Понятие «терпение» для христиан – одно из основополагающих. «В терпении вашем стяжите (т.е. спасайте) души ваша» (Лк. 21, 19), – говорит Иисус Христос. Терпение – одна из главных добродетелей. Однако терпение в христианском понимании – безропотное перенесение скорбей и болезней, с упованием на волю и милосердие Божие – отнюдь не то же самое, что предлагает, по сути, культ толерантности.
Под влиянием Запада сегодня о толерантности говорят, как о форме равнодушия. Подчёркивается необходимость быть терпимыми ко всему и не обращая внимания на то, что происходит вокруг.
Христианство призывает не быть равнодушными друг к другу. Мы должны помочь и себе, и другим обрести спасение души, не дать другому человеку погибнуть. Православие призывает любить грешника и ненавидеть грех. Христос говорил не только о терпении – Спаситель призывает любить, и любить деятельно, жертвенно. «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 27-28).
Любить – значит стремиться спасти человека, даже если он сам не понимает, насколько это для него важно. Для этого я должен уметь дать оценку поступкам человека, чтобы уберечь его и окружающих от беззаконий и возможной гибели.
Одна из форм такой заботы – правдивая нравственная оценка греховных поступков человека: нужно уметь сказать, что грех – это грех. Однако в современное определение толерантности настойчиво вкладывают требование терпимо относиться к любым особенностям и проявлениям другого человека. Людям предлагают делать вид, что происходящее с другими их лично не касается, и якобы такие действия сохраняют добрые отношения, а значит общественную стабильность и прогресс.
Но одно – терпимость к недостаткам человека, с которыми он рождён, и совсем другое – отношение к порокам общества. Например, мы терпеливо относимся к человеку, у которого слабое здоровье. Бывает, что больной человек делает всё медленно, это может нас раздражать, но мы понимаем больного, прощаем и терпим его немощи.
Нельзя подменять толерантностью законы гостеприимства. Хозяин дома оказывает теплый приём гостям, но и гость должен подчиняться правилам морали, культуры, которые есть в этом обществе и именно в этом доме. В своем доме хозяин – хозяин, а никак не гость, а современная «толерантность» предлагает хозяину и гостю «меняться местами», чтобы гость везде чувствовал себя, как у себя дома, нередко вопреки традициям, культуре и установлениям дома, в котором его принимают, а хозяин терпеливо к этому относился, не позволяя себе выразить недовольство, т.е. стал гостем в своём же доме. Об этом свидетельствуют проблемы миграции, особенно в европейских странах.
Если спросить либерала-грешника: «Готовы ли вы принять мою точку зрения, что гомосексуализм – это грех? А также и то, что вы не имеете права пропагандировать аморальные деяния, тем более совершая массовые шествия по городу?». Он ответит, что мы не имеем права так рассуждать, что это ненормально, и что я должен отказаться от моих взглядов, ибо они не толерантны.
Проявлять толерантность – не значит уступать, попустительствовать греху. Но никто не должен жертвовать нравственными законами и терпимо относиться к безнравственным взглядам и поступкам людей, ибо это несет угрозу обществу.
Нравственный закон существует в каждом обществе, он сохраняется государством, религиозными требованиями, народными обычаями. Этот закон должны соблюдать все, в противном случае создается большая угроза для социальной стабильности и благополучного развития общества в целом.
Нравственный закон – это «соль», это фундамент, на котором стоит наш мир. Соль – продукт, который сам не гниет и в соприкосновении с другими продуктами не дает загнить и им. Поэтому Господь наш Иисус Христос и приводит своим ученикам в пример именно соль. «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф. 5, 13). Не будет фундамента – мир рухнет.
Свобода слова и печати – хорошее дело. Но важно знать, какого слова и какой печати, ведь через телевидение и печатные издания можно легко вбрасывать в массы аморальные понятия и нормы, например, призывать к насилию, разводам или суициду.
Православные христиане имеют полное право сохранять теплые дружеские отношения со всеми людьми, в том числе и с теми, кто иначе верит или совсем не имеет веры, но это не значит, что мы не должны возражать по тем вопросам, которые нас разделяют.
Запрет говорить о пороках общества – один из принципов толерантности. На самом же деле это нарушение и уничтожение основополагающих принципов человеческого общежития. Мы осуждаем грех и должны быть готовы помочь человеку избавиться от него.
Можно ли быть терпимым к сатанизму, если это мировоззрение конкретного человека? Конечно, нет. Если мировоззрение несет зло человеку, то я должен бороться с этим явлением.
Можем ли мы быть терпимы к убийству, насилию, воровству и прочим беззакониям? Нет, ни в коем случае! Должны сочувствовать грешнику, но обязаны ненавидеть грех. Так, я могу сочувствовать алкоголику, понимать, что он болен и не может самостоятельно справиться со своим недугом, но не могу быть терпимым к пьянству. Могу быть терпимым к вору как человеку, пораженному греховной страстью, но не к воровству.
Учёные не могут быть толерантны. В научной среде постоянно ведутся дискуссии, и это нормально. Без этого наука не может развиваться.
Религия – это тоже в немалой мере наука, которая касается духовной сферы нашей жизни. В каждой религии есть и своя практика, и своя теория по тем или иным основным аспектам вероучения, которая предполагает нетерпимость к внесению искажений, неверному толкованию вероучения или агрессивным нападкам на то, что дорого верующему человеку, осквернение святынь его религии.
Епископ Орский и Гайский Ириней