Онтологический символизм как мировоззренческая парадигма цельного знания

Часть 1: Вербальные контуры социально-исторического процесса

0
92
Время на чтение 6 минут

«И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины: и мы видели славу Его как единородного от Отца» (Ин. 1:14)

Историческая драма человечества очерчивается своими мировоззренческими переломами. Конец XX столетия ознаменован в российском самосознании крахом идеи технологического детерминизма. Ее теоретическая смерть засвидетельствована глобальным разрастанием экологического кризиса современного мирового сообщества, всё более зримой угрозой самоуничтожения человечества в ходе его дальнейшей техногенной экспансии. Практическим воплощением этой смерти стал развал в последние десятилетия ХХ века социально-политической системы «реального социализма» с его классово-технократической идеологической начинкой.

Основные черты вызревающего миропонимания определяются общим смыслом истории человечества, идеей гуманизации социально-исторического процесса, все более полным самоутверждением человека в мире, ростом свободы и творческих возможностей личности. Важнейшим орудием личностного самоопределения людей служит язык как непосредственная действительность мышления, как первая ипостась разума человеческого. «По благороднейшем даровании, которым человек прочих животных превосходит, то есть правителе наших действий – разуме, первейшее есть слово», – подчеркивал в свое время М.В. Ломоносов. Антропологический поворот в развитии философского самосознания Новейшего времени получает к концу XX века смысловое завершение в признании Языка генеральной движущей силой общественного прогресса, животворным истоком поступательного обновления социально-исторической реальности.

Идейные корни символического, логоцентристского мировоззрения уходят в глубь веков, к священным преданиям о творческой силе Слова. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:1-4). Рациональное осмысление эти древние заветы получают в эпоху Просвещения. Сила Слова, возвещал русским людям М.В.Ломоносов, «толь велика, коль далече ныне простираются происшедшие от него в обществе человеческом знания». Преклонение «Русского просвещения» перед величием Слова обретает мировоззренческую полноту, идейную основательность в концепции «онтологического символизма» Г.С.Сковороды, в «оживотворении» А.Н.Радищевым самобытных реалий слова. В его понимании, «слово есть нечто живое». Все человеческие знания, «вся человеческая наука, – полагает мыслитель, – не что иное есть, как изображение знамений вещей, есть роспись слов». Духовная мощь Слова утверждает его главным воспитателем рода человеческого. По убеждению Радищева, «начальный способствователь усовершенствования рода человеческого есть речь». Слово, по его признанию, «одаренное всесилием всевышнего, разделило стихии и мир устроило».

Идейные зёрна «вербального» мировоззрения, посеянные в лоне научно-теоретического мышления веком XVIII-м, дали в XIX столетии концептуальные всходы в деятельно-креативной теории языка В. фон Гумбольдта, принеся в XX веке конкретные плоды в эмпирической проработке гипотезы лингвистической относительности Сепира – Уорфа, в выявлении параметрических характеристик влияния вербальных структур на когнитивный опыт человека, на формирование идеального образа окружающего мира. К концу XX столетия внутренние наработки специальнонаучного поиска получили смысловое обоснование на крайних полюсах философского миросозерцания, объединившего в проблемном поле Языка безпредпосылочную нейтральность, объективизм позитивистского исследования и полноту экзистенциалистского восприятия мира. Результатом такого единения стало возрождение герменевтики как искусства символического прочтения целостных смыслов духовной жизни различных этнокультур и становление лингвистической философии как научно-методологической программы «оживления» Языка «игрой» его собственных сущностных сил.

Постижение этих сил предполагает осознание Языка в качестве активного, самодеятельного участника всемирной истории, когда он предстает не просто как условие бытия людей, но как само их бытие, служит не столько модусом исторических событий, сколько их субстанцией, истинной сутью, выступает не как результат деяний человечества, но как их творческое начало, исторический почин. Наиболее общие следы такого причинения воплощаются в качественно определённых эпохах исторической жизни человечества. Если марксизм, опираясь на идеи технологического детерминизма, обосновал классовую природу общественных формаций, отстраняя от процесса их претворения в социальной практике энергетический потенциал этнических сообществ, то питаемый духом социального сотрудничества философский гуманизм, утверждая бытийственность в прогрессивном развитии человечества реалий этнических объединений, признает соучастие народов в поступательном движении общества, действенность их языков в формационном и цивилизационном обновлении социума.

