В воскресенье, 2 июня, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, сообщает сайт митрополии.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления и благочинный Центрального округа протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Олег Скобля с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Чтец храма праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы Михаил Залятов был рукоположен во диакона.
За усердное служение Святой Церкви протоиерей Олег Измалков был награжден правом ношения креста с украшениями.
«На иудейскую Пасху Господь был в Иерусалиме и возвращался через Самарию, город Сихем в Галилею, где обычно проповедовал, – сказал владыка в проповеди.– Он остановился у колодца, которому было уже две тысячи лет. Колодец был святым, его вырыл патриарх Иаков для скота и отдал сыну Иосифу. Все знали, что это святое место и почитали его. Самарянка ежедневно приходила туда. И неслучайно. Представьте себе женщину, у которой семь детей, занятую хозяйством, – когда же ей думать о Боге? А по пути на святое место она размышляла о Нем. И надо же такому случиться – Он является ей! Это же настоящее Богоявление. У женщины была духовная жажда. Она не понимала, почему они кланяются Богу на горе Гаризим, а иудеи – в Иерусалиме. И тут Господь приходит на источник и просит у нее дать Ему выпить воды. Она удивилась, что этот непростой паломник, иудей заговорил с женщиной. В то время было не принято разговаривать с женщиной, она считалась существом второго сорта. А тут с ней заговаривает мужчина и просит воды. Христос сказал: "Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал тебе воду живую" (Ин. 4:10)».
«Вода живая – это учение Христово, благодать Божия, – продолжил архипастырь. – Женщина не поняла смысла слов и спросила, как же незнакомец даст ей воду без черпала. Живая вода – это родник, река. Господь говорит: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4:14). Но женщина не понимает, что Он говорит. Господь, видя это, попросил ее привести своего мужа, чтобы объяснить ему, а тот разъяснит ей дома. Она говорит, что у нее нет мужа. Достоинство самарянки в том, что она говорит правду. Господь ответил: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе" (Ин. 4:17-18). В те времена женщины могли пять раз выходить замуж, и у нее было пять законных мужей. Когда она услышала, что незнакомый человек это знает, сказала, что Он пророк и спросила, где им кланяться Богу. Он сказал: "Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу" (Ин. 4:22). "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4:24). Это будет поклонение Святой Троице. Такого еще иудеи и самаряне не знали. Господь имел в виду кланяться именно Троице. Женщина бежит в селение и всем рассказывает, что нашла человека, который все про нее знает, и отправила людей к Нему. Господь остался на два дня в Самарии, и многие уверовали в Него, стали проповедниками веры Христовой, исповедниками и мучениками. Фотиния тоже перенесла страшные мучения при Нероне, но была убежденной христианкой. Это редчайший случай в истории, единицы сподобились наедине беседовать с Богом».
«Для нас в этом простой урок – мы тоже должны иметь жажду благодати Божией. Если ее нет – значит нет и благодати. Эту жажду надо удовлетворять молитвой, общением с Богом, хождением в храм. Здесь благодать подается обильными потоками. Иногда мы не можем вместить ее из-за грехов. Чтобы вместить, надо вести чистую жизнь. Господь дает благодати столько, сколько нам необходимо. На примере отца Олега скажу: ему надо написать песню, Бог даст ему благодати на одну песню, на пять пока не даст. Господь дает благодать на конкретные дела, чтобы она чересчур не переливалась. Но на одну песню даст, как только он попросит и помолится, и появится прекрасная песня в Духе Святом, потому что она от благодати, а не от земли. Бог дает талант и способность написать ее. Он нам дает столько благодати, сколько нам нужно на этот день, как и еды. На что нам целый мешок муки, мы же не съедим его за день. Нам нужна одна картошка, одна ложка масла. Господь бережет Свою благодать и дает ровно столько, сколько надо. И самарянке дал столько благодати, чтобы она уверовала в Него и сообщила жителям Самарии. Ее миссия на этом заканчивается, она должна быть проповедницей в Самарии. И она проповедовала. Мы не должны многого просить у Бога. "Хлеб наш насущный даждь нам днесь", днесь – это на сегодня. Мы больше не просим. Так и весь живой мир – птички и рыбки – живут одним днем. Запасаться благодатью не надо – она каждый день изливается, только сосуд наш должен быть чистым, мы должны жаждать благодати. Тогда будем уподобляться самарянке Фотинии, ее молитвами пусть Господь сохранит нас», – завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона Воскресения Христова.
Настоятель подарил правящему архиерею наперсный крест для комплекта к ранее подаренной панагии.
Храм святых Симеона и Анны был построен в 1734 году на месте первой деревянной церкви, возведенной в 1712-м в память о рождении дочери императора Петра I Анны. Главный алтарь был освящен в присутствии императрицы Анны Иоанновны. В советское время храм закрыли, вернули Церкви в 1994-м. 14 сентября 2013 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения, а 15 февраля 2017-го храм освятил митрополит Варсонофий.