прошел по горным тропинкам для того, чтобы убедиться, что эта форма удобна, оптимальна. То есть на себе решил это испытать. Это тоже показывает масштаб личности. При нем подводный флот у нас появился, а авиапарк российский был крупнейшим в мире – 700 самолетов. Один американский экономист говорил, что если все так будет развиваться без препятствий, то Россия к середине XX века станет самым могущественным государством мира. Война была неизбежна - делили колонии, стремились к переделу мира, кто-то мечтал у нас о Галиции, о проливах, о Константинополе даже, еще раньше, во время Балканских войн XX века это было. Григорий Ефимович Распутин предупреждал, что не надо этого делать. А что касается Галиции, то в памятнoй записке министра внутренних дел России Дурново Императору Николаю II (1910 г.) читаем: «Кто присоединит Галицию, тот потеряет Империю». И действительно, мы знаем, как рвануло в конце 80-х, прежде всего, в Галиции, и как развалился Союз. Царь отличался миролюбием, он был инициатором Гаагской мирной конференции, предлагал программу разоружения, но не нашел отклика у других государств на свои предложения. Когда Германия с начала войны стала успешно наступать на Францию и возникла угроза Парижу, то наша Армия, не до конца подготовленная, выступила в Восточной Пруссии. По первости, успех нам сопутствовал, но потом произошло окружение, и случился разгром. Мы спасли Францию, но, к сожалению, союзники оказались неблагодарными и те гарантии, которые они давали лично Николаю – все это не было исполнено, в частности, Англия не приняла его, когда такой запрос пришел.
С начала войны Николай II многократно приезжал в Ставку, объезжал военные заводы, госпитали, беседовал с каждым из раненых солдат. Успех сопутствовал нашей Армии, в общей сложности, у нас было два с половиной миллиона пленных немцев и австрийцев, причем, содержали их в довольно сносных условиях, только пять процентов погибло. Это очень низкий показатель для пленных. Австро-Венгрия была практически разгромлена, наши войска даже вступили во Львов, Николай приветствовал на площади проходившие войска, народ все принимал с восхищением. К сожалению, потом пришлось отступить, причина – снарядный голод. Из-за преимущества у Германии тяжелой артиллерии, пришлось весь 1915-й год отступать. Польшу, Прибалтику, Западную Украину, Западную Белоруссию мы оставили. Вот в этой критической ситуации в августе 1915 года император принимает на себя верховное главнокомандование. Обычно первые лица так поступают, когда успех маячит на горизонте, чтобы им достались победные лавры. А он принял командование, когда мы были в таком критическом положении. Его отговаривали, его окружение возмущалось, что не надо этого делать, но он сказал: «Я принял твердое решение». И что же? Сразу начались успехи. Многое значит дух воинства. Суворов говорил, что это главный фактор. Дух у нашего воинства резко поднялся. Брусиловский прорыв в 1916 году – ведь это Николай разработал, когда мы прорвали фронт, полтора миллиона вражеских солдат погибло. Он даже рисковал своей жизнью, находясь в окопах в видимости врага, могла просто накрыть артиллерия, когда он осматривал позиции.
Отступление прекратилось, преодолели и снарядный голод, больше стало пулеметов и другого вооружения. Многократно все возросло. Знающие люди считали, что к июню 1917 года вполне было реально взять Берлин. Но, увы, внутренняя смута спутала все карты. Черчилль говорил, что катастрофа постигла корабль Российский, когда уже пристань победная была на горизонте. И опять мы выручали наших союзников, когда была верденская мясорубка, о которой Мопассан, по-моему, писал, то мы опять спасли положение. Даже было 60 тысяч наших солдат, экспедиционный корпус, был направлен, чтобы поддержать французов. На Кавказе турецкая армия в два раза была больше, чем наша, но мы подошли к Константинополю, освободили Турецкую Армению. Большие успехи были там. Потом все большевики сдали – крепость Карс и пр. Нынешняя Армения – это одна десятая от исторической Армении. Вот какие последствия для этого народа. И, конечно, печальный финал – «Кругом трусость, измена и обман». Николай остался в одиночестве. Спорят: было ли отречение, не было ли отречения, тут разные точки зрения. Судя по всему, скорее всего – было. Для блага Отечества он пошел на этот шаг, но, увы, это не остановило кровопролития и поражения в войне.
Много еще можно было бы говорить на тему Царственных Мучеников, о Николае II. Он остается с нами, наши солдаты видели его на ступенях Рейхстага, он неоднократно являлся во главе нашего войска, помогает нашему Отечеству. Мы должны постоянно прибегать к молитвенной помощи Святых Царственных Мучеников в годину огромных испытаний, которые переживает наше Отечество. Они наши крепкие помощники и заступники.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России
6. Ответ на 3, Кожухевич:
серьезные историки считают, что в этой войне Япония не победила, а Россия не проиграла.
А у этих серьезных историков тоже видения, как у отца Николая с острова Залит?Крепость Карс сдали, а так то все хорошо было. Так хорошо. УПЦ всю Украину со Святыми лаврами сдала бандеровцам, а большевики только крепость Карс. Серьезные историки говорят.
5. Ответ на 1, Владимир С.М.:
Может, к слову, и понимание придёт того, что бесконечные споры про капитализмы и социализмы на фоне такого "почитания" - пустопорожни, бесплодны и душевредны".
Конечно, душевредны!)
Ведь капитализм - это единственно возможная, необходимая, и .... органичная форма устройства и государственного, и... духовного, личного)))
4.
Но вот заходишь на патриотический сайт, скажем, "Завтра". Сталина они понимают, Царя нет. Неужели нет силы понимания? Есть. Но не хотят....
3.
серьезные историки считают, что в этой войне Япония не победила, а Россия не проиграла.
А у этих серьезных историков тоже видения, как у отца Николая с острова Залит?
2.
"Отступление прекратилось, преодолели и снарядный голод, больше стало пулеметов и другого вооружения. Многократно все возросло. Знающие люди считали, что к июню 1917 года вполне было реально взять Берлин."
/////////////
Да хоть Европу с "америками" и… Антарктидой впридачу - дальше то, что было делать? В конце-концов должен же священник - прежде чем выдать такие "суждения" - прежде объективно оценить состояние тогдашней ВЕРЫ в Отечестве и почему вдруг царь Николай II вознамерившись (по утверждению?) "уйти" в патриархи первоочередной задачей, получается, "считал" "смирить всех в Любовь"?
Может быть, действительно прав Патриарх Кирилл - не слишком ли много "писателей" "развелось" в штатном составе РПЦ? Впору и впрямь в очередной раз вспомнить Владимира Ильича - не им ли было сказано "лучше меньше - да лучше"?
1.
Может, к слову, и понимание придёт того, что бесконечные споры про капитализмы и социализмы на фоне такого "почитания" - пустопорожни, бесплодны и душевредны:
Мы должны постоянно прибегать к молитвенной помощи Святых Царственных Мучеников в годину огромных испытаний, которые переживает наше Отечество. Они наши крепкие помощники и заступники.