Именно Слово в многообразии своих этнических модификаций служит глубинным началом, нравственным истоком формационных различий, поднимает тот или иной народ на арену исторических деяний, определяет лидерство того или иного этноса в осуществлении исторического прогресса. Так, современный «капиталистический» мир есть по преимуществу продукт деятельности «англосаксонской» языковой общности. Просвещенный абсолютизм XV–XVIII вв. нашел наиболее яркое выражение в деятельности французской нации. Западноевропейское средневековье было охвачено полем латинского языка. Однако надэтнический характер его функционирования в ту эпоху служит весомым аргументом для констатации его реальной смерти, превратившей когда-то живое и деятельное «тело» латинской речи в подсобное орудие хранения и ретрансляции чистоты социального опыта, в абстрактную силу унификации европейской культуры, в инструмент подавления многоцветия национальной жизни. В этом случае роль символического лидера средневековья должна перейти к арабскому языку, который стал на Востоке не только, как латинский на Западе, языком науки, культуры, образованности, но сумел, сохранив свои этнические корни, проникнуть во все социальные поры жизни многих «восточных» народов, оплодотворив содержание их деятельности требованиями собственной организации. Культура античного мира питалась в основном живительными токами древнегреческого языка, тогда как жизнь древневосточных, «раннеклассовых» цивилизаций «азиатского способа производства» была обусловлена в значительной степени влиянием древнеегипетского царства и его языковой среды.

Однако нарисованная схема вербально-этнических модификаций социальных лидеров истории человечества представляется слишком догматичной в своих одноликих исторических модификациях, лишённых потенциалов качественного самодвижения исторического материала как столкновения противоположных сил, энергетических потоков порождающей и регламентирующей деятельности людских масс, духовно возвышенных мотивов жизни одних народов и приземлённо-прагматичных действий других. Следовательно, на каждом формационном этапе творческие силы мировой истории должны быть представлены в действиях не одного народа, а двух, по крайней мере, этнокультурных сообществ. Поэтому этнокультурный облик социальных формаций мировой истории прорисовывается в раздвоении языковых императивов общественной практики: древнеегипетский и аккадский (ассиро-вавилонский) языки в древнем мире, древнегреческий и латинский в античную эпоху, арабский и тюркский в период средневековья, испанский и французский во времена Возрождения и Просвещения, немецкий и английский в Новейшее время XIX–XX столетий.

Вопрос об этнокультурных лидерах наступившего XXI века остаётся открытым для широкого научного обсуждения и социально-практического уточнения. Может быть, таким мировым лидером в совершенствовании современного общества станет китайский язык, на котором общаются более 1 млрд 400 млн граждан КНР, сплоченных политической волей КПК в реализации социальных планов. Возможно, что это будет еврейский народ, показавший непоколебимую стойкость в защите своей идентичности. А может быть, и русский народ захочет, наконец, произнести свое решающее Слово в мировой истории. «Но одно можно твердо сказать: господство в современном мире англосаксонского этноса подошло к концу. Сегодня мировому сообществу предстоит воочию наблюдать социально-историческое крушение Британии и разрушение «американской мечты» о мировом господстве» (Гореликов Л.А. Идейные начала современного «русского мировоззрения» в научно-философской концепции «онтологического символизма»).

Лев Александрович Гореликов, д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Александрович Гореликов
Категориальные основания формирования исторической картины мира
В продолжение разговора о будущем России и мирового сообщества
01.11.2024
Русская научно-философская революция как путь спасения России
Отклик на статью Г.Г.Малинецкого «Реабилитируйте науку!»
23.08.2024
Контуры ноосферного будущего в интеллектуальном прозрении российского общества
Первоначальное внедрение ноосферной идеологии в практику общественной жизни должно осуществляться в более социально монолитном и духовно сплоченном по сравнению с Большой Россией очаге русской культуры
30.07.2024
Новый социализм должен быть ноосферным
Открытое письмо Николаю Платошкину
28.05.2024
Нравственный раскол Русского мира и его цивилизационные перспективы
Генеральной сферой общественной жизни Северной цивилизации должна стать научно-философская познавательная деятельность
16.05.2024
Все статьи Лев Александрович Гореликов
Последние комментарии
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 12:40
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.11.2024 12:29
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.11.2024 12:20
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 11:22
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 11:04
Вопрос суверенитета России – ни больше, ни меньше
Новый комментарий от Александр Волков
10.11.2024 10:10
Избавиться от иудиной скверны
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 08:10