Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым? Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою», — говорит Христос. Отец любит Сына, ибо Тот идет умереть за Своих овец. Любовь Отца для Него — безмерное воздаяние за Его Крест и страдания. Неужели для нас может быть недостаточно только Отчей любви и мы будем искать за свое служение похвал мира? «Я отдаю жизнь Мою, — говорит Он, — чтобы снова принять ее».
Христос послушен Отцу до смерти и смерти Крестной. Крест и слава — всегда для Него нераздельны. Он знал, что Он должен умереть. И точно так же знал, что воскреснет. И все, кто следует за Христом, должны знать, что то, что истинно, не обретается легко. Так много в мире людей, которые уклоняются от дара Господня, потому что не хотят заплатить за него требуемую цену. Но не существует легких путей для подлинно великого. Никто не восходил на небо, живя прохладно.
Смерть Господа была совершенно вольным приношением. В Гефсиманском саду Он воспретил Своему мнимому защитнику поднять меч. Он мог бы позвать на Свою защиту легионы небесных Ангелов. И Он дал ясно понять, что Пилат не имеет над Ним никакой власти, но что Он Сам принимает смерть. Он не был жертвой обстоятельств. Он не потерял Свою жизнь, Он отдал ее. Крест не был возложен на Него против Его воли. Он вольно принял его — ради нас и нашего спасения. Он принес Себя в жертву, чтобы стать нашим Спасителем. «Имею власть, — говорит Он, — отдать Свою жизнь и власть имею опять принять ее». Пусть восстанет против Него весь мир. Это власть Начальника жизни. Мы не имеем такой власти, наша жизнь, однажды отданная, — как вода, пролитая на землю, но Христос, отдав Свою жизнь, может снова принять ее.
От этих слов Христовых произошла распря между иудеями. Поистине, лучше разделение относительно слов Христа, чем единство в служении греху. Одни злословили Господа и Его учение и говорили: «Он одержим бесом и безумствует, что слушаете Его?» Другие, не вынося поругания Господа, противостояли этому. И доныне мир разделяется по этому признаку. Что такое Христос — спасение Божие или величайший в истории человечества обман? Всякий мыслящий человек понимает, что учение Христово — единственная здравая надежда, какая только может быть у этого безумного мира. Христос — единственный голос смысла и правды среди бесчисленных человеческих заблуждений. Столько святости в словах Христа, что имеющий уши не может не слышать, что это слова не бесноватого, а Посланника Божия. И дела Христовы — не дела безумного. Он исцелял больных, насыщал голодных и утешал отчаявшихся. Суть безумия мании величия — чудовищный эгоизм. Может быть, самое поразительное в жизни Христа — то, что она всецело посвящена служению другим. Как сказали сами иудеи: может ли бес отверзать очи слепому? Результат слов и дел Христовых — неопровержимый для мира факт. Только безумный может отрицать, что за два тысячелетия христианства миллионы и миллионы людей чудесно изменились силой Христовой. Мудрость, а не безумие, здоровье, а не болезнь совершили это чудо. Не вводящее всех в заблуждение безумие Христос принес в мир, а совершенное здравие Самого Бога.
В праздник обновления Христос ходил в храме в притворе Соломоновом. Иудеи обступили Его и говорили: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». Они нападают на Него, как будто это Его вина, что Он не тот Мессия, какого они ожидали. «Я сказал вам, — отвечает им Христос. — И вы не верите». Он сказал им, что Он — Сын Божий и Сын Человеческий, — и это значит, что Он — Христос. Иудеи делали вид, что сомневаются, но Христос говорит им, что они не верят. Вместо того чтобы возблагодарить Бога за Его Откровение, они хотят учить Его, как Он должен учить их. И Господь напоминает им о Своих делах. Никто не может совершать таких чудес, если не будет с ним Бога. И Бог никогда не будет сопутствовать обманщику.
«Но вы не верите, — говорит им Христос, — ибо вы не из овец Моих». Овцы Христовы слушаются голоса Его. Они различают Его голос из тысячи голосов и идут за Ним. Заповедь призвания Христова одна: «Следуй за Мною». Мы должны идти за Агнцем, как свидетельствует Апокалипсис, куда бы Он ни шел. Он дает Своим словесным овцам жизнь вечную — высшее благо для бессмертной человеческой души. Христос не говорит, что Он даст ее только в будущем веке, Он сейчас дает. И любящие Христа знают, о чем Он говорит. Господь хранит их и, как бы ни неистовствовали враги, никто не похитит их из руки Его.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России