В праздник Пятидесятницы все храмы в цветах, березовых ветках и пол устлан травой. Рай расцветает там, где присутствие Духа Святого, и Церковь поет как бы на новом языке, потому что обычные земные слова не могут описать того, что принадлежит Отцу Небесному, Сыну Божию и Духу Святому. В молитве Пятидесятницы каждый понимает то, что говорится на всех языках, потому что слова воспринимаются не только слухом, произносятся не одними устами.
Впервые после Пасхи мы преклоняем колена, и в нашем покаянии — все исповеди, которые мы приносили священникам, и все, которые когда-либо принесем. Все святые преклоняют колена с нами, и все святые священники принимают наше покаяние — преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Но не имеет значения, какой священник и какой святой занимает это место, потому что Сам Дух Святой принимает эту нашу исповедь. Сам Господь — Пресвятая Троица исповедует грешника и отвечает ему. Мы молимся Богу Живому, в трех Лицах покланяемому, — с Ним наша встреча сегодня. Мы опечалили Отца, Сына и Святого Духа — и Отец, Сын и Дух Святой прощает нас. Мы крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, и мы должны обрести способность исполнить должным образом наше служение в Церкви.
Где Дух Святой, там прощение грехов. Семьдесят раз по семь в течение каждого дня Он прощает мне мой грех, и вся жизнь Церкви — это коленопреклоненная молитва, чтобы наши грехи были нам прощены, чтобы никто не терял никогда надежды. «Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа преизбыточествуют для многих. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5, 15—17).
Мы знаем, что Христос совершил дело нашего спасения во плоти, умерев на Кресте, воскреснув, вознесшись на небеса и воссев одесную Бога Отца. Смыслом дела Христова является наше спасение через оставление грехов — Его Крестной жертвой — и восстановление отношений между Богом и человеком. И в Пятидесятницу даром Святаго Духа, посланного от Отца, нам открывается общение любви, к которому призываются чада Божии. Этот день — наше приобщение Божественной любви и усыновление Отцу Небесному. Об этом дне Господь сказал: «В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога» (Ин. 16, 26—27).
Сам Отец любит нас и посылает Духа Святого, Духа Отчей любви. Как восклицает апостол Павел, «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). Это значит, что мы призываемся принять этот великий день Пятидесятницы, принять любовь Отца к нам, которую Он излил на человеческий род, после того как Сын Божий открыл нам путь искупления и спасения, омыв Своею Кровью все наши грехи и примирив нас с Отцом Своим Крестом.
Велика тайна любви Божией. Той же любовью, которой Бог Отец любит Своего возлюбленного Сына Единородного, Бог восхотел в этот день возлюбить нас и излить Духа Своего Святого видимым для всех образом. Из рабов, какими мы были, Он сделал нас чадами Божиими и вознес от земли на небо к славе Своего Божественного Сына. Об этом молился Христос Отцу Небесному накануне Крестных страданий: «любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них да будет» (Ин. 17, 26).
Дорогие братья и сестры! Эта равность любви Отца Небесного к Своему Сыну Единородному и Его любви к новому человеку, открывшаяся в Сионской горнице, превосходит всякое разумение. Любовь Отчая, излившаяся Духом Святым на Сына Единородного, отныне изливается на обновленное человечество, на всех, кто принимает искупление и усыновление во Христе.
Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы открывает историю Церкви — Церкви Единой, Святой, Соборной и Апостольской. С этого дня Церковь растет и распространяется под водительством Духа Святого. Ее история пишется день за днем, слезами и скорбями, в противостоянии духу мира сего. Ибо принятие человеком Духа Истины в мире сем, лежащем во лжи и во зле, означает объявление войны духу лжи. Если мы подлинно возлюбили истину и вступили в завет со Христом, чтобы хранить высший дар, который Он нам даровал — усыновление Богу Отцу, значит, мы неизбежно вступаем в противостояние врагу.
Никто из тех, кто Христов, не может избежать этой войны. Сам Христос открыто возвестил об этом Своим ученикам в конце Своего служения, перед самым восхождением к Отцу: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое». И «когда приидет Утешитель, Дух Истины, Он будет свидетельствовать о Мне и вы будете свидетельствовать» (Ин. 15, 18—21; 26—27).
Идет ли речь о сражении всей Церкви или о сражении, которое ведет каждый крещеный человек, принявший помазание Духа Святого, — мы не одни в наших испытаниях. Сегодня зло достигает последнего напряжения, и мы призываемся понять глубину происходящего. Причина и смысл всех потрясений, революций и войн — в той войне, которую ведет мир против Церкви и которая направляется диаволом против нас. Мы не должны никогда рассматривать их чисто индивидуально или отдельно от единого, всеохватывающего сражения. Пусть порой кажется, что искушения зла превосходят силы каждого из нас. Но Бог Дух Святой бдит, чтобы они не были больше того, что может вынести каждый верующий человек, по мере своей веры и крепости своего терпения. Будем помнить, что это нам Богом дано. Этими испытаниями Бог ведет нас в Небесное Царство. Он не оставляет нас одних вести эту войну нашими, слишком немощными силами, открывая нам путь к победе, ибо Он победил князя мира сего. «Мужайтесь, — говорит Он, — Я победил мир, ибо идет князь мира и во Мне не имеет ничего».
Он дает нам власть побеждать во имя Его все силы зла и все дела тьмы, при условии, что мы держимся Его имени и преклоняем колена Духу Святому с покаянием и смирением. Духом Святым нам открывается, куда идет мир, что будет с нами, и что мы будем. Чем страшнее тьма, чем ближе конец мира — тем ближе Пришествие Христово со славою, явление Нового Неба и Новой Земли. Тем осмысленнее наша надежда, тем яснее для нас победа Божия и наша победа.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России