Христианство и толерантность

Одно – терпимость к недостаткам человека, другое – отношение к порокам общества

Традиционные духовно-нравственные ценности России 
0
242
Время на чтение 4 минуты

Понятие «терпение» для христиан – одно из основополагающих. «В терпении вашем стяжите (т.е. спасайте) души ваша» (Лк. 21, 19), – говорит Иисус Христос. Терпение – одна из главных добродетелей. Однако терпение в христианском понимании – безропотное перенесение скорбей и болезней, с упованием на волю и милосердие Божие – отнюдь не то же самое, что предлагает, по сути, культ толерантности.

Под влиянием Запада сегодня о толерантности говорят, как о форме равнодушия. Подчёркивается необходимость быть терпимыми ко всему и не обращая внимания на то, что происходит вокруг.

Христианство призывает не быть равнодушными друг к другу. Мы должны помочь и себе, и другим обрести спасение души, не дать другому человеку погибнуть. Православие призывает любить грешника и ненавидеть грех. Христос говорил не только о терпении – Спаситель призывает любить, и любить деятельно, жертвенно. «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 27-28).

Любить – значит стремиться спасти человека, даже если он сам не понимает, насколько это для него важно. Для этого я должен уметь дать оценку поступкам человека, чтобы уберечь его и окружающих от беззаконий и возможной гибели.

Одна из форм такой заботы – правдивая нравственная оценка греховных поступков человека: нужно уметь сказать, что грех – это грех. Однако в современное определение толерантности настойчиво вкладывают требование терпимо относиться к любым особенностям и проявлениям другого человека. Людям предлагают делать вид, что происходящее с другими их лично не касается, и якобы такие действия сохраняют добрые отношения, а значит общественную стабильность и прогресс.

Но одно – терпимость к недостаткам человека, с которыми он рождён, и совсем другое – отношение к порокам общества. Например, мы терпеливо относимся к человеку, у которого слабое здоровье. Бывает, что больной человек делает всё медленно, это может нас раздражать, но мы понимаем больного, прощаем и терпим его немощи.

Нельзя подменять толерантностью законы гостеприимства. Хозяин дома оказывает теплый приём гостям, но и гость должен подчиняться правилам морали, культуры, которые есть в этом обществе и именно в этом доме. В своем доме хозяин – хозяин, а никак не гость, а современная «толерантность» предлагает хозяину и гостю «меняться местами», чтобы гость везде чувствовал себя, как у себя дома, нередко вопреки традициям, культуре и установлениям дома, в котором его принимают, а хозяин терпеливо к этому относился, не позволяя себе выразить недовольство, т.е. стал гостем в своём же доме. Об этом свидетельствуют проблемы миграции, особенно в европейских странах.

Если спросить либерала-грешника: «Готовы ли вы принять мою точку зрения, что гомосексуализм – это грех? А также и то, что вы не имеете права пропагандировать аморальные деяния, тем более совершая массовые шествия по городу?». Он ответит, что мы не имеем права так рассуждать, что это ненормально, и что я должен отказаться от моих взглядов, ибо они не толерантны.

Проявлять толерантность – не значит уступать, попустительствовать греху. Но никто не должен жертвовать нравственными законами и терпимо относиться к безнравственным взглядам и поступкам людей, ибо это несет угрозу обществу.

Нравственный закон существует в каждом обществе, он сохраняется государством, религиозными требованиями, народными обычаями. Этот закон должны соблюдать все, в противном случае создается большая угроза для социальной стабильности и благополучного развития общества в целом.

Нравственный закон – это «соль», это фундамент, на котором стоит наш мир. Соль – продукт, который сам не гниет и в соприкосновении с другими продуктами не дает загнить и им. Поэтому Господь наш Иисус Христос и приводит своим ученикам в пример именно соль. «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф. 5, 13). Не будет фундамента – мир рухнет.

Свобода слова и печати – хорошее дело. Но важно знать, какого слова и какой печати, ведь через телевидение и печатные издания можно легко вбрасывать в массы аморальные понятия и нормы, например, призывать к насилию, разводам или суициду.

Православные христиане имеют полное право сохранять теплые дружеские отношения со всеми людьми, в том числе и с теми, кто иначе верит или совсем не имеет веры, но это не значит, что мы не должны возражать по тем вопросам, которые нас разделяют.

Запрет говорить о пороках общества – один из принципов толерантности. На самом же деле это нарушение и уничтожение основополагающих принципов человеческого общежития. Мы осуждаем грех и должны быть готовы помочь человеку избавиться от него.

Можно ли быть терпимым к сатанизму, если это мировоззрение конкретного человека? Конечно, нет. Если мировоззрение несет зло человеку, то я должен бороться с этим явлением.

Можем ли мы быть терпимы к убийству, насилию, воровству и прочим беззакониям? Нет, ни в коем случае! Должны сочувствовать грешнику, но обязаны ненавидеть грех. Так, я могу сочувствовать алкоголику, понимать, что он болен и не может самостоятельно справиться со своим недугом, но не могу быть терпимым к пьянству. Могу быть терпимым к вору как человеку, пораженному греховной страстью, но не к воровству.

Учёные не могут быть толерантны. В научной среде постоянно ведутся дискуссии, и это нормально. Без этого наука не может развиваться.

Религия – это тоже в немалой мере наука, которая касается духовной сферы нашей жизни. В каждой религии есть и своя практика, и своя теория по тем или иным основным аспектам вероучения, которая предполагает нетерпимость к внесению искажений, неверному толкованию вероучения или агрессивным нападкам на то, что дорого верующему человеку, осквернение святынь его религии.

Епископ Орский и Гайский Ириней

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Ириней (Тафуня)
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Христос – великий революционер?
Взгляд коммунистических лидеров на Иисуса Христа
28.08.2024
Олимпиада: победа духа или допинга?
Епископ Ириней рассказывает о происхождении девиза Олимпиады и современном спорте «химических» достижений
13.08.2024
«Не порос ли диким бурьяном вход в наше сердце?!»
Дискуссия художников разных эпох на слова Спасителя «се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20)
26.07.2024
«У толерантности есть чёткие границы дозволенного»
О полемике вокруг допустимости ношения хиджаба в учебных заведениях и на работе
19.06.2024
Все статьи Епископ Ириней (Тафуня)
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Пора осознать тот факт, что Россия – вымирающая страна
18.12.2024
Если России не будет – на Земле будет ад
В Москве состоялся круглый стол, посвящённый актуальности наследия русской мысли Московской Руси
18.12.2024
О либерализме
Наши новые либералы («либероиды») суть избранники тёмной свободы
18.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Константин В.
18.12.2024 13:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03