Значительную часть своей жизни владыка Патермуфий, уроженец Вятской земли, провел в пос. Городище Луганской области. В местном старообрядческом Успенском храме он был уставщиком, начиная с 1983 года. Я как раз закончил Московскую Духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную академию, и одновременно в Данилов монастырь. С Городищем я связан вот уже 60 лет. Приезжал сюда ежегодно, учась и в светском институте, и в Духовных школах, и будучи насельником Данилова монастыря, и настоятелем храма в самом центре Москвы. Естественно, в Городище мы часто с ним общались, «нарезали круги» вокруг храма. Будущего владыку звали Петр. Многие прихожане, любившие владыку, продолжали называть его «Петя», даже когда он принял постриг и был рукоположен в сан священноинока, а потом и епископа. Помню, как приехав, уже после начавшихся трагических событий, на Донбасс, я посетил Городище (2015 г.). Как обычно, посетил то место на берегу речки Белая, где когда-то был старинный деревянный Покровский храм, закрытый в последний год правления Хрущева и сожженный в начале 70-х (Патермуфий положил начало строительству каменного храма на месте уничтоженного деревянного). Одна старушка, жившая рядом, приняв меня за сотрудника Старообрядческой митрополии, обратилась ко мне с такой просьбой: «Вы уж передайте там Вашему начальству, чтобы не обижали нашего Петю». Однажды владыка посетил меня в доме моих родителей в г. Артемовске (это 18 км от Городища). Тогда он мне подарил старинный требник. В доме у нас был местный псаломщик Петр Егорович. У него была длинная борода и «буденовские» усы. Несмотря на его вполне «старообрядческий» вид, Петр по каким-то неуловимым признакам сразу определил: «Это не наш».
Владыку Патермуфия отличали добросердечие, кротость, благожелательность к окружающим. Никто никогда не слышал, чтобы он повышал голос и кого-то ругал. Эти его качества органично сочетались с деловой хваткой и предприимчивостью. Был отстроен храм в пос. Ольховатка Донецкой области, приобретен земельный участок в Луганске. На этом участке был построен дом, где началась молитва. Много было сделано и в самом Городище: реставрация Успенского храма, строительство церковного дома, часовни, даже был открыт приходской музей. Напротив храма была открыта богадельня. Почившего отличала большая жертвенность в служении – он никогда никому не отказывал в совершении треб, даже если приходилось преодолевать большие расстояния. Помню, спросил его, как его пастве удаётся на первой седмице Великого поста, когда совершаются огромные по объёму службы, готовиться к Причастию. На что он ответил: «А я сам за них вычитываю положенное правило». Своим внешним видом владыка напоминал иноков Древней Руси, как будто сошел с древнерусских миниатюр. Незабываемы его голубые, чистые, как два озерца, детские глаза.
До принятия епископского сана Патермуфий подвизался в Улейминском монастыре на Ярославщине и некоторое время, будучи уже епископом, в обители прп. Серапиона Черемшанского на Саратовщине. Приняв иноческий постриг, он никогда не ходил в гражданской одежде. Главу свою покрывал часто даже не скуфьей, а камилавкой. К единоверию относился со скепсисом: «Некоторые наши, устав от гонений, пошли на компромисс». В нашем храме был дважды: пел пасхальные песнопения, проповедовал об истине древлеправославия заходившим в храм людям.
Последний раз я его видел года полтора назад в Доме причта на Рогожском на открытии какой-то выставки. Стоя позади него, нагнувшись к его уху, я произнес: «Речка Белая», желая вызвать у него ассоциации с малой родиной. Повернувшись, владыка спросил: «А где такая?» (речка Белая протекает через все Городище). Зная, что у него большие проблемы со здоровьем, я тогда подумал: «Да, действительно, все очень серьезно». И вот этот бренный мир покинул прекрасный русский человек, аскет-подвижник, посвятивший всю свою жизнь Богу и людям.
Царство ему Небесное!
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